Царица мёртвого города

Бежала от большевиков, спасала евреев от фашистов, но настоящий смысл жизни обрела в Помпеях – мёртвом городе, который заменил Татьяне Варшер и родину, и семью.

Царица мёртвого города Историк, История, Россия, Революция, Иммиграция, Биография, Длиннопост, Текст, ЖЗЛ

В 1900 году в театре Суворина в Петербурге ставили антисемитский спектакль «Контрабандисты». Вскоре после профессор Бестужевских женских курсов Илья Шляпкин начал на лекциях расхваливать постановку. Длилось это недолго. После очередного хвалебного пассажа в адрес спектакля одна из курсисток встала и отчетливо произнесла: «Мы собрались не для того, чтобы слушать вашу лекцию, а чтобы выразить вам общественное порицание. Имейте в виду, что слово “жид” – совсем не парламентское слово!»


Девушку звали Татьяна Варшер. Свой бескомпромиссный характер она сохранит и в более суровые времена – когда к ней с обыском придут чекисты или когда в Италии она будет прятать от фашистов еврейские семьи. «Достаточно ей столкнуться с каким-нибудь человеком в несчастье, временном или постоянном, она начинает действовать, не жалея сил и времени. Бегает, пишет письма, а пока пристраивает “усыновленного” к себе, делится своим куском хлеба. А кусок этот очень невелик», – писала про нее Зинаида Гиппиус.

Царица мёртвого города Историк, История, Россия, Революция, Иммиграция, Биография, Длиннопост, Текст, ЖЗЛ

Сама себя Татьяна Варшер называла «типичной дочерью московского профессора». Ее отец Сергей Абрамович Варшер преподавал историю литературы в Московском университете, сам писал статьи и книги. Он скончался в возрасте 45 лет, когда Татьяне было восемь. С тех пор она жила с матерью, француженкой Ниной Депельнор, а деньгами семье помогал Павел Милюков, лидер кадетской партии, а в будущем – министр Временного правительства. Когда-то он ухаживал за Ниной, и в трудные годы не оставлял ее – несмотря на то, что она предпочла другого.

Царица мёртвого города Историк, История, Россия, Революция, Иммиграция, Биография, Длиннопост, Текст, ЖЗЛ

Татьяна попала на Бестужевские женские курсы в Петербурге после гимназии. В то время зачисление на подобный курс было единственной возможностью для женщин получить высшее образование. Однако после отчаянной отповеди антисемиту-профессору ее обучение едва не закончилось. Стоял вопрос об отчислении, но за девушку вступились другие преподаватели: они вынудили Шляпкина признаться, что тот наговорил лишнего. Тогда же в интернат, где жила Варшер, принесли венок цветов – знак благодарности от еврейской общины Санкт-Петербурга.

Царица мёртвого города Историк, История, Россия, Революция, Иммиграция, Биография, Длиннопост, Текст, ЖЗЛ

По окончании курсов Варшер уехала работать учительницей в Пернов, ныне – город Пярну на территории Эстонии. Позже вернулась в Петербург: в 1911 году она вышла замуж за врача по фамилии Суслов. В медовый месяц молодожены отправились в путешествие по Западной Европе. В поездке они побывали на развалинах Помпей, и Татьяна влюбилась: всю жизнь этот город будет тянуть ее к себе, как магнит.

Царица мёртвого города Историк, История, Россия, Революция, Иммиграция, Биография, Длиннопост, Текст, ЖЗЛ

Через два года после свадьбы ее муж умер. Вторым ее мужем – по некоторым данным, это был ее двоюродный брат – стал офицер-белогвардеец, который позже то ли погиб в бою с красными, то ли был убит у них в плену. Варшер с головой ушла в науку – стала преподавать историю Древнего Рима в Петроградском университете. Первые годы советской власти были не лучшим временем для научных занятий. «Я уже давно веду записи о пережитом, но за 1917–1921 годы у меня этих записей меньше. Не из боязни Чеки – от Чеки, как и от охранки, умеючи можно запрятать что угодно, – писала она в мемуарах. – Во время повальных обысков в мою скромную из четырех комнат квартиру нагрянуло десять человек и нашли лишь одну недозволенную вещь – университетский значок. А что у меня была пишущая машина, которую я не сочла нужным зарегистрировать, что у меня была огромная коллекция диапозитивов, наконец, ящик с письмами, которые весьма были бы интересны Чеке, – все это было не замечено обыскивающими».

Царица мёртвого города Историк, История, Россия, Революция, Иммиграция, Биография, Длиннопост, Текст, ЖЗЛ

Варшер признавалась, что не вела дневник систематически по той причине, что ей было просто некогда в то время. В революционном Петрограде нужно было выживать: «Приходилось таскать воду из дворницкой на шестой этаж, колоть дрова и дуть в буржуйку. Последнее – главное занятие советской женщины. А тут еще зимой пальцы превратились в венские сосиски, лопались, кровоточили – заворачивала я их в тряпочку». По ее словам, самые сильные воспоминания от зимы 1920 года – книги, закапанные кровью и воском: «В правой руке я держала карандаш, а в левой – тоненькую восковую свечку. В институте электричество – с семи до одиннадцати вечера, а нужно демонстрировать студентам снимки. Трамваи ходят только до шести, приходится оставаться спать в институте. В Публичной библиотеке – температура ниже нуля, с особого разрешения там занимается 60 человек с 10 утра до 3 часов дня. Хорошее топливо – книга “Весь Петроград”. Кому нужны рекламы фирм, больше не существующих?»

