Свами Бхутешананда

🕉 Свами Бхутешананда (1901-1998) был поразительно похож на своего учителя. Свами Сарадананду, своего гуру и одного из выдающихся прямых учеников Рамакришны, первого генерального секретаря Ордена Рамакришны, основанного Свами Вивеканандой в 1897 году. Всегда спокойный и собранный, Свами Сарадананда никогда никому не причинил боли. Он отдавал всем свою любовь, заботу и сочувствие. Люди приходили к нему со своими бедами и уходили ожившими и окрепшими. Дверь его была открыта всегда и для всех. Мы видели, что Свами Бхутешананда, двенадцатый президент Монастыря и Миссии Рамакришны, был точно таким же, как его гуру.


Свами Бхутешананда родился в воскресенье, 8 сентября 1901 года, в Сомсаре, деревне, расположенной в районе Банкура (Западная Бенгалия, Индия). Родители, Пурначандра Рой и Чарубала Дэви, назвали ребенка Виджаем. Рои были процветающей брахманской семьей. Отец, человек набожный и честный, пользовался большим уважением за силу своего характера. Мать также была проста и религиозна и полна сочувствия к людям. Из их дома ни один нуждающийся не ушел с пустыми руками. Виджай рос в духовной атмосфере, наставляемый матерью. Он пошел в сельскую школу, где было всего четыре класса. Отец его работал в Калькутте и лишь изредка наведывался в деревню. В девять лет Виджай получил священный шнур и с этих пор каждый день совершал омовение в реке Дамодар и в домашней часовне тщательно выполнял джапу. С этого самого времени он поистине вел жизнь брахмачари. Он помогал матери в ежедневном богослужении Садашиве, божеству их семьи. Мать его хорошо пела, и он у нее научился пению. От матери мальчик узнал, что монахи медитируют в пещерах и странствуют по святым местам, занимаясь аскезой. Вот что вдохновляло Виджая еще мальчиком уходить вновь и вновь на долгие прогулки подальше от дома. Однажды, когда он убежал на место кремации у реки, домой его отвел сосед.


Вскоре Виджаю пришлось переехать в Калькутту, в дом брата матери, для продолжения образования. Виджаю очень нравилась драма Гиришчандра Гхоша «Пурначандра» (Полная луна) и в нем стал крепнуть дух отрешенности. Мысль о принятии монашества преследовала его. В Калькутте Виджай всегда был первым учеником в классе. В отличие от друзей он не занимался спортом. Он уходил на прогулки по берегу Ганги, протекавшей очень близко от его дома. Однажды он там увидел поющих юношей своего возраста. Вел их его школьный учитель Сараччандра Чаттопадхьяя, ученик Святой Матери Сарады Деви. Они пели бхаджаны и песни про Рамакришну и Вивекананду. Учитель пригласил его присоединиться. Они отправились в храм Шивы, где жил учитель. Виджай стал регулярно посещать этот храм. Здесь он получил возможность впервые познакомиться с литературой по Рамакришне и Вивекананде. Он стал даже проводить ночи в самом храме, и протесты дядиного семейства на него не действовали. Поскольку Виджай был всегда внимателен к учебе, постепенно дядя полностью перестал ему препятствовать.


Теперь в силу всех практических соображений храм Шивы стал обителью Виджая, где он проводил ночи либо в учебе, либо в медитации и молитве. Многие садху из Белур-матха, включая некоторых прямых учеников Шри Рамакришны, посещали храм Шивы и Виджай мог встречаться с ними всеми. Вдохновленный брахмачари Гьян Махараджем, учеником Свами Вивекананды, он посетил Багбазар-матх, где жила Святая Мать Сарада Деви. Периодически они посещали Белур-матх, дом Матери и Баларам мандир. В 1918 году в сопровождении Гьян Махараджа Виджай впервые посетил Белур-матх. Ему посчастливилось повстречаться с десятью прямыми учениками Шри Рамакришны. Также он встречался с М., автором «Провозвестия Шри Рамакришны». Виджай получил от них вдохновение и поддержку в духовной жизни. Однажды он посетил Святую Мать Сараду Дэви и также встречался с ученицами Шри Рамакришны: Голап Ма, Йогин Ма и Гаури Ма. В 1920 году он участвовал в похоронном шествии после кончины Святой Матери.


