Топар - или как вляпаться в приключения

Рыбалка – сколько приятных эмоций и воспоминаний носит это слово. Для кого-то это хобби, для кого-то средство от стресса и повседневной суеты, а для кого-то спорт и образ жизни. Для меня же это отличная возможность выбраться из города и убежать подальше от людей, за приключениями. Приключений, кстати оказалось гораздо больше чем самой рыбалки. Безысходность, сорокоградусная жара, егеря, дорожные работники, сотни километров красоты и храбрый, но бесполезный трактор – об этом читайте в продолжение моего рассказа.



Идея выбраться подальше от города зародилась в наших головах еще неделю назад и совершенно не давала покоя. Накопившаяся от работы усталость и постоянный недосып требовали компенсации. Сначала мы хотели выбраться куда-то в горы, так как, совсем недавно прокатившись в пригород, набрали вкусных и ароматных грибов (кто подписан в instagram видел). Но в горах немного скучно, да и ночью очень холодно, тем более мы хотели уехать километров за 300 от города, например на плато Ассы. В итоге решили ехать на рыбалку, а именно в какое-то необычное место под названием Коктал или ближе к Балхашу на Топар или Балатопар. Так как дорогу на Коктал мы только представляли в нашем воображении и совсем не представляли, как туда ехать, было принято решение ехать в сторону Топара и там может остановиться на знаменитых орловских озерах.



Загрузив 2 машины, Mitsubishi Pajero и Sang-Yong Actyon до отказа (в салоне было очень тесно, а багажник еле закрывался) в 5 часов вечера в пятницу мы выдвинулись в путь. В Pajero находилось 4 человека, а в синем корейце 5, включая меня. Покинув городскую пробку и спустя примерно 3 часа, в последней точке связи мы заправились, позвонили родным и поставили телефоны в автономный режим, дальше связи не предвиделось. Стоит отметить, что в пути нам очень помогал GPS навигатор, то и дело мы ставили путевые точки, чтобы потом не заблудиться. Все же мы решили ехать на орловские озера, куда ранее мы не ездили. Так сказать, решили открыть для себя новые места это, и оказалось для нас ошибкой.

Примерно в 9 часов вечера мы уже были возле приметной статуи орла. Тут асфальт заканчивался, и начиналось абсолютное бездорожье, которое нас не пугало, а наоборот вдохновляло. Для представления: гектары очень мелкого, похожего на сухое молоко песка, который норовил проникнуть в каждый уголок одежды и тела. На многие километры не было и намека на тень, всюду росли причудливые кустарники и саксаул, адыраспан (местная священная трава), колючки и приспособленные к местному климату травы но, несмотря на это ландшафт везде был разнообразным, красивым и интересным. Вдоль всей дороге были видны многочисленные следы пробегавших животных: ящериц, насекомых, ежей, сусликов (очень много нор) и даже зайцев. Радовало то, что едем мы в ночное время и жара нас не вымотает, а доберемся мы до места дислокации примерно к утру, разобьем лагерь и сразу же приступим к утренней рыбалке.

Груженые до отказа машины двигались по песчаному морю вполне уверено, лишь изредка мы зарывались, когда штурмовали очередной высокий бархан и ничто не предвещало беды. В какой-то момент мы поняли, что до так желанных нами озер, еще около 25 км. Тут же остановились какие-то мужики на Крузаке и сказали, что нам лучше развернуться и поехать куда-то в другое место, мотивируя тем, что ехать уж очень далеко. Но мы не привыкшие сдаваться решили ехать до самого конца, чего бы это ни стоило. Знаете ли вы, что трос и лопата, которые лежат у вас в багажнике, добавляет 60 пунктов к уверенности, нет? А вот мы знали, к сожалению.

Ринат

Ринат хороший водитель и отличный друг, который в любой момент придет на выручку. Но есть у Рината одно свойство – ему срывает башню, как только он входит в азарт. За это лето на своем синем корейце он побывал в разных городах нашей Родины и знал, как вести себя вне города. Однако в этот раз, азарт снова взял верх и вот мы мчимся на скорости около 70 км/ч (взорвалось пару бутылок пива от тряски) на очередной бархан и…. закапываемся. Полный привод, пониженная передача, все впустую, машина не двигается не вперед не назад. Беда не приходит одна и машина глохнет. Несколько попыток провернуть стартер и тишина, лишь электроника радостно подмигивает нам. В механике мы разбираемся слабо, больше теоретически. Отключив авто было принято решение дать ему остыть, мало ли, может КПП перегрелась и вошла в аварийный режим. Повторив попытку через 20 минут, мы завели двигатель, который на радость нам заурчал на всю степь. Все бы ничего, но нажимая педаль акселератора, машина стояла, как вкопанная – колеса не хотели проворачиваться, а двигатель громко рычал. Несколько часов мы лазили под машиной, пытались ее толкать, пробовали разные режимы КПП, скидывали клеммы – все бес толку.



