Так вот она, наша Победа! Юбилей начала Верхне-Силезской операции

75 лет назад – 15 марта 1945 года – началась Верхне-Силезская наступательная операция войск Первого Украинского фронта, в которой (как видно из фото к статье) участвовал мой дед Пётр Прокофьевич Лисичкин.


Что такое Верхняя Силезия, и по отношению к чему она «верхняя»? Исторический регион Силезия расположен в Центральной Европе, в долине реки Одер. В наши дни большая часть Силезии входит в состав Польши (подарена нами в 1945 году), остальное разделено между Чехией и Германией. В свою очередь, польская часть Силезии разделена на 5 районов (воеводств), из них два воеводства: Опольское и Силезское – как раз и составляют Верхнюю Силезию, поскольку она расположена выше по течению реки Одер. Севернее, ниже по течению (река Одер течёт на север) расположена Нижняя Силезия.


В общем-то, Силезия – это исторически чисто наше место, его отжимали у нас постепенно. Название этого региона, как сообщает сайт Википедия, «… имеет протославянское происхождение. Словацкий историк Франтишек Сасинек полагал, что Силезия (Slezsko), Шлезвиг (Slesvik) и Слятина (Sljatina) произошли от одной и той же морфемы «Сля», означающей «стоячая вода»…» (конец цитаты).


Ещё «древне-римские» историки (Тацит, Птолемей и др.) описали на этих территориях племена лигиев (лугиев), квадов, вандалов, слингиев (или селингов). Причём, квады и вандалы — германские племена, впоследствии, в эпоху Великого переселения народов, покинувшие эту территорию, а лугии и селинги — возможно, славяне, засвидетельствованные на этой территории в более поздний период (лужичане, сленжане).


И в дальнейшем эта земля была предметом спора между славянскими и германскими племенами. С 13-го века немецкие поселенцы, охотно принимаемые властями Силезии, приносили с собой передовые по тем временам экономические отношения. Постепенно славянское население в Силезии онемечивалось. Этот процесс усилился в последующие столетия — когда Силезия попала под власть Чешского королевства, входившего в то время в Священную Римскую империю, где государственным языком был немецкий и чешский.


А затем и вовсе Силезия стала частью Пруссии, потом Германской империи. Как далее сообщает Википедия: « … к 19 веку в городах Нижней Силезии получил большое распространение немецкий язык, в то время как диалекты польского и чешского языков оставались разговорными лишь в сельской местности Верхней Силезии …». В результате к началу XX века Силезия в значительной степени являлась германоязычной территорией и, хотя доля славянского населения была все еще достаточно высока, немецкий язык был общеупотребительным. В XIX веке силезские курорты были популярны в романовской России. В местечке Зальцбрунн (ныне — Щавно-Здруй) в июле 1847 года выдающийся литературный критик Белинский написал своё знаменитое «Письмо к Гоголю».


После Первой Мировой войны, где Германия и её союзники были разгромлены, встал вопрос передела мира, в том числе территории Европейского Полуострова. В Верхней Силезии был проведен референдум, на котором часть жителей (поляки) высказались за вхождение в состав Польши, а часть (немцы) предпочли остаться в Германии. Тогдашняя ООН (она называлась Лига Наций) сочла разумным разделить этот регион на части, в соответствии с предпочтениями жителей. Восточная часть образовала автономное в составе Польши Силезское воеводство, а большая часть осталась в составе Германии и образовала провинции Верхняя и Нижняя Силезия. Ну и дальше, вы знаете, в начале Второй Мировой войны, в 1938 году (на основе так называемого Мюнхенского сговора) всё это было захвачено немецкими войсками.


Строго говоря, мы приступили к освобождению этих мест не 15 марта 1945 года, а несколько ранее. Ещё в самом начале февраля, а именно – 4-го февраля 1945 года, т.е. на следующий же день после завершения Висла-Одерской стратегической операции, наши войска продолжили наступать на данном направлении. Они прорвали оборону противника и, продвигаясь в течение трёх дней, форсировали реку Одер южнее города Бреслау (сейчас он называется Вроцлав) – это и есть Верхняя Силезия. В Москве даже давали салют по этому поводу:


«Командующему войсками 1-го Украинского фронта

Маршалу Советского Союза Коневу


Войска 1-го Украинского фронта, продолжая наступление, форсировали реку Одер юго-восточнее города Бреслау (Бреславль), прорвали сильно укрепленную долговременную оборону немцев на западном берегу реки и за три дня наступательных боев продвинулись вперед до 20 километров, расширив плацдарм до 80 километров по фронту.