Царица мёртвого города Историк, История, Россия, Революция, Иммиграция, Биография, Длиннопост, Текст, ЖЗЛ

Вокруг торжествовало невежество. Варшер с педантичностью историка отмечала приметы времени. Новые слова – элшкозав и шкозавуч. «По новым подметкам на ботинках можно отслеживать историю падения рубля. Первая подметка стоила 20 рублей, седьмая – 60 тысяч». Плакат с надписью «Наш ЛАЗГУН: да здравствуют народные комиссары!». Памятник Радищеву, как писали газеты – первому декабристу. Варшер не удержалась и отправила письмо создателю памятника Леониду Шервуду: «Вам, как потомку доносчика на декабристов, следовало бы знать, что Радищев декабристом никогда не был, хотя бы по той простой причине, что покончил жизнь самоубийством в 1802 году». Выступление советского лектора, приобщающего широкие массы к музыкальной культуре: «Глинка был буржуй и лежебока и потому написал всего две оперы; будь он пролетариат, он написал бы, по крайней мере, пять опер».

Царица мёртвого города Историк, История, Россия, Революция, Иммиграция, Биография, Длиннопост, Текст, ЖЗЛ

Ей тоже приходилось читать лекции по истории матросам Балтфлота. Оплата – полтора фунта хлеба в день. Публика оказалась, к ее удивлению, не самая плохая. Матросы переставали курить при ее приходе, а на лекциях задавали интересные вопросы:

«– А что, Татьяна Сергеевна, во время французской революции были коммунисты вроде наших?

– Если делать отдаленное сравнение… то, пожалуй, наша эпоха слегка напоминает эпоху якобинцев.

– А сколько, сколько времени они правили?

– Три года.

– Когда же нашим чертям будет конец?»

Царица мёртвого города Историк, История, Россия, Революция, Иммиграция, Биография, Длиннопост, Текст, ЖЗЛ

А вот ее зарисовка, отметившая начало нэпа. «Кафе Lux на Невском. В простенке – огромный портрет Ленина. Он лукаво улыбается и подмигивает: это он смотрит на плитку германского шоколада. Она стоит 50 000, т. е. больше моего месячного профессорского гонорара». На вопрос анкеты: «Как вы смотрите на деятельность современного правительства?» Варшер в ее духе честно ответила: «Широко раскрытыми глазами историка».


После четырехлетнего пребывания, по ее выражению, «под игом советской власти», Татьяна Варшер обратилась в консульство Латвии за визой. Выезд одобрили, и в Риге она занялась журналистикой – печатала очерки в газетах русской эмиграции. Не оставила этого занятия и после переезда в Берлин. Вот, например, ее едкий очерк о выступлении Сергея Есенина в немецкой столице: «На нем смокинг – в нем он похож не на крестьянина, а на приказчика из Гостиного двора. Да, и манера декламировать у него приказчичья. Говорил, что приехал с пустыми руками, с полным сердцем и не с пустой головой, – и ему осталось лишь одно, “озорничать и хулиганить”, – и что он теперь будет воспевать лишь преступников и бандитов. У самого у него лишь одно желание –`стать таким же негодяем».

Царица мёртвого города Историк, История, Россия, Революция, Иммиграция, Биография, Длиннопост, Текст, ЖЗЛ

Но журналистика для нее была все же лишь приработком, главной оставалась наука. Ну, и страсть к мертвому городу Помпеи. В 1923 году Варшер встретилась со своим бывшим преподавателем Михаилом Ростовцевым, который покинул Советскую Россию еще летом 1918 года, преподавал в Оксфорде и завоевал репутацию одного из лучших историков античности в мире. Ростовцев рекомендовал ей ехать в Италию и всерьез заняться историей разрушенного города. По его рекомендации Варшер приняли в Германский археологический институт в Риме.


Примерно в то же время она освоила фотографию и начала методично, шаг за шагом фиксировать на своих снимках каждую деталь Помпей: остатки улиц, домов, надписи. Она изучала старинные книги, измеряла размеры разрушенных строений, рисовала карты и чертежи. В 1925 году вышел ее путеводитель по городу, которого нет: «Помпеи – лидер руин».

Царица мёртвого города Историк, История, Россия, Революция, Иммиграция, Биография, Длиннопост, Текст, ЖЗЛ

В Италии Варшер общалась с русской колонией. Зинаида Гиппиус писала о ней: «Для русского человека быть в Риме и не видать Татьяну Варшер –гораздо непростительнее, чем не видать Папу». По словам Гиппиус, Варшер помогала всем – не деля людей на их национальности и порой отдавая последнее, что было у нее самой. В 1922 году к власти в Италии пришли фашисты под предводительством «дуче» Бенито Муссолини. Варшер укрывала у себя еврейские семьи, организовывала транспорт, выбивала для них порой нелегальные выездные документы. «Ее расширенное материнство ярко проявилось в печальную эпоху кровавого разгула нацизма в оккупированной гитлеровцами Италии. Татьяна Варшер, часто с опасностью для жизни, оказывала посильную помощь жертвам наци-фашистского террора», – писал журналист Илья Троцкий.

Царица мёртвого города Историк, История, Россия, Революция, Иммиграция, Биография, Длиннопост, Текст, ЖЗЛ

Она пережила фашизм и скончалась в 1960 году в Риме. А всего за три года до ее кончины из печати вышел последний, 63-й том ее «Топографического кодекса Помпей» – самого подробного описания мертвого города.


Алексей Алексеев