Та весна / 1944 /. Годовщина освобождения г. Хмельницкий

76 лет назад – 25 марта 1944 года – советскими войсками был освобождён нынешний областной центр Хмельницкий (в то время он назывался Проскуров).


Этот город расположен на берегу реки Южный Буг, на пересечении дорог Тернополь – Винница и Староконстантинов – Каменец-Подольский. Считается, что он имеет почти 600-летнюю историю и ведёт своё начало от небольшого поселения Плоскиров, расположенного в месте впадения реки Плоской в Южный Буг. Название поселения «Плоскиров» упоминается в документах в первой половине 15-го века: эта территория тогда была причиной спора между Польшей и Литвой, и в результате отошла к Польше.


Во время Гражданской Войны Средневековья эти края были в эпицентре сражений между козаками под командованием Богдана Хмельницкого и польскими войсками, неоднократно переходя из рук в руки. В 1672 году регион перешёл под власть Турции, а в 1699 году вернулся в состав Польши, во владение талантливой семьи Замойских. Коренное население было истреблено турками, поэтому Замойские массово переселяли сюда людей из польской Мазовии и мазурского Поозёрья. Так в Плоскирове и ближайших селах появились «мазуры»: переселенцы, которые образовали основу католического населения этого края. И в наши дни это достаточно распространенная фамилия.


С 1795 года этот регион вошёл в состав Российской империи Романовых, при этом город сменил название «Плоскиров» на «Проскуров». В 1954 году этот город был переименован в «Хмельницкий», и ниже по тексту используется именно это нынешнее название – для удобства сверки с современными картами.


В 1870 году через город была запущена железнодорожная линия Жмеринка— Волочиск.

В 1917—1920 годах г. Хмельницкий находился в составе Украинской Народной Республики (УНР), и в течение нескольких месяцев был её столицей (в те годы Киев и другие регионы постоянно переходили из рук в руки, поэтому органы власти вели кочевой образ жизни).


18 ноября 1920 года в Хмельницком была установлена советская власть. В период до Второй мировой войны, территория СССР «заканчивалась» по западной границе нынешней Хмельницкой области (далее уже начиналась Польша, жёлтая линия на прилагаемой карте).

8 июля 1941 года Хмельницкий был занят немецкими войсками и включён в состав Рейхскомиссариата «Украина» (со столицей в г.Ровно).


Снова город оказался в эпицентре боевых действий весной 1944 года, находясь на главном направлении удара войск Первого Украинского фронта в ходе Хмельницко-Черновицкой наступательной операции.


По плану этой операции, разработанному прежним командующим фронтом генералом Ватутиным, главный удар наносился в общем направлении на г. Хмельницкий, с исходного рубежа: Дубно – Шепетовка – Любар. Основная роль на хмельницком направлении отводилась 3-й гвардейской танковой армии генерала Рыбалко. Она должна войти в прорыв в полосе 1-й гвардейской общевойсковой армии генерала Гречко, из района Малая Шкаровка – Воробьевка, к исходу второго дня операции овладеть районом г. Староконстантинова (в 35 км севернее Хмельницкого), а к исходу 6-8-го дня операции занять и собственно Хмельницкий.


К началу операции (конец февраля) войска 3-й гвардейской танковой армии частью сил вели бои местного значения в районе Шепетовки. Основные силы армии находились в районе Барановка – Мирополь – Полонное, пополняясь личным составом и материальной частью и ведя боевое слаживание частей и соединений. 26 февраля было получено распоряжение командующего фронтом генерала Ватутина о выдвижении армии в выжидательный район: Перерослое – Плужное. В течение двух суток соединения преодолели 120 км; из-за недостатка автотранспорта, бойцы мотострелковых и механизированных бригад совершали марш своим ходом. К утру 29 февраля все три корпуса армии сосредоточились в указанных районах выжидания: 6-й гвардейский танковый корпус в районе Мякоты, 7-й гвардейский танковый корпус – в районе Корытного, а 9-й механизированный корпус – в районе Перерослое.


В полосе предстоящего наступления 3-й гвардейской танковой армии оборона противника проходила по южному берегу реки Горынь, где спешно возводились полевые укрепления. Резко пересеченная местность допускала движение танковых частей только по грунтовым дорогам, которые в связи с наступившей весенней распутицей стали труднопроходимыми.


