Танкист ВОВ Ион Деген о политработниках и особистах

Выдержка из интервью

.....

- Чем обусловлено крайне негативное отношение большинства простых танкистов к политработникам?


- Начнем с того, что политработники вообще были не нужны в танковых батальонах. Какой от них был толк? Какая польза? Что они делали? Ведь после 1942 года редко кто из политруков ходил в атаку в танках в составе экипажей. Я пришел на фронт фанатиком, свято верившим в справедливое дело ВКП(б). Но я помню свое потрясение, когда впервые столкнулся вплотную с комиссаром дивизиона бронепоездов Лебедевым, и долго не мог понять, как такая дрянь может быть коммунистом.


А в танковой бригаде был замполит майор Смирнов - невысокого роста жирненький мужичок, кругленький, весь такой правильный и благообразный, сверкающий шевровыми сапожками и тщательно выбритой физиономией, после каждой операции бригады неизменно "ловивший на грудь" очередной орден БКЗ. Трус и доносчик. Вот вам пример, из самых "безобидных", характеризующий этого представителя коммунистической партии. Помню, как в бригаде снаряжали два "доджа" в Смоленск, чтобы отвезти бывших партизан, прибывших к нам на пополнение в Белоруссии, на вручение медалей "Партизану Отечественной Войны". Почему нельзя было вручить эти медали на месте, в бригаде? Семья Смирнова жила в Смоленске. И тут он начал активно действовать, собирая посылку своей семье. Обложил данью весь батальон, и с некоторых экипажей замполиту уже приволокли трофейные шмотки. У кладовщика он набрал продовольствия, и тот не возражал, зная, что многие семьи в тылу пухнут от голода. Но дальше Смирнов превзошел самого себя. Он начал рыться без спроса и разрешения в вещах танкистов - живых и погибших, - которые хранились у старшины, и набирать себе все, что ему нравилось.


А замполита бригады я видел близко всего один раз, перед началом зимнего наступления в Пруссии. На башню танка забрались комбриг Духовный и замполит-подполковник. "Там, где пройдет 2-я гвардейская, чтоб двадцать лет трава не росла!" - сказал нам комбриг. Замполит молча стоял на танке рядом с комбригом. Декорация...


- Работники Особого отдела в вашей танковой бригаде оставили какой-то след в памяти?


- В экипажах старались не вести разговоры на политические темы: знали, что это дорого обойдется. Критиковали армейское начальство, и то - только среди своих и только в пределах экипажа. А особисты попадались разные, но в основном в органах служила отборная сволочь, других там долго не держали.


Один случай очень хорошо врезался в мою память. Это было в октябре 1944 года. Один экипаж из нашей роты успел выбраться из подбитого танка. Все пять человек благополучно добрались с поля боя до тыла батальона. Им принесли поесть. Экипаж сел под деревом, пытаясь как-то отойти от всего пережитого в бою. Уцелевшие раньше танкисты смотрели с сочувствием на своих товарищей. Появился батальонный смершевец в звании капитана, сопровождаемый двумя солдатами из его конторы. Он остановился неподалеку от этого экипажа и послал своего солдата с приказом командиру танка: "Немедленно явиться к капитану!". Сам эти пятнадцать метров их чекистское высокоблагородие пройти не пожелал. Командир танка ответил посыльному: "Когда поем, тогда приду! По уставу даже маршал не имеет права мешать приему пищи личным составом". Особист не успокоился и снова послал солдата с тем же требованием к лейтенанту. Разгневанный особист спросил командира экипажа: "Почему все сгорели, а твой экипаж полностью выжил?!". Лейтенант спокойно ответил: "А вы сами разок в атаку сходите, тогда поймете". Капитан достал ТТ из кобуры. Это и было его ошибкой. Мы, свидетели происходящего, набросились на него и здорово "обработали" этого капитана. Избитого унесли. Не скажу, чтобы мы сильно переживали в ожидании неминуемого наказания. Мы и так чувствовали себя смертниками, и нам было глубоко плевать, где нас убьют - в танковой атаке в родной бригаде или в стрелковом строю штрафного батальона. Произошло нечто невероятное. Никто не сказал нам ни слова. Капитана мы больше не видели.

......

источник


https://iremember.ru/memoirs/tankisti/degen-ion-lazarevich/


Ион Деген

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%...


Автор жуткого стихотворения о войне:


Мой товарищ, в смертельной агонии

Не зови понапрасну друзей.

Дай-ка лучше согрею ладони я

Над дымящейся кровью твоей.


Ты не плачь, не стони, ты не маленький,

Ты не ранен, ты просто убит.

Дай, на память сниму с тебя валенки.

Нам еще наступать предстоит.