Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях?

В данной публикации рассмотрим вопрос с разбором и комментариями официальных ответов ФАС, который очень часто задают в связи с исполнением закона о маркировке рекламы. А именно, нужно ли компаниям маркировать собственные посты у себя в социальных сетях, в том числе в запрещенных у нас соцсетях.

Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост

Заметим, что на рынке присутствует порой, как паника насчет того, что теперь надо маркировать абсолютно каждый пост, так и позиция полного нигилизма - нет штрафов, значит не будем и маркировать.
Действительно, несмотря на то, что закон о маркировке рекламы принят к исполнению с 1 сентября 2022 года подавляющее большинство участников рынка не маркирует либо не знает как выстраивать свои отношения с ОРД для проведения маркировки и отчетности по ней.
С 1 сентября 2023 вступили поправки в КОАП на обеспечения правовой базы для штрафов за неисполнение закона о маркировки рекламы

Итак, как решался поставленный вопрос?

Для получения полноценной экспертизы по поводу необходимости маркировки бизнесу своих постов в соцсетях были направлены официальные запросы в ФАС для получения официальной позиции органа исполнительной власти по данному вопросу. Это можно сделать непосредственно на сайте ФАС либо через Госуслуги

Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост

Поясним, почему именно в ФАС

Вот так выглядит базовый вариант маркировки, который должен присутствовать в том или ином виде в рекламном материале в зависимости от каждого конкретного случая

Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост

Согласно закону, именно ФАС отвечает за то, что можно считать рекламным материалом, а что нет. ФАС требует наличия в рекламном материале наличия слова «Реклама» и название юридического лица исходного рекламодателя. А Роскомнадзор уже обеспечивает контроль маркировки рекламного материала непосредственно токеном (erid), который участники рынка должны получать в ОРД (оператор рекламных данных) для обеспечения прозрачности рекламных схем и склейки рекламных цепочек в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы).

Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост

Полномочия ФАС

Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост

Полномочия Роскомнадзора

В данной статье рассмотрим два примера официальных ответов ФАС по запросам от двух кампаний, так как случаи по ним закрывают практически все нужные нам вопросы по данной теме публикации:

  1. Продажа автозапчастей Камспартс

  2. Додо-пицца

Итак, рассмотрим кейсы:

Камспартс:

В ФАС был направлен официальный запрос со сканами конкретных постов на предмет экспертизы признания либо нет данных материалов, как рекламные и требующих маркировки.

Пост 1

В нем присутствует описание карточки товара, упоминание бренда, артикула и прочей информации с призывом обратиться и обеспечения доставки товара. Подобные посты в том или ином виде присутствует в большинстве постов, которые ведут интернет-магазины либо производители в своих аккаунтах соцсетей, поэтому он является (как и нижеуказанные) репрезентативным для получения экспертизы из ФАС

Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост

Пост 2

В данном посте присутствует очень важная деталь, а именно призыв к действию в виде «Купить». Дело в том, что на различных форумах, телеграм-чатах, посвященных маркировке, присутствовало мнение, что если в посте присутствует призывы к действию типа Купить, Заказать, Обращайтесь и прочие, то пост однозначно является рекламным и требующий маркировки.

Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост

Пост 3

Здесь типичный пост насчет распаковки и обзора товара

Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост

ФАС отвечает на практике по данным запросам достаточно оперативно для госоргана исполнительной власти - от 20 до 30 дней

Какой ответ в итоге был получен от ФАС?

Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост
Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост

Выделим наиболее важное и существенное

Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост

А также

Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост

Какие выводы можно однозначно сделать?

ФАС дает достаточную вольницу и поле для маневра. Указанные посты в запросе, как впрочем вся лента данной кампании в социальной сети НЕ нарушает закон о рекламе и НЕ требует маркировки. ФАС также разрешает в постах сообщать об акциях, ценах, мероприятиях и иных действиях в текущей хозяйственной деятельности компаний, при этом не проводя маркировку данных постов. ФАС рассматривает сайт и любой другой интернет-ресурс, принадлежащий бизнесу, как имеющие справочно-информационную сущность и не подлежащие маркировке. Это очень важная информация от ФАС, которая позволяет бизнесу в пустую не маркировать посты в социальных сетях, тем самым не требуется выделять дополнительные трудозатраты по данному вопросу.

Кейс Додо-пицца

Здесь вопросы, которые были заданы в ФАС от Додо-пиццы, а здесь ответы, которые прислал ФАС

По сути, ФАС дал аналогичную трактовку и обозначил свою позицию в отношении сайтов и постов в соцсетях для Додо-пицца, так же как и для Камспартс (см. выше)

А как поступать с постами, которые могут иметь место в запрещенных у нас соцсетях?

Здесь ответ ФАС насчет постов в организациях запрещенных на территории России.

ФАС однозначно определяет, что публикации в запрещенных соцсетях не регулируется, никоим образом не отслеживаются данным ведомством и не входит в компетенцию ФАС. Поэтому маркировка в запрещенных соцсетях не требуется

Однако ФАС оставляет для себя поле для маневра

Вот так ФАС формулирует "отдельные случаи", когда маркировка рекламы в нашем случае будет необходима

Как бизнесу сделать так, чтобы не попасть под «отдельные случаи»?

Рекомендации для своих постов в социальных сетях, чтобы избежать маркировки и исключить “отдельные случаи”:

  1. Все посты и сторис должны быть оформлены в едином стиле и ничем не выделяться друг относительно друга

  2. Нельзя закреплять пост в ленте про отдельный товар либо баннер на сайте делать сквозным (всплывающим) про конкретный товар из каталога с указанием бренда

  3. Нельзя в пост вставлять выделяющийся сочный баннер, где будет указываться конкретный товар с указанием бренда

  4. При вставке выделяющегося баннера в пост (в том числе на сайт) не указывайте конкретный товар бренда, а пишите про категорию товара (а при клике можно вести и на конкретную карточку товара в каталоге):
    Пример: Скидки 30% на немецкую мужскую обувь - этот баннер маркировать не требуется, так как он не акцентирует внимание на конкретном товаре и бренде
    Пример: Скидка 30% на мужскую обувь Ecco triaton X - этот баннер придется маркировать.

Если вам необходимо размещать баннеры в постах соцсетей, то делайте это используя общие формулировки. Например, как это делает на сайте Сбермегамаркет. У сбера свой ОРД. Они с ФАС и Роскомнадзором на короткой ноге, поэтому приемы, которые использует Сбермегамаркет подойдут всем, кто публикует баннеры на сайте и в постах соцсетей. Зачем тратить ресурсы на маркировку, отчетности по ней в ОРД, когда можно обходить маркировку, указанными рекомендациями?

Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях? Интернет-маркетинг, Блогеры, Кейс, Длиннопост

Как мы видим, во всех баннерах указаны общие формулировки в баннерах. Упоминаются только категории товаров и нигде не присутствует (в приведенных примерах) упоминание конкретного товара либо услуги либо мероприятия. Такие баннеры маркировать не требуется и с легкостью можно использовать в постах соцсетей.

Однозначно, любому случае бизнесу необходима полноценная экспертиза по вопросам маркировки рекламы и отчетности в ОРД для исключения претензий и штрафов с 01 сентября 2023 года со стороны исполнительных органов власти.

Надеюсь, что данный материал и предоставленная экспертиза будут полезны для исполнения закона о маркировки рекламы

Подписывайтесь на мой YouTube канал Телеграм канал с подробными инструкциями по оформлению отчетности в ОРД и исполнения закона о маркировки рекламы