104

Типичные ошибки в описаниях морских путешествий1

Я 4 с лишним года назад получила шкиперские права, и уже 2 года живу вместе с мужем на своей яхте в Турции. Могу много рассказать и о таком образе жизни, но занятно отдельно, что у меня появилась профдеформация такого рода: я не могу спокойно читать описания морских приключений, там очень много ошибок или настолько чересчур всё упрощено, что становится грустно. Поэтому решила написать постик. Если у вас ещё есть вопросы на тему — велком в комментарии.

Итак, типичные ошибки в описании морских путешествий:

1. Терминология

Фактчекинг никто не отменял даже в темах, которые кажутся простыми.

  • Описываете корабль? Проверьте, у какого типа судов было нужное количество мачт и какой формы были паруса (у фрегата, шлюпа, брига, шхуны, джонки и пр. паруса разные!).

  • Обратите внимание героев, что моряки говорят «компАс».

  • Помните, что словом «корабль» обозначают либо большое многомачтовое парусное судно, либо военное в наше время, то есть вооруженное пушками.

  • Добавьте хотя бы ради интереса слова, которые не надо сильно объяснять: швартовые, кнехты, реи, марсы, корма, бак, — и читателю покажется, что вы в теме (только слова-то проверьте, опять же!).

Типичные ошибки в описаниях морских путешествий Писательство, Корабль, Яхта, Мифы и реальность, Яхтинг, Длиннопост

Большинство современных яхт носят тип парусного вооружения «бермудский шлюп». 1 мачта и два косых паруса (грот и стаксель). Часто могут ставить спереди еще один парус попутного курса (геннакер или спиннакер).

2. Время и место действия

Судостроение очень сильно менялось с веками. У аборигенов и цивилизованного общества будет разное понимание о морском деле. Корабли со временем становились сложнее и лучше, люди научились ходить не только по ветру, но и против (кстати, благодаря аборигенам!). Фрегат 18 века — это трехмачтовое парусное судно с прямыми парусами на мачтах и косыми спереди, чаще всего вооруженное. Фрегат 20 века — металлическое военное судно. Даже терминология в разное время может применяться по-разному.

Фрегат «Адмирал Григорович» vs фрегат «Херсонес»

3. Описание ветра

Это реально самая частая ошибка в художественных текстах: ветер всё время дует не так и не туда, как в жизни. Основные моменты, которые надо иметь в виду:

  • Современное парусное судно может идти против ветра под углом от 30 градусов, из старых судов каравеллы с косым парусным вооружением могли ходить под 45 гр. к ветру (прямые / прямоугольные паруса не могут так!). При этом против ветра судно движется зигзагами (в лавировку / галсами), что значительно удлинняет время хода до точки назначения, но в целом всегда считается лучше двигаться, чем стоять.

  • При встречном ветре судно будет идти под креном. Крен может быть до 40 градусов, и это норма.

  • Самый быстроходный курс современной яхты — когда дует ровно сбоку (галфвинд). Для старых парусных судов с прямыми парусами — когда дует по диагонали в корму, курс бакштаг, при котором ветер дует сзади-сбоку под углом от 100° до 170° к направлению движения судна

  • При попутном ветре люди ветер не чувствуют. То есть никакие волосы ни у кого развеваться не будут, когда ветер дует кораблю в корму! Сильнее всего чувствуется встречный ветер.

  • В шторм под всеми парусами не ходят! При малейших намёках на шторм паруса, как минимум, рифят (уменьшают площать парусности), как максимум, убирают паруса, потому что они могут порваться. Есть также специальные штормовые паруса, более жесткие. В целом в наше время судно предпочтет идти под мотором в шторм (а моторы сейчас есть на всех парусных яхтах, кроме маленьких спортивных и каких-то специфичных самостроев).

  • Кстати, сила ветра измеряется по шкале Бофорта, вот тут довольно хорошо описаны характеристики разных баллов.

1 — плохое изображение корабля в шторм под всеми парусами, 2 — хорошее изображение.

4. Качка

  • Укачивает всех рано или поздно. Не бывает неукачиваемых людей, если вас не укачало, значит, море просто не подобрало под вас нужную волну пока что =)

  • Под парусами качает меньше, чем под мотором, судно идет более ровно и стабильно.

  • От укачивания пьют крепкий алкоголь (ром существует не просто так :)) и смотрят на пейзажи или горизонт, если вокруг море. Лучше всего стоять у штурвала. В качку лучше идти или на полный желудок (чтобы меньше чего булькало внутри) или на пустой (чтобы извергать было нечего). Помогает также дышать всякими мятными маслами, есть мятные конфеты, в аэропортах нынче продаются такие от укачивания. Лучше не пить кофе и слабоалкогольные напитки, с них будет хуже.

5. Человек за бортом

  • В 90% случаев выпавший в шторм за борт человек — уже, считай, погиб. И почти никто не стал бы его спасать ещё век назад: капитан не будет рисковать другими людьми из команды (вопрос о важности выпавшей персоны тут открытый).

  • Чем выше борта судна, чем оно больше, тем сложнее вытащить человека. Большие корабли поэтому спускают шлюпки. Даже на маленькую современную круизную яхту на высоту борта 2 метра крайне тяжко вытащить мокрого человека весом от 50кг, тем более, если он без сознания. Также тяжело его просто увидеть на волнах без спасжилета, маячка.

  • Как не выпасть? Капитан в нашем мире несёт уголовную ответственность за тех, кто пострадал на борту, и он должен скомандовать, когда надеть спасжилеты, прицепиться линями к лодке и как себя вообще вести.

Типичные ошибки в описаниях морских путешествий Писательство, Корабль, Яхта, Мифы и реальность, Яхтинг, Длиннопост

Ну и да, нормальные люди не ходят в море в шторм. Они сидят в марине / в баре и пьют ром на бережочке :)

Кстати, лучший по достоверности фильм о море и кораблях — «Хозяин морей» с Расселом Кроу. Ещё советую «Белый шквал». А если немного про современный яхтинг, то «Не угаснет надежда» (местами сложно там понять действия героя, потому что он почти не говорит, но если вы немножно уже понимаете в яхтах, то фильм интересно разбирать по запчастям).

_____

Мы с мужем, кстати, ведем телеграм о жизни на яхте и снимаем ролики на ютуб, велком.

Лига Писателей

4.6K постов6.8K подписчика

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.