В ходе наступления войска фронта овладели городами Олау, Бриг, Томаскирх, Гротткау, Левен и Шургаст – важными узлами коммуникаций и сильными опорными пунктами обороны немцев на западном берегу Одера.

В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях при форсировании реки Одер, представить к присвоению наименования “Одерских” и к награждению орденами.


Сегодня, 6 февраля, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Украинского фронта, форсировавшим Одер, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

6 февраля 1945 года, № 270».


Однако в дальнейшем наступление в Верхней Силезии застопорилось, как сообщает сайт Википедия: «… на левом фланге Первого Украинского фронта (т.е. в Верхней Силезии), 59-я и 60-я армии, не имевшие численного превосходства над противником, не сумели прорвать немецкую оборону, и по приказу командующего фронтом И. С. Конева 10 февраля перешли к обороне …».


Главной причиной неудачи февральского наступления в Верхней Силезии было отсутствие на данном участке наших танковых частей: они все были в Нижней Силезии, и там как раз наступали весьма успешно (я ранее подробно рассказывал об этом), тогда как в Верхней Силезии у нас была только пехота, к тому же, как сказано, «не имевшая численного превосходства над противником».


Были сделаны соответствующие выводы, и к новому, мартовскому наступлению, в Верхнюю Силезию переброшены танковые соединения – что закончилось, как мы увидим ниже, трагически для некоторых их командиров.


В частности, к ранее действовавшим в Верхней Силезии 59-й и 60-й общевойсковым армиям (под командованием генералов Коровникова и Курочкина соответственно), добавились: 5-я гвардейская общевойсковая армия генерала Жадова («антигерои» Прохоровки), 21-я общевойсковая армия генерала Гусева, 34-й гвардейский стрелковый корпус генерала Бакланова (корпус – это примерно 1/3 от штата общевойсковой армии), а главное – танковые соединения.


В частности, из Нижней Силезии была переброшена 4-я танковая армия генерала Лелюшенко (в армии два танковых корпуса и один механизированный), и фактически ещё одна танковая армия в виде отдельных соединений: два танковых корпуса (31-й генерала Кузнецова и 4-й гвардейский Кантемировский генерала Полубоярова) и 7-й гвардейский механизированный корпус генерала Корчагина.


План операции предусматривал одновременное наступление по сходящимся направлениям двух ударных группировок с целью окружения немецких войск в районе Оппельна (ныне Ополе).

В первую группировку, развёрнутую севернее Оппельна, входили: 21-я армия, 4-я танковая армия и 34-й гвардейский стрелковый корпус.


Южнее Оппельна была сосредоточена вторая группировка, состоящая из 59-й и 60-й армий, 93-го стрелкового, 31-го танкового и 7-го гвардейского механизированного корпусов.

Передний край обороны противника состоял из укреплений полевого типа и инженерных заграждений. В ближайшем тылу большинство населённых пунктов были подготовлены к длительной обороне и образовывали прочные узлы сопротивления. Местность была густо заминирована и практически всё пространство между населёнными пунктами простреливалось артиллерийским и ружейно-пулемётным огнём. Особое внимание немецкое командование уделяло противотанковой обороне. Для артиллерии были подготовлены запасные огневые позиции.


Наступление началось утром 15 марта, после 40-минутной артиллерийской подготовки. Встретив упорное сопротивление, советские войска к исходу дня сумели вклиниться в оборону противника на 8-10 км.


При этом танковые части, действовавшие в составе как северной, так и южной группировок, понесли серьёзные потери. Так, 7-й механизированный корпус потерял четверть, а 31-й танковый корпус — треть своих танков.


Впервые советские танкисты столкнулись с массированным применением обороняющимися последних модификаций фаустпатронов — панцерфаустов, которые были особенно эффективны в ходе боёв в населённых пунктах.


Для парирования нашего удара, противник перебросил в район боевых действий дополнительные силы, и с 16 марта разгорелись ожесточённые бои между наступавшими советскими и контратаковавшими их немецкими войсками.


В результате тяжелейших боёв, к исходу 17 марта тактическая зона обороны немецких войск была прорвана и в образовавшуюся брешь устремились мобильные соединения: от южной группировки – 7-й гвардейский механизированный корпус, от северной – один из корпусов 4-й танковой армии, а именно – 10-й гвардейский Уральский добровольческий танковый корпус Чёрных Ножей.


Днём 18 марта эти два корпуса встретились в районе города Нойштадта (ныне это польский город Прудник), замкнув кольцо окружения: в так называемом Оппельнском «котле» оказались немецкие 168-я и 344-я пехотные дивизии, часть 18-й моторизированной дивизии СС, а также 20-я пехотная дивизия СС, она же – 1-я Эстонская.


