ТАМОЖНЯ - уже Родина…

«За границей я объездил почти всю Европу.
Я поехал для того, чтобы дать о себе
знать как о сочинителе музыки».

Артур Рубинштейн

«Едва Артур Рубинштейн (В будущем - создатель первой консерватории в России – Прим. И.Л. Викентьева) переехал русскую границу, как попал в атмосферу николаевского режима.


В таможне у него потребовали паспорт.


У Рубинштейна его не оказалось, так как, выехав из России несовершеннолетним, он был записан в паспорт матери. Объяснения Рубинштейна показались таможенному начальству малоубедительными.


Начали осматривать багаж. Особое подозрение вызвал сундук с многочисленными рукописями. Всё же Рубинштейну разрешили проехать в Петербург, но багаж опечатали.

ТАМОЖНЯ - уже Родина… Рубинштейн, Власть, Таможня, Творчество, Барьер, Длиннопост

В Петербурге мытарства продолжались. Ни в гостинице, ни на частной квартире из-за отсутствия паспорта жить ему не разрешали. Приходилось ночевать то у одного, то у другого знакомого. Обер-полицмейстер и генерал-губернатор, к которым Рубинштейн обратился за разрешением на жительство, встретили его крайне грубо, угрожая арестом и высылкой в Сибирь.


«Я так и обомлел, — рассказывал Рубинштейн. — Двадцатилетний молодой человек, прямо из европейских центров цивилизации, из мира искусств, художеств и науки является на родину - и вот что его здесь встречает! Я помню только, что мне ужасно было тяжело на душе».


Но унижения на этом не кончились. Обер-полицмейстер Галахов потребовал «удостоверения личности артиста»: он послал своего полицейского чиновника прослушать игру Рубинштейна и проверить, не самозванец ли он.


В «Автобиографических рассказах» композитор вспоминает: «Привели меня к Чеснокову. Нашлось у него какое-то мизерное фортепиано.


Сел он, сел и я, и всё, что было у меня на сердце горького, всю злобу и негодование на всё, что со мной происходит, я излил в том, что стал отбивать на клавишах этого инструмента!


Я до того гремел, что фортепиано чуть не плясало под моими ударами и, казалось, что вот-вот развалится на 24 куска; инструмент был, впрочем, самый подлый, и бешенству моему не было пределов. Чесноков, однако, терпеливо прослушал и отправился со мной к обер-полицмейстеру.

«Точно так, Ваше превосходительство,— доложил он, — Рубинштейн действительно музыкант, потому играет.» — «Ну, дай ему отсрочку на три недели!» - проревел Галахов.


Я вышел с отсрочкой... Паспорт, однако, в эти три недели прислали».


Меньше посчастливилось Рубинштейну с его музыкальными рукописями.


Сундук с нотами так и не был возвращён. Все юношеские сочинения бесследно исчезли. Впрочем, след их отыскался.


Через несколько лет Рубинштейн случайно узнал, что они были проданы на вес с аукциона как ненужная бумага».


Хопрова Т.А., А.Г. Рубинштейн, Л., «Музыка», 1987 г., с. 24-25.


Дополнительные материалы:

75 материалов по теме: Власти, как Внешние обстоятельства для Творческой личности