Командующий армией генерал Рыбалко принял решение заблаговременно развернуть свои части на исходном рубеже для ввода в прорыв, для чего форсировать реку Горынь в ночь, предшествующую атаке. Оперативное построение войск армии было в один эшелон. С выходом 6-го гвардейского танкового корпуса в район Чухели – Богдановка намечалось вывести во второй эшелон армии 9-й механизированный корпус.


Наступление главной группировки войск первого Украинского фронта началось утром 4-го марта. Вначале оно развивалось успешно, однако из-за распутицы артиллерия и танки вскоре стали отставать от пехоты. Несмотря на это, соединения 60-й и 1-й гвардейской общевойсковых армий быстро прорвали рубеж обороны противника, продвинувшись на 12 км. Как и было задумано, в этот коридор выдвинулась 3-я гвардейская танковая армия и начала развивать наступление на Хмельницкий.


Однако действия армии были не очень успешны. Её 9-й механизированный корпус действовал нерешительно и не выполнил задачи дня. 69-я механизированная бригада этого корпуса растянулась, а с выходом к г.Базалии остановилась на его северной окраине. Этим воспользовался противник, который привел свои части в порядок и контратакой выбил бригаду с занимаемого рубежа. Не лучше обстояло дело и в полосе наступления 70-й механизированной бригады. Она, испытывая недостаток в горючем, боеприпасах и продовольствии, вышла в район севернее Елизаветполя, где перешла к обороне. В эти и в последующие дни проявились такие недостатки в действиях войск 3-й гвардейской танковой армии, как неумение блокировать и уничтожать узлы сопротивления противника, а также слабое взаимодействие между стрелковыми и танковыми частями и соединениями.


Более удачно действовал 6-й гвардейский танковый корпус, который около полудня 5 марта форсировал реку Случь в районе Малые Жеребки и к исходу дня вышел на рубеж Глядки – Копачевка, а 51-я гвардейская танковая бригада этого корпуса достигла района Крачки.

54-я гвардейская танковая бригада 7-го гвардейского танкового корпуса к 17 часам вышла к Староконстантинову, где встретила организованное сопротивление противника. К исходу дня в район Староконстантинова вышли и основные силы этого корпуса, которому генерал Рыбалко приказал повернуть вдоль шоссе на Хмельницкий, 6-го марта овладеть Староконстантиновым и перейти к жесткой обороне.


Противник, воспользовавшись медленным продвижением частей 3-й гвардейской танковой армии, успел привести в порядок свои войска и подтянуть из резерва танковую дивизию СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Утром 6 марта немцы нанесли контрудар по 9-му механизированному корпусу, вновь заняли Елизаветполь и Базалию, отбросив бригады этого корпуса на рубеж Медисовка – Малый Лазучин.


Тем временем части 6-го гвардейского танкового корпуса, не встречая сопротивления противника, развивали наступление на Хмельницкий и к исходу дня заняли Грузевицы. Его 53-я гвардейская танковая бригада в связи с возросшей активностью противника в районе Базалии была развернута для нанесения удара на запад – на Купель, во фланг атакующей немецкой группировке.


В районе Староконстантинова противник также нанес контрудар и оттеснил части 7-го гвардейского танкового корпуса к Росоловцам.


В сложившихся условиях генерал Рыбалко решил в течение 7 марта силами 9-го механизированного и 6-го гвардейского танкового корпусов уничтожить группировку противника в районе Купель – Базалия, а затем возобновить наступление на Хмельницкий. 9-му механизированному корпусу было предписано во взаимодействии с подошедшими стрелковыми частями 60-й армии нанести удар в направлении Базалия – Богдановка – Купель и к исходу дня выйти в район Купель. В этом же направлении продолжала наступать 53-я гвардейская танковая бригада 6-го гвардейского танкового корпуса.


Однако к 7-му марта противник, стремясь не допустить захвата советскими войсками железной дороги Львов – Хмельницкий – Одесса, выдвинул на этот рубеж крупные танковые силы, которые перешли в контрнаступление.


В течение двух дней, части 9-го механизированного корпуса, преодолевая упорное сопротивление противника, медленно продвигались в южном направлении. В районах Черного Острова и Староконстантинова противник активности не проявлял, что позволило силами 7-го танкового корпуса в 18 часов 8-го марта провести атаку в направлении Росоловцы – Лагодинцы – Красилов, а частью сил 6-го гвардейского танкового корпуса занять Николаев. 91-я отдельная танковая бригада к исходу дня 8 марта рассеяла окруженную немецкую группировку в районе Севрюки. В тот же день 3-я гвардейская танковая армия была усилена 62-й танковой бригадой, переданной из состава 4-й танковой армии. Одновременно к северным окраинам Староконстантинова, догнав танкистов, вышли пехотные подразделения 1-й гвардейской общевойсковой армии.


Части 9-го механизированного корпуса, завершив разгром купельской группировки противника, 9 марта вышли в район Юхимовцы – станция Наркевичи, где соединились с частями 6-го гвардейского танкового корпуса. К вечеру совместными усилиями войск 1-й гвардейской общевойсковой и 3-й гвардейской танковой армий был полностью очищен от противника г. Староконстантинов, по этому поводу был дан торжественный салют в Москве:


«Маршалу Советского Союза Жукову


Войска 1-го Украинского фронта, развивая наступление, сегодня, 9 марта, в результате умелого обходного маневра в сочетании с фронтальной атакой овладели городом Староконстантинов – важным опорным пунктом обороны немцев на проскуровском направлении.


В боях за овладение городом Староконстантинов отличились войска генерал-полковника Гречко, генерал-полковника Рыбалко, генерал-лейтенанта Бондарева, генерал-майора Попова, генерал-майора Гордеева, артиллеристы генерал-майора артиллерии Бриченка, танкисты генерал-майора танковых войск Иванова и летчики генерал-полковника авиации Красовского.


В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение города Староконстантинов, представить к присвоению наименования “Староконстантиновских” и к награждению орденами.


Сегодня, 9 марта, в 23 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Украинского фронта, овладевшим городом Староконстантинов, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение города Староконстантинов.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

9 марта 1944 года, № 81»


Уже на следующий день, 10-го марта, 9-й механизированный корпус, в котором осталось всего 7 исправных танков и 10 САУ, вышел на подступы к Хмельницкому. 7-й гвардейский танковый корпус, в оперативное подчинение которого была передана 62-я танковая бригада, к исходу дня форсировал реку Бужок у Мытинцы. В результате были созданы благоприятные условия для взятия Хмельницкого.


Однако совершенно обессиленная к этому времени 3-я гвардейская танковая армия была уже не в состоянии начать штурм Хмельницкого. На 13-е марта в 6-м гвардейском танковом корпусе оставалось всего 45 танков, в 7-м – 16 танков и 4 САУ, в 9-м механизированном (как уже сказано выше) – 6 танков и 10 САУ. Только с 13 марта в армию стали поступать дополнительные танки, по несколько штук в день. К 24 марта она получила 133 танка «Т-34», распределенных между 6-м гвардейским (19 машин), 7-м гвардейским (44 танка) танковыми и 9-м механизированным (70 танков) корпусами.


Тем временем, противник к 15 марта значительно усилил группировку своих войск в этом районе за счет 17-й танковой дивизии, и с 17 марта крупными силами перешел в контрнаступление вдоль дороги Хмельницкий – Волочиск. После тяжелых боев немцам удалось прорвать оборону 17-го стрелкового корпуса (1-й гвардейской армии) в районе Павликовцы – Бокиевка, тем самым создав угрозу отсечения и окружения 3-й гвардейской танковой армии, слишком вырвавшейся вперёд от основных сил Первого Украинского фронта. Для парирования этой угрозы генерал Рыбалко приказал 6-му гвардейскому танковому корпусу занять оборону в районе Дзеленцы – Трительники – Юхимовцы с задачей не допустить прорыва противника вдоль шоссе в направлении станции Войтовцы, и с рубежа реки Плоска в северном направлении. В течение недели ведя тяжёлые оборонительные бои, части 3-й гвардейской танковой армии успешно выполнили поставленную оборонительную задачу, отразив все немецкие удары. Одновременно они завершали подготовку к возобновлению своего наступления на Хмельницкий.


Теперь, когда танковые войска не смогли взять Хмельницкий «рывком», как предусматривалось планом операции, и были истощены, главной ударной силой на хмельницком направлении становилась 1-я гвардейская общевойсковая армия. Она в эти дни осуществила масштабную перегруппировку, перебрасывая крупные массы пехоты со своего левого фланга на правый.