19 марта немецкое командование предприняло первую попытку деблокировать окружённых силами танковой дивизии «Герман Геринг». На следующий день для этой цели были привлечены уже более крупные силы: 10-й армейский корпус, 20-я танковая и 45-я пехотная дивизии.


Немецкое контрнаступление было встречено тремя советскими корпусами: 6-м механизированным (из состава 4-й танковой армии), 118-м стрелковым и 4-м гвардейским Кантемировским танковым.


Пока эти соединения, действовавшие на внешнем фронте окружения, отбивали немецкие деблокирующие контрудары, главные силы 21-й армии к вечеру 20 марта завершили ликвидацию окружённой немецкой группировки:


«Командующему войсками 1-го Украинского фронта

Маршалу Советского Союза Коневу


Войска 1-го Украинского фронта, прорвав оборону противника западнее и южнее города Оппельн, продвинулись вперед на 40 километров на каждом направлении и, соединившись в районе города Нойштадт, окружили и разгромили группу немецких войск юго-западнее Оппельна.


В результате боев войска фронта взяли в плен до 15000 немецких солдат и офицеров, захватили 464 орудия и большое количество другого вооружения и военного имущества.


В ходе наступления войска фронта овладели в немецкой Силезии городами Нойштадт, Козель, Штейнау, Зюльц, Краппитц, Обер-Глогау, Фалькенберг, а также с боями заняли более 400 других населенных пунктов.

Сегодня, 22 марта, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Украинского фронта, прорвавшим оборону немцев и разгромившим войска противника юго-западнее Оппельна, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

22 марта 1945 года, № 305»


Кстати, упомянутая выше 1-я Эстонская дивизия СС (она же 20-я пехотная) погибла в данном «котле», причём 19-го марта там же погиб её командир – генерал СС Франц Аугсбергер. Именно она упоминается в известной Стенограмме оперативного совещания в Ставке Гитлера от 23.4.1945.


Присутствовали: генерал Бургдорф, шеф-адъютант вермахта при фюрере; Гелер, офицер связи рейхсфюрера СС; де Мезьер, оберстлейтенант Генерального штаба.


Я выделил упоминание 20-й дивизии эстонцев крупными буквами:


«Гитлер: Невероятно… К моему величайшему изумлению, на фронте всплывает украинская дивизия! Об украинцах в СС я услышал впервые в моей жизни.


Гелер: Они воюют уже давно.


Гитлер: Но во время наших совещаний эта дивизия никогда не упоминалась. Или я запамятовал, Гелер?


Гелер: Нет, я тоже не могу припомнить этого.


Гитлер: Войска бывают надежными или ненадежными. Третьего не дано. Сегодня я не могу формировать новые дивизии, потому что в рейхе не хватает оружия. Чистой воды идиотизм вооружать малонадежных украинцев, когда в тылу простаивают немцы. А я не сомневаюсь в том, что они прекрасно вооружены, много лучше, чем мои немецкие дивизии.


Бургдорф: Да, мой фюрер, абсолютно в таком же положении находится и 20-я латышская. Там внизу ее окончательно раздавили.


Де Мезьер: Латыши сейчас вверху, в Курляндии, и воюют хорошо. Внизу сейчас 1-я ЭСТОНСКАЯ.


Бургдорф: Да, виноват, это разбили ЭСТОНЦЕВ. Вообще-то говоря, даже сложно представить себе их психологическое состояние. Сколько же еще можно требовать от этих людей?


Гитлер: Признаюсь, что сам не могу понять, за что они собственно сражаются. Путь на Родину давно отрезан…».


Конец цитаты.


4-я танковая армия генерала Лелюшенко, за успешные действия в этой операции, с 17-го марта получила почётное наименование «гвардейская». Но это далось очень высокой ценой: два из трёх командиров корпусов этой армии погибли в Верхней Силезии.


В частности, командир 6-го гвардейского Львовского механизированного корпуса, полковник Орлов был тяжело ранен в бою возле Оппельна 17-го марта 1945 года, и через 1-2 дня скончался. Он был назначен командовать этим корпусом 6 декабря 1944 года, став самым молодым командиром корпуса в Красной Армии (погиб в 29 лет).


А 24 марта погиб полковник Чупров, бывший командир 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса Чёрных Ножей. Он командовал этим корпусом с августа 1944 года. Особо отличился как руководитель оборонительной операции, что вошла в историю под именем Лисувская танковая битва. Незадолго до начала Верхне-Силезской операции, он получил контузию, после чего в связи с состоянием здоровья был понижен в должности до заместителя командира корпуса.


В тот же день, 24 марта в результате стремительного наступления и после напряжённых уличных боёв части 21-й и 4-й гвардейской танковой армий овладели городом Нейсе (сейчас называется Ныса):


«Командующему войсками 1-го Украинского фронта

Маршалу Советского Союза Коневу


Войска 1-го Украинского фронта, продолжая наступление, сегодня, 24 марта, овладели в Силезии, западнее Одера, городами Нейссе и Леобшютц – сильными опорными пунктами обороны немцев.

В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение городами Нейссе и Леобшютц, представить к награждению орденами.


Сегодня, 24 марта, в 22 часа 30 минут столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Украинского фронта, овладевшим названными городами, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

24 марта 1945 года, № 307»


Следующим и последним крупным населённым пунктом, который предстояло взять в ходе операции, был город Ратибор. На этом направлении действовала 60-я армия. Наступление здесь развивалось чрезвычайно трудно. Противник оборонялся с большим упорством, к тому же немецкое командование перебросило с других направлений и ввело в бой 8-ю и 17-ю танковые дивизии.


В сложившейся обстановке, руководитель операции – командующий Первым Украинским фронтом маршал Конев, принял решение усилить наступающие части 60-й общевойсковой армии двумя корпусами из состава 4-й танковой армии. Это положительно сказалось на темпах советского наступления.


Тем временем, южный сосед – 38-я армия (генерала Москаленко) из состава Четвёртого Украинского фронта, с 24 марта возобновила своё наступление на моравско-остравском направлении, создав угрозу окружения немецкой группировки в районе Рыбника и Ратибора и тем самым изменив общую оперативную обстановку в Силезии в пользу Красной Армии.


Благодаря этому, 27 марта 60-я армия взяла Рыбник:


«Командующему войсками 1-го Украинского фронта

Маршалу Советского Союза Коневу


Войска 1-го Украинского фронта, продолжая наступление, сегодня, 27 марта, овладели на территории Силезии городами Штрелен и Рыбник – крупными узлами дорог и сильными опорными пунктами обороны немцев.

В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение городами Штрелен и Рыбник, представить к награждению орденами.


Сегодня, 27 марта, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Украинского фронта, овладевшим городами Штрелен и Рыбник, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

27 марта 1945 года, № 312»


Затем, в течение двух дней 29 и 30 марта советская авиация наносила массированные бомбовые и штурмовые удары по позициям немецких войск в районе Ратибора (ныне Рацибуж).


Для усиления огневой мощи наступающих в район Ратибора были переброшены 25-я и 17-я артиллерийские дивизии прорыва – вот в последней-то из них и был мой дед, Пётр Прокофьевич Лисичкин.


31 марта после мощной артиллерийской подготовки, к решающему штурму Ратибора приступили 15-й и 106-й стрелковые корпуса 60-й армии. Их поддерживали танкисты 31-го танкового корпуса и 4-й танковой армии. Не выдержав натиска, противник начал отвод своих войск из Ратибора:


«Командующему войсками 1-го Украинского фронта

Маршалу Советского Союза Коневу


Войска 1-го Украинского фронта сегодня, 31 марта, с боем овладели городами Ратибор и Бискау – важными узлами дорог и сильными опорными пунктами обороны немцев на левом берегу Одера.

В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение городами Ратибор и Бискау, представить к награждению орденами.


Сегодня, 31 марта, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Украинского фронта, овладевшим названными городами, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

31 марта 1945 года, № 321»


Дата взятия Ратибора считается датой окончания Верхне-Силезской наступательной операции с результатом «военная победа. После этого войска Первого Украинского фронта перешли к обороне на достигнутых рубежах, готовясь к следующей, предпоследней своей операции – Берлинской стратегической наступательной.


… По заявлению министра вооружений А. Шпеера, с потерей Верхней Силезии Германия утратила четверть своего военного производства. Когда нам говорят о том, что американцы ковровыми бомбардировками нанесли большой урон военной промышленности Германии – давайте всё же помнить, что мы только в ходе одной вышеописанной операции уничтожили четверть той промышленности.


Интерактивная карта боевых действий:


https://yandex.ua/maps/?um=constructor:2cf789d742de3f4cbb178feeff01342258553af5839875561935cfad629e001e&source=constructorLink

Так вот она, наша Победа! Юбилей начала Верхне-Силезской операции Операция, 1945, Март, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Длиннопост