Трагедии 1943 года. Годовщина прорыва из Харьковского котла

77 лет назад – 15 марта 1943 года – окруженные в Харькове войска 3-й танковой армии Воронежского фронта совершили успешную попытку прорыва из «котла».


В ночь на 15 марта поступила директива Ставки Верховного Главнокомандования: разрешается оставить город Харьков, выйти из окружения и сосредоточиться на левом берегу Северского Донца.


Как не раз бывало и ранее в этой войне, подобный приказ поступил очень вовремя, когда противник уже сомкнул кольцо вокруг города, и вместо разрешенного «отхода» теперь нужно было, говоря военным языком, пробиваться с боем из оперативного окружения, под огнём противника.


Ввиду того, что в большинстве окруженных соединений и частей радиостанции были выведены из строя, приказ был своевременно доведен до сведения только 179-й танковой бригады и 62-й гвардейской стрелковой дивизии, а также вспомогательного пункта управления армии, где находился заместитель командующего армией генерал Белов. На состоявшемся во второй половине дня совещании командиров частей и соединений, генерал Белов приказал создать две группы прорыва, и третью – группу прикрытия, для каждой из которых были намечены пути отхода из города.


В первую группу прорыва вошли остатки 303-й и 350-й стрелковых дивизий и 17-я стрелковая бригада войск НКВД (без 210-го батальона); во вторую – 19-я стрелковая дивизия, 253-я и 104-я стрелковые бригады, 195-я и 86-я танковые бригады.


Обе группы прорывались в направлении на юго-восток, между Змиёвым и Чугуевым, в общем направлении на Скрипаи: дворами и огородами, от Лосево (Тракторного завода) и далее – южнее улицы Роганской, через Хроли, Лелюки, Зеленый Колодезь, Терновую, Заудье и Мохнач.

Прорыв был осуществлен в целом успешно, и к 17 марта обе эти группы защитников Харькова уже сосредоточились на восточном берегу реки Северский Донец.


Третью, группу прикрытия, составила 62-я гвардейская стрелковая дивизия и 179-я танковая бригада, а также 210-й батальон 17-й бригады войск НКВД, которые были окружены в районе Харьковского тракторного завода, и должны были осуществлять прорыв самостоятельно. Эта группа в ночь на 16 марта прорвалась в северо-восточном направлении (через нынешний Салтовский жилмассив) и впоследствии вышла к своим войскам на восточный берег Северского Донца южнее Волчанска.


В ходе прорыва, лично руководя боем своих соединений, геройски погибли командир 17-й бригады войск НКВД полковник Танкопий (его именем названа улица на Новых Домах) и командир 62-й гвардейской стрелковой дивизии генерал Зайцев.


На улице Балакирева противником был захвачен госпиталь 69-й армии, не успевший эвакуироваться. Там и сейчас находится Харьковский военный госпиталь, переполненный участниками АТО. Эсэсовцы из дивизии «Лейбштандарт Адольф Гитлер», взбешенные высокими потерями, зверски убили около 800 наших раненных в этом госпитале.


Как отмечалось в отчете штаба 3-й танковой армии, к исходу 17 марта, «преодолевая сопротивление противника, части армии вышли в южном направлении до 5000 человек и в северо-восточном направлении до 3500 человек. 62-я гвардейская стрелковая дивизия вышла, имея без тылов около 2500 человек… 350-я стрелковая дивизия кроме тылов, ранее выведенных из боя, вышла единицами. 17-я бригада войск НКВД вышла в составе свыше 1000 активных штыков и направлена на оборону по восточному берегу р. Северский Донец на участке Старый Салтов – Хотомля. 303-я и 19-я стрелковые дивизии имеют свыше 1000 активных штыков».


В целом, в период операций «Звезда» и «Скачок» советские части, как правило, успешно выходили из окружения, благодаря рельефу местности (большое количество оврагов, речек и рощ) и климатическим условиям: февраль и март в наших широтах не жаркие, и по ночам немцы уходили в населенные пункты, грелись и сушили одежду, поэтому выйти из окружения было вполне посильной задачей – но только налегке, без техники.


В эти дни состав 3-й танковой армии дополнительно поступил 1-й гвардейский кавалерийский корпус, и при его поддержке армия организовывала оборону восточнее Харькова вдоль берега реки Северский Донец. Стабилизации обстановки способствовало изменение направления движения Второго танкового корпуса СС: он сдавал свои позиции в районе Харькова армейскому 48-му танковому корпусу, а сам разворачивался для наступления на север – к Белгороду и Курску.


