8

«Тошнота» (1938) Жан-Поль Сартр

Историк Антуан Рокантен, молодой парижанин, живёт в провинциальном городке Бувиль на доходы от ренты и пытается написать книгу о знаменитом придворном деятеле прошлого. Однако бесконечные занятия в местной библиотеке не приносят ему ни удовольствия, ни удовлетворения. Он чувствует, что исследовательская работа утратила для него всякий смысл, а однообразие провинциальной жизни начинает угнетать.

🍎

Личная жизнь Антуана тоже не складывается. Встреча с бывшей возлюбленной Анни, когда-то романтичной и хрупкой, оборачивается разочарованием: женщина заметно постарела, живёт на содержании у египтянина и, по признанию самой Анни, всё видит в мрачном свете. Он понимает, что перед ним уже не та девушка, к которой он был так привязан, и его надежда на спасение через любовь разбивается о суровую реальность. Антуан видит, что у них с Анни много общего: её мироощущение такое же тягостное, и она, словно его зеркальное отражение, называет себя «живым трупом». Вскоре Рокантен осознаёт, что и для неё нет выхода из экзистенциального тупика, а потому она не сможет ему помочь.

🍎

Связь с хозяйкой местного кафе сводится у Антуана к физической близости без каких-либо чувств. Беседы с другом, которого он называет Самоучкой, кажутся бессмысленными. К тому же окружающий мир представляется пугающим и враждебным: предметы кажутся отвратительными, отталкивающими и вызывают у героя настоящую тошноту. При этом речь идёт не о банальном отравлении в привычном понимании, а об «интоксикации» реальностью, когда от самого факта существования вещей Антуану становится не по себе.

🍎

Углубляясь в отчаяние, Рокантен даже подумывает о самоубийстве, однако и эта мысль не сулит облегчения. Он считает, что его кровь и мёртвое тело станут такой же бессмысленной частью мира, как и всё прочее, а следовательно, не избавят его от внутренней тоски. В таком состоянии он попросту не в силах смириться с фактом своего бытия. Кажется, что все двери закрыты, а любое действие оборачивается бессмысленной рутиной, не дающей шанса на освобождение.

🍎

Неожиданное спасение приходит, когда Антуан слушает пластинку с любимой джазовой мелодией. В этот момент он ощущает, что искусство способно «оправдать» существование, пусть даже ненадолго и лишь в самых небольших пределах. Жан-Поль Сартр, автор «Тошноты», подчёркивает, как велика сила искусства и как оно может дать человеку иллюзию или намёк на гармонию, которой так не хватает в реальности. Сам Антуан выражает это в дневниковой записи, сравнивая себя с путником, озябшим в бескрайних снегах и неожиданно оказавшимся в тёплой комнате: «Негритянка поёт. Значит, можно оправдать своё существование? Оправдать хотя бы чуть-чуть? Я страшно оробел. Не потому, что я так уж сильно надеюсь. Но я похож на человека, который после долгих странствий в снегах превратился в сосульку и вдруг оказался в тёплой комнате. Он, наверно, замер бы у двери, всё ещё окоченевший, и долгие приступы озноба сотрясали бы его тело».

В этом противоречивом переживании — смесь надежды и страха — и кроется главный парадокс «Тошноты». Сартр показывает, что даже в глубине отчаяния может забрезжить спасительный свет, а искра вдохновения, исходящая от искусства, на миг даёт почувствовать свободу и возможность примириться с жизнью.

https://t.me/aababilova/105