Трагедия в Красном Сормово

Знаете ли вы, что 18 января 1970 года на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде при строительстве атомной подводной лодки К-320 произошла радиационная авария? При проведении гидравлических испытаний первого контура силовой установки АПЛ, когда она находилась на стапеле механосборочного цеха, произошёл несанкционированный запуск реактора ВМ. Проработав на запредельной мощности около 10—15 секунд, он частично разрушился. Непосредственно в помещении находилось 150—200 рабочих (вместе с соседними, отделёнными тонкой перегородкой — до 1500 человек). Двенадцать монтажников погибли сразу, остальные попали под радиоактивный выброс. Уровень излучения в цехе достигал 60 тысяч рентген.  Заражения местности удалось избежать из-за закрытости цеха, однако был произведён сброс радиоактивной воды в Волгу.

В тот день многие ушли домой, не получив необходимой дезактивационной обработки и медицинской помощи. Шестерых пострадавших доставили в больницу в Москву , трое из них скончались через неделю с диагнозом "острая лучевая болезнь". Только на следующий день рабочих начали отмывать специальными растворами, их одежду и обувь -  собирать и сжигать. Со всех без исключения взяли подписку о неразглашении на 25 лет. В тот же день 450 человек, узнав о произошедшем, уволились с завода. Остальным пришлось принять участие в работах по ликвидации последствий аварии, которые продолжались до 24 апреля 1970 года. В них приняло участие более тысячи человек. Из инструментов — ведро, швабра и тряпка, защита — марлевая повязка и резиновые перчатки. Основные жертвы пришлись на рабочих, которым приказали водой из шлангов отмывать помещение цеха. К январю 2005 года из более тысячи участников в живых оставалось 380 человек, к 2012 году — менее трёхсот. Все — инвалиды I и II групп. За участие в ликвидации аварии никто из них правительственных наград не получил.

Позднее, в мае 1971 года, мой отец, проходя службу в армии, в составе экипажа принимал участие в спуске этой подводной лодки на воду и переводе её по системе внутренних водных путей в г.Северодвинск для проведения сдаточных испытаний. 15 сентября 1971 года лодка вступила в строй, а 15 октября прибыла к постоянному месту своего базирования в Западную Лицу. Отец был в составе экипажа этой лодки до конца своей службы в армии.

Информация взята из открытых источников.

Трагедия в Красном Сормово Катастрофа, Подводная лодка, Нижний Новгород, Происшествие, Трагедия, Негатив