Уже в третий раз за полтора года советские войска отходили из Харькова за спасительный рубеж Северского Донца. Сначала, после Первой Битвы за Харьков (октябрь 1941 г) линия фронта надолго (до лета 1942 года) стабилизировалась по Северскому Донцу. В ходе Второй Битвы за Харьков (май 1942 года) советские войска полу-окружили город, приблизившись к нему с севера на расстояние 20 км, дойдя до Безлюдовского пляжа, а на юге – до Краснограда, но в результате сами попали в Барвенковский котёл и снова прорывались обратно за Северский Донец. И вот, в марте 43-го, после Третьей Битвы за Харьков, линия фронта в очередной раз установилась по берегу Северского Донца.


Будет и Четвёртая Битва за Харьков, которую официально называют «Курской» (хотя она была отнюдь не за Курск, и не случайно датой окончания «Курской битвы» считается 23-е августа 1943 года – официальная дата освобождения Харькова).


В связи с большими потерями, 3-я танковая армия была выведена в резерв для пополнения. 14-го мая 1943 г. ей присвоено почётное наименование «3-я гвардейская» - разумеется, с учётом героизма и мастерства личного состава, проявленных в ходе боёв за Харьков.


На этом не заканчивается история противостояния 3-й танковой армии генерала Рыбалко и взявшего Харьков немецкого Второго танкового корпуса СС. Через два года, взяв штурмом город Берлин, передовые части 3-й гвардейской танковой армии (по-прежнему во главе с бессменным генералом Рыбалко) подойдут к Праге, гарнизон которой будет состоять из… остатков Второго танкового корпуса СС (около 7 тыс. чел) и примкнувших к ним подразделений Власовской армии (все они пытались прорваться в американский сектор оккупации, чтобы сдаться в плен нашим союзникам, и многим это удалось сделать). Несмотря на формальное окончание войны, вплоть до 20-го мая включительно, танкисты генерала Рыбалко охотились в окрестностях Праги за власовцами и эсэсовцами, убив при этом около 1000 чел. История не сохранила – звучали ли там слова «За Харьков ответишь!», но разве не это имелось в виду?


В обоих указанных событиях – в Харькове в 43-м, и в Праге 1945-м – участвовал мой дед, Пётр Прокофьевич Лисичкин. Нет, он не входил в штат 3-й танковой армии, а, так уж получилось, направлялся на эти участки штабом Воронежского фронта (будущего первого Украинского), в подчинении которого и состоял, как офицер артиллерийской разведки, специалист по контрбатарейной борьбе.


Овладение Харьковом в марте 1943 года считается самой лучшей операцией в истории войск СС. Возможно, вам где-либо встречалось утверждение о том, что немецкие армейцы считали эсэсовцев как бы военными второго сорта, не более чем карателями, усаженными на танки. Но это было только до Харькова. А после Харькова, доверие и уважение Гитлера к частям СС стало беспрецедентным: именно им теперь в первую очередь поставлялось всё самое лучшее вооружение (минуя Вооруженные Силы Германии), включая новые танки «Тигр» и «Пантера»: в первую очередь ими оснащались именно войска СС.


На фото: эсэсовцы в Харькове, на фоне здания Госпрома

Интерактивная карта боевых действий:


https://yandex.ua/maps/?um=constructor:1162b5f38df2f84880b8837a43b9e2d2cfd1655c943b1bea89d92a641692a4b8&source=constructorLink

Трагедии 1943 года. Годовщина прорыва из Харьковского котла Харьков, Котел, Прорыв, Март, 1943, Звезда, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Маленькое уточнение: Харьковский военный госпиталь находится не на Балакирева, а на улице Культуры, в другой части города.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы правы, на Балакирева теперь Железнодорожная больница, тоже очень большая - вот и перепутал. У нас постоянно переименовывают улицы ((

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да и на фото не Госпром, а теперешний университет (до войны - Дом проектов).

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

это да, я изначально был в курсе, но Госпром стоит за ним, вроде как выглядывает. Думаю, пойдёт, как компромисс. А вот с больницей подловили меня знатно, спасибо.

там скорее имелось в виду - подходят к Госпрому

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку