Теория перенаселения (графомания в худших традициях)

Вот и до меня добралась осень, хочется набрать, и вовсе не чернил. Поэтому вам трактат про перенаселение Земли в графоманском стиле.

Для ЛЛ: графомания.

Исторический очерк.

Ко второй половине 19 века новые земли в географии закончились. Оставались какие-то отдельные недоступные точки, вроде вершины Эвереста и южного полюса, что-то там возились с истоками Нила и иной дальней жопой географии (пустыни и всякие копи царя Соломона) , но с контурами континентов и климатом было понятно, как и с тем, что, где, и как растет (или не растет). Точно так же давно (без всяких компьютеров, даже без табуляторов) были примерно посчитаны и объемы посевов, и урожайность, и себестоимость. Оказалось (рыночек порешал), что дешевле везти в Англию рожь, пшеницу, овощи и вот это все скажем из ЮАР, или Родезии, чем выращивать родную овсянку. Если же возить по суше, то в Германию выгоднее возить пшеницу из России. Потому что урожайность «тогда» на украинском черноземе на гектар выше, чем на почвах в Германии.  К концу 19 века ситуация чуть изменилась – началось массовое производство химических удобрений (например – производство сульфонитрата аммония в Оппау, завод BASF, процесс Габера с 1900 по 1912 и далее). Вместе с тем, с развитием морской – уже паровой и гарантированной - логистики, и переделом мира, оказалось что кризис перепроизводства – в том числе и продовольствия – уже близок. Миру платежеспособных потребителей стало не нужно такое количество зерна – но при этом состояние остального мира было поводом для обсуждения в прессе, но не поводом для беспокойства на правительственном уровне. Как следствие, до 60-х годов в мире периодически случался голод – то в СССР (не обсуждая причины), то в Индии в 1943 и далее, то в Китае (1959 -  1961).

На рубеже 60-х годов 20 века ситуация изменилась. Сложилось несколько факторов:

- Распад колониальных империй Франции (с окончанием первой войны во Вьетнаме после Женевской конференции 1954 года) и Великобритании (с перестроением Империи на Содружество),

- Крайне странная политика Англии (и мировой экономики) в отношении происходившего в ЮАР и в (ныне не существующей) Южной Родезии (с 1950-х по 1964-1965),

- уход Италии и Британии из Сомали

все вместе эти (и другие) факторы дали крайне неоднозначные результаты. За 15 лет войны в Родезии 1965-1980 (сейчас бы это назвали терроризм, тогда это была борьба за все хорошее против как-бы апартеида) и последующего исхода (кто успел, конечно – кого не убили «борцы») белого населения из Родезии и затем из ЮАР – та же Родезия из крупного производителя продовольствия превратилась в поставщика картинок «голодающие дети и купюры в миллиард». Ситуация в Сомали, бывшей в 1950-е «колонией как колония», как и в бывших территориях Франции в Африке, тоже неплохо раскрыта в литературе про события 1980-1993.

При этом проблем с поставками продовольствия в мире не возникло.

Одной из попыток объяснить происходящее, переход от империализма к золотому миллиарду, стала теория мир-системного анализа Валлерстайна – с ее идеей, что странам «первого мира» нужны страны «второго мира», а тем «страны третьего мира», с довольно размытыми границами стран.

Окончание распада СССР (1989-1991) и вывод войск ООН из Сомали (UNOSOM – UNITAF - UNOSOM II) в марте 1995 показало, что Африка «как территория» в том виде, в каком она была – больше не нужна никому. Как до того стали не нужны белые граждане Родезии, ЮАР и бывших колоний Франции в Африке (Алжир). Вместе с ними стали не нужны поставки на мировой рынок продовольствия – потому что кобальт, уран, алмазы и так далее - копали и продолжают копать.

Попыткой объяснить происходящее как окончательную победу всего хорошего стала работа Фукуямы. Геноцид в Руанде в эту работу как-то не вписался, но какое это имеет значение.

Проблема перенаселения «сейчас».

Как бы это странно не звучало, но все рассказы про голодающих детей Африки, которым надо срочно помочь, вызывают у меня вопрос– разве там не растет пшеница, курицы не высиживают цыплят, что-то случилось? Или, может быть, в мире нет проблемы выбрасывания тысяч тонн продуктов - просто потому что срок годности вот-вот закончится? Или же нельзя восстановить посевы в разных регионах Африки? Сейчас есть и сорта пшеницы и прочей кукурузы, гораздо более устойчивой к негативным факторам,  и есть масса не работающего населения по всей старой Европе – от Германии до Италии, так почему не сделать хорошо – не направить пару тысяч тракторов и прочих комбайнов, плюс людей на производство в Африке? Ответ будет странным – кому это выгодно? Сейчас уже есть инфраструктура по сбору списаний с налогов в пользу благотворительности, освоение поступающих денег отлажено, зачем менять эту систему, если она работает?

Реалии.