Утром 21 марта войска Первого Украинского фронта возобновили своё тотальное наступление.


В полосе 3-й гвардейской танковой армии, части 7-го гвардейского танкового корпуса к исходу дня 21 марта форсировали реку Плоска и повели боевые действия на ее южном берегу. По решению генерала Рыбалко, второй эшелон армии (9-й механизированный корпус) в ночь на 22 марта был переброшен в район Гелетинцы и с утра введен в сражение, выходя из-за правого фланга 6-го гвардейского танкового корпуса, в общем направлении на Городок. К исходу дня он завязал бои на подступах к Городку. 7-й гвардейский танковый корпус развивал успешное наступление в направлении на Ярмолинцы, создавая благоприятные условия для окружения оборонявшейся в районе Хмельницкого группировки немецких войск. Это вынудило противника начать постепенный отвод своих войск в южном и юго-восточном направлениях.


В это же время, части 1-й гвардейской общевойсковой армии нанесли удар северо-западнее Хмельницкого; 22 марта сопротивление противника было сломлено и советские войска глубоко охватили Хмельницкий с запада. Одновременно соединения 107-го стрелкового корпуса 1-й гвардейской общевойсковой армии атаковали противника, оборонявшего Хмельницкий, с севера и северо-востока.


25 марта части 9-го механизированного корпуса очистили от противника Городок (в 40 километрах юго-западнее Хмельницкого). Одновременно частями 127-й и 304-й стрелковых и 2-й гвардейской воздушно-десантной дивизии был полностью занят г. Хмельницкий. В тот же день в Москве прогремел торжественный салют в честь этого события:


«Маршалу Советского Союза Жукову


Войска 1-го Украинского фронта сегодня, 25 марта, после упорных боев штурмом овладели городом Проскуров – крупным железнодорожным узлом и сильным опорным пунктом обороны немцев.


В боях за овладение городом Проскуров отличились войска генерал-полковника Гречко, генерал-майора Гордеева, генерал-майора Шмыго, полковника Черного, танкисты генерал-полковника Рыбалко, генерал-майора танковых войск Малыгина, генерал-лейтенанта танковых войск Панфилова, артиллеристы генерал-полковника артиллерии Варенцова, генерал-майора артиллерии Бриченка, генерал-майора артиллерии Волкенштейна, генерал-майора артиллерии Санько, летчики генерал-полковника авиации Красовского, генерал-майора авиации Головни, генерал-майора авиации Лакеева, полковника Котельникова, полковника Нечипоренко и саперы полковника Стонога.


В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение города Проскуров, представить к присвоению наименования “Проскуровских” и к награждению орденами.


Сегодня, 25 марта, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Украинского фронта, овладевшим городом Проскуров, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение города Проскуров.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

25 марта 1944 года, № 93»


В соответствии с этим Приказом, 69-й, 70 и 71-й механизированным бригадам 9-го механизированного корпуса было присвоено почетное наименование «Проскуровские». Кроме них, такое же звание получили три пехотные дивизии, а также артиллерийские и другие части.


После овладения Хмельницким (Проскуровом), 1-я гвардейская общевойсковая армия генерала Гречко (будущего Министра обороны СССР при Брежневе) продолжала наступление в юго-западном направлении, стремясь быстрее выйти в район Каменец-Подольского и встать на путях отхода противника, который прорывался из окружения на запад через данный населенный пункт. К исходу 30 марта она достигла района Чемеровцы – Смотрич.


А 3-я гвардейская танковая армия генерала Рыбалко, продолжая наступление, 27-го марта силами 6-го и 7-го гвардейских танковых корпусов и 91-й отдельной танковой бригады, взяла населенный пункт Ярмолинцы (в 30 километрах южнее Хмельницкого). На следующий день, 28 марта, 3-я гвардейская танковая армия, в которой осталось всего 30 % танков от первоначального состава, была выведена в резерв для укомплектования: для неё операция на этом завершилась.


Интерактивная карта боевых действий:

https://yandex.ua/maps/?um=constructor:d6ee5a0a6ed576d390b4e0181b25c8a5c66920eed41f6321193e6402b9194b4d&source=constructorLink