Титановые сережки, процесс изготовления
Всем привет! Сегодня я приоткрою дверь в волшебный мир ювелирки, а именно - в каморку папы Карло с вечно чумазыми от пасты гои руками и в пыльной от летающего абразива спецовке.
Любое украшение где то берет начало: это может быть образ из книги, цветок или узор. В голове ювелира эти вещи перемешиваются, бродят и дистиллируются в эскиз на бумаге. Еще этот процесс частенько и со здоровой долей иронии называют творческим отпуском
Для того, чтобы сделать сережки, нужна фурнитура. Договариваемся с литейщиком и получаем отливку серебра - заготовки для швенз и касты для камней. Выглядит не слишком притязательно и над ними будет много работы. Эти расходники требуются всегда, обычно их отливают килограммами и отдают на обработку новому или как то накосячившему монтировщику. Ювелиры с этой мелочью возиться не очень любят:)
Убираем литники, собираем и штифтуем швензу (молоточек самодельный, как и многие другие инструменты, которые зачастую делаются из подручных средств и бесхитростно зовутся приладами).
Однажды на производстве случился такой диалог:
Я: Чем зашлифовать X, чтобы получилось по фен-шую?
Начальник цеха разглядывает X, подходит к корзине с мусором, изучает содержимое и говорит:
Н: Вот что ты видишь?
Я: Ну.. Мусор.
Н: Это не мусор. Это ювелирный инструмент.
В роли которого может выступать все что угодно. Палочки от мороженного, кусок стекла или зеркала, картошка..
Далее грубыми абразивами удаляем дефекты литья и завершаем мелким наждаком или тонкой резинкой. На фотографии кажется самый важный и востребованный инструмент в мастерской - правилка. Вообще это линейка с присобаченным на нее наждаком
Более-менее доведенная до ума фурнитура отправляется в галтовки. Барабаны с крутящимся в них абразивом разных категорий (иголки, металлические шарики, ореховая скорлупа с пастой). Если правильно и по уму поставить процесс, то все, что требуется от человека на крупном производстве - обрезать литник, слегка зашлифовать его и отправить на галтование. После трех-четырех смен абразива остается достать, слегка прополировать на тонкой пасте и готово, вы великолепны.
Пока фурнитура крутится, вернемся к эскизу. Нам нужно его вырезать в металле. Можно это сделать и руками, отфрезеровав прокатный лист, но это потребует много усилий. Поэтому нарежем нужные формы на гидроабразивном станке. Для того, чтобы технолог на заводе понял, что я от него хочу, нужно перевести эскиз в удобоваримый формат, а именно отрисовать в DXF или FRW
После нарезки получаем такие заготовки.
Для начала нужно разметить и просверлить технические отверстия для клепки кастов (сразу на чертеже их отмечать не всегда удобно). Размечаем и сверлим на станке.
Сверление титана кстати совершенно отдельное удовольствие - этот мягкий металл и в то же время очень прочный, сверла довольно быстро тупятся, вязнут и ломаются.
А хорошее тонкое сверло денег стоит около доллара/шт, так что навык заточки сверла просто жизненно необходим. Стажеру дается два сверла и техзадание: сделать моднейшую перфорированную титановую пластину, отверстий в ней должно быть ровно сто. Угол заточки сверла кстати 135 градусов.
Обед он такой, по расписанию.
Просверленная заготовка фрезеруется...
..И спустя 4 часа, горсть разных фрез, резинок и наждачек получается такое:
Осталось отполировать финишем и оксидировать в нужный цвет.
Оксидируем методом нагрева: металл под действием температуры начинает активно окисляться и поглощать из внешней среды водород и еще бог весть что, покрываясь тонкой пленкой. Пленка является оксидом титана и по техническим характеристикам процентов на 20-30 прочнее самого металла. Это не означает, что она не будет царапаться, но выглядит красиво и цвета очень яркие.
После оксидирования происходит POOF и вот уже серебрянные детали смонтированы на титановую основу и даже камешек вкреплен в каст. Полируем на муслиновом круге с пастой гои и отмываем.
Осталось только почистить украшение от грязи и можно фотографировать.
Интересующимся: Canon 500d и советский Гелиос. Еще крутые шибко фотографии получается на Веге-11, но там всовсем шаманство.
Спасибо за чтение, мне было приятно поделиться своими буднями) Если зайдет, то на следующей недельке разберу техпроцесс отливки, например.
Рукодельники
56K постов59.1K подписчика
Правила сообщества
В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.
0. Соблюдайте основные правила Пикабу.
1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.
2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.
3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).
Запрещены:
-ссылки рекламного характера/спам;
-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;
-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.
(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).
При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.
3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).
4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.
Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».
5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.
Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.
6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.
За неоднократные нарушения автор получает бан.
Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.