Население «вообще» никому не нужно и понятно почему. Миру не нужно больше ученых -  потому что не с кем конкурировать. Миру не нужно больше копать кобальта? Тоже нет, негры ради Греты копают как могут, но, если бы кобальт на самом деле был нужен по любой цене – там давно бы был карьер, глубиной как алмазная шахта в Мирном.

Вместо этого есть замкнутый круг (вранья) – политики (Европы) который год говорят, что у них нет кадров – но при этом из Африки прибывают корабли с неграми. Присоединение относительно технологичной восточной Европы к ЕС – привело к закрытию конкурирующих предприятий восточной Европы, по всем направлениям – от Роботрона до авиастроения и кораблестроения. Но само европейское производство как уехало в Китай, так оттуда и не торопится возвращаться.

Что же делать.

Очевидно, ждать пока Император проявит себя, а пока не унывать.

Объяснение посложнее, за которое меня заминусят – то есть попробуют отменить - местные экономисты, социалисты и прочие специалисты по тому, как делать хорошо.

Выкинем современную модель товар-деньги-товар, заменим всю еду на условную репу и посмотрим что будет. Еще введем коммунизм и 100% сознательность (или осознанность?) как у Тау, чтобы это не значило.

Есть урожайность репы, пусть это тонна на гектар. Если мы выращиваем репу с использованием неквалифицированного ручного труда, то чтобы ее посеять, опрыскать от жуков и потом собрать – надо 100 человеко-часов. Тонна репы == 100 человеко*часов на каждый гектар.  Из этой тонны неквалифицированный коллектив использует на свои нужды 50 %, и на рынок, или в систему распределения – и получится, что в этой системе никак не получается выделять «много» репы на развитие заводов, постройку лабораторий и так далее. Главная проблема – число гектаров на Земле с хорошей логистикой не очень велико, и вытекающая из этого следующая проблема – если максимальное число жителей конечно, то чтобы получить больше инженеров и ученых – нужно уменьшать число работников ручного труда. Вводить автоматизацию и повышать удои и урожаи. Возможно, вообще вывести корову из одного вымени (и 4 желудков).

Следующий возникающий вопрос – различие в трудоемкости у разных процессов. Хорошо быть муравьями или Тау – кто тупой, тот копает, кто сильный – в воины, кто умный – в ученые, а кто родился в касте дипломатов – тот будет дипломатом. Но даже осознанного человека будет вопрос – как быть? Конечно, хорошо если сразу вводить и безусловный базовый доход (ББД) с кастами – когда понятно, что: У альф работа гораздо трудней, чем у нас, потому что альфы страшно умные. Прямо чудесно, что я бета, что у нас работа легче. Как быть, если ББД нет? Радоваться тому, что у тебя дома есть пылесос, потому что телефон положен только членам совета планеты и приравненным к ним просто красивым танцовщицам, как агитировала советская фантастика? Можно попробовать заменить деньги – обязательствами (обами – как в  And Then There Were None, 1951), но возможно ли при такой схеме построить общество, сложнее пасторального, причем требующего полной осознанности от всех? И что будет в таком обществе с благотворительностью и инвалидами?

Возникает следующая идея - давайте все будут умненькими, благоразумненькими, осознанными потребителями с минимальным следом – Но как тогда быть с тем неприятным фактом, что люди все же не равны по физическим и умственным способностям? И, что иногда еще хуже для социума – как быть, если продекларировано равенство, но бросать своих детей не хочется, и пост секретаря обкома позволяет использовать имеющуюся систему для того, чтобы – возможно – не гарантировать пост секретаря, но все равно продвинуть ребенка по системе номенклатуры до максимально возможного уровня? Вне зависимости от реального качества чьего-то сына\дочери как менеджера?  Что произойдет с управляемостью системы, где все очереди на вход в систему уже заняты кандидатами от разного рода секретарей и референтов, включая детей любовниц ответственных работников?  И серьезно осложняя ротацию на основе личных качеств? Особенно после ухода на пенсию тех, кто эту систему строил и продвигал «своих»?

Как попытку решить вопрос качества кадров, на сцену выходит евгеника. Идея евгеники имеет научные корни, раз животных можно выводить разных пород, то и человека можно? Взять двоих людей поумнее среднего, яйцеклетку скрестить со сперматозоидом поумнее, найти где-то будущую мать-героиню, и потом воспитать ребенка в Хогвартсе, Неверморе и Дурмстранге?  

Все бы это было хорошо, если бы евгеника работала со сложными структурами мозга. Но, именно евгеника так не работает, и про это есть книга Будущая эволюция человека. Евгеника двадцать первого века [Джон Глэд]. Зато есть генетика, которая позволила начать переход от методов скрещивания из глубины веков, к научной основе редактирования генома, хотя бы в отношении наследственных заболеваний и отклонений развития. Есть и старая тенденция «естественной евгеники» - когда деньги женятся на деньгах, де Пейрак на Анжелике, принцы на принцессах. Это не мешает принцам общаться с разными владельцами лоли-островов, но ЭТО ДРУГОЕ.

То есть, существующая модель работает пока работает, на этом все.

Так все же, что с всем этим делать?

Ничего, я буду деградировать вместе с пикабу. И ждать прихода Императора.