Тем временем мимо проезжали заряженные для таких условий внедорожники: рации, силовые бамперы, люстры, лебедки и прочий весьма полезный стаф. Обычно это было 2 машины, но возле нас проехало 4 одновременно. Вроде находимся в такой глуши, а машины как по хайвэю разъезжают. Это были браконьеры, которые с помощью фары искателя стреляли зайцев и прочую дичь, охота на которую запрещена. Сейчас открыт сезон стрельбы на уток, но ночью утки, как известно не летают, еще и в степи. Ни один из остановившихся внедорожников не согласился нам помочь. Все желали сквозь зубы удачи, советовали открутить карданный вал и проезжали мимо. Я если честно, был очень удивлен, ведь обычно на дороге, да еще и в такой дали от цивилизации, присутствует водительская взаимовыручка.

Ахан

Делать нечего, нужно искать помощь! Я так как шарил в GPS и Антон, так как он был водитель Pajero, взяв с собой Диану и Юлю – отправились искать помощь. План был такой: сначала добраться до трассы и может быть попросить кого-то, кто смог бы нам помочь. Поймать в 3 часа ночи нам никого не удалось (оно и не удивительно) и мы найдя симку Актив (единственное, что ловит там в селах) – выдвинулись в сторону поселка Топар, чтобы выйти на связь и позвонить отцу Антона, а это примерно 65-70 км от того места, где мы встряли.
У семьи Антона есть хороший товарищ по имени Ахан, он местный житель и недалеко от аула Топар имеет свои владения, которые гордо называет фазенда. Фазенда – это огромная территория на которой имеется свое хозяйство, в основном скот. По всей территории проходит один из притоков реки Топар. Обычно мы ездили в эти владения (ну почему не в этот раз?) и ловили на реке рыбу. Река глубиной метров 5 полностью чистая и прозрачная, так что видно дно. На дне лежат мидии размером с ладонь, створки которых богаты своим тонким перламутром. Природа там сказочная, тугаи и заросли джигиды дают прекрасную и тень и обеспечивают прохладой. Эти места словно оазис среди пустыни.


В общей сложности нам удалось выйти на связь и получить номер Ахана. Мобильный почти сел, 4 часа ночи, а за окном была кромешная тьма. Заехав на заправку и залив сомнительной солярки, нам удалось поговорить с местным егерем, который одним своим видом пугал нас не на шутку. В его уазике, прижавшись плечами сидело еще 3 огромных джигита. Перспектива быть ограбленными ночью на трассе совсем нас не радовала. Узнав, что вокруг нет не единого СТО или трактора и что: «Нармальнайа салярка жи, можна да езсдить» мы прыгнули в неутомимый пыжик и помчались к Ахану. Будить человека в 4 утра нам не позволила совесть, да и сами мы уже еле-еле стояли на ногах, глаза слипались, и хотелось есть. Съехав с трассы и спрятавшись в кустах, мы решили вздремнуть часик. Но страх перед тем, что местные жители могу с легкостью нас бомбануть и растащить полностью загруженный верхний багажник, мне уснуть не давал.


Девчонки сладко посапывали на заднем сиденье, а мы с Антохой сквозь сон прислушивались к происходящему вокруг. В итоге в 6 утра примчался Ахан ( он был в городе), который обзвонив всех знакомых и даже Акима этого района, не смог нам помочь. У него был трактор, но тракторист еще вчера уехал в Баканас. Ахан попросил нас ждать его звонка, а сам уехал в аул. До 11 часов мы бродили, болтали и очень волновались, ожидая звонка. Ребята остались в степи, а мы уехали в 3 часа ночи и до сих пор нас нет. Любой бы на их месте сошел с ума. К тому же солнце поднималось и обещало очень жаркий день, а в степи это страшное дело.

Звонок! И мы оба мчимся к почти севшему телефону. Ахан не может ничем нам помочь и говорит, чтобы мы ехали по трассе, нашли там рабочих, которые чинят дорожное полотно и взяли у них трактор – «они обязательно помогут» сообщил он с уверенностью.



Дорожные работники



Днем ехать совсем другие ощущения. Оказывается, вокруг было очень много луж (маленькие безжизненные озера), красота, да и только. А еще мы видели красную траву, целые поля красного цвета, характерную для этих мест - справка из Wikipedia: Каншенгель (район неподалеку) - название поселка произошло от казахского слова «Калын шенгел» что означает «Густые заросли» местных кустарников называемые «шенгелем». По другой версий, в древности здесь проходили страшные, кровавые войны и тогда все кустарники стали красными от вражеской крови(кровь на казахском «кан»). В начале 18-го века в 60-и км отсюда происходило Великое Анракайское Сражение с джунгарами. Как бы там ни было, все местные жители и старожилы сходятся во мнений что земля здесь священная. В настоящее время это компактный поселок — микс казахской кочевой культуры и современных технологии.



Добравшись до рабочих, я начал их уговаривать дать нам единственный на всю округу трактор. Узнал у них, что они наемники из Киргизии и Узбекистана, получают 600$ в месяц, а еда транспорт и жилье им предоставляется бесплатно, вот только высчитывают за сигареты. В целом к концу сезона (к первому снегу) они возвращаются домой богатыми. Проблема заключалась в их начальнике, который на красной мазде куда-то уехал, его нужно было обязательно дождаться, так как тракторист с семилетним опытом уже был согласен. Время шло, жара начинала плавить асфальт и наши затуманенные головы, а я раздавал рабочим яблоки и груш