Виджай потерял свою родную мать в 1919 году, а отец умер еще раньше, в 1916-м. Дух отрешения настолько овладел Виджаем, что перед выпускными экзаменами в десятом классе он уехал в Канкхал, Харидвар и Ришикеш, в предгорья Гималаев. Там он встретился и жил с двумя учениками Свами Вивекананды. Несколько дней он провел в аскезе. Но, видя его нежный возраст, Свами Даянанда, ученик Святой Матери, сумел его уговорить и отправить обратно в Калькутту на экзамены. Виджаю не терпелось вступить в Орден в Белур-матхе. Но Свами Шивананда Махарадж уговорил его завершить учебу. И лишь сдав с отличием экзамены на степень бакалавра, он смог, наконец, в возрасте 22 лет вступить в Орден. Виджай получил посвящение у Свами Сарадананды в 1921 и в 1923 году, в день рождения Святой Матери, Махапуруш Махарадж (Свами Шивананда) передал ему обеты брахмачарьи, и Виджай получил имя Приячайтанья. Теперь для него началась настоящая монашеская жизнь. Чуть раньше ему посчастливилось встретиться со Свами Брахманандой, первым президентом Ордена Рамакришны. Ему также повезло получить духовное наставление от Свами Турьянанды и особое впечатление на него оказало одно поучение: «Когда сидишь в медитации, напиши на вратах своего ума: "Вход воспрещен" вход воспрещен всякой мысли, кроме мысли о Боге. Вход воспрещен гордыне, эгоизму, слабости, мелочности, цинизму и отчаянию».

После вступления в Орден первое послушание Виджая проходило в храмовой лавке. Сам Махапуруш Махарадж учил его, как выполнять все, что нужно в алтарной, с твердым убеждением в том, что Тхакур (Шри Рамакришна) присутствует там, защищает и направляет Орден. Каждому в монастыре Махапуруш Махарадж говорил: «Слушайте, почему вы все так трясетесь? Это сангха Тхакура и он сам защищает ее. Никто никоим образом не может ей повредить». Это было время зенита духовных подвигов, вдохновленных Махапуруш Махараджем. Ими руководили Свами Шуддхананда и Омкарананда. Виджая учили философии ньяя, мимансы и веданты. Изучение Священных писаний и духовные дисциплины в его жизни шли рука об руку. У него было желание изучать Писания с учеными в Варанаси. Махапуруш Махарадж его отговорил. Позднее он рассказывал: «Махапуруш Махарадж спас меня от большой опасности. Теперь я знаю, что есть такая вещь, как пристрастие к Писаниям. И это пристрастие нисколько не отличается от любой другой зависимости. Да, изучение Писаний может очень помочь, но зависимость от Писаний останавливает продвижение в духовной жизни. Это становится препятствием».

Виджай также присутствовал на первой ассамблее Ордена Рамакришны в 1926 году, на которой Свами Шивананда, Сарадананда и Акхандананда объясняли двойной идеал организации по Свами Вивекананде: «Во имя личного освобождения и во благо мира». В 1926 году в день рождения Шри Рамакришны Виджай принял обет монашества от Махапуруш Махараджа и получил имя Свами Бхутешананда. Также у него появилась возможность прислуживать Махапуруш Махараджу.


Во время стихийных бедствий Свами Бхутешананда всеми силами участвовал в работах по спасению. В 1926 году работал в разрушенном наводнением Миднапуре. В 1945 проводил спасательные работы в Нагаленде по обустройству беженцев из Маянмара, пострадавших во время Второй мировой войны. Получив санньясу, с разрешения Махапуруш Махараджа Свами Бхутешананда почти два года предавался тапасье (аскезе) в Варанаси и Уттаркаши. С той же целью он вновь отправился в Уттаркаши в 1936 и два года вел очень суровую жизнь, в основном погруженный в медитацию. В ответ на вопрос: чего он добился всей этой тапасьей он сказал: «Обычно я оставался погруженным в духовный пыл весь день и всю ночь. Я все время следил, чтобы этот пыл сохранялся во мне».

В марте 1936 года Свами Бхутешананда вернулся в монастырь и был назначен главой отделения Ордена в Шиллонге. Он оставался там девять лет. Затем двадцать один год он работал во главе раджкотского центра в Гуджарате. Тогда там перевели на гуджаратский язык полное собрание сочинений Свами Вивекананды. Сам он хорошо овладел этим языком. Он всех вдохновлял своим знанием Писаний, безупречной логикой и простой, но сильной манерой выступления. В декабре 1965 года его избрали попечителем Матха Рамакришны и членом правления Миссии Рамакришны. Он вернулся в Белур-матх на должность помощника секретаря в 1966-м и оставался в ней до 1975 года. Широкую аудиторию, состоявшую как из монахов, так и из мирян, собирали его воскресные беседы по «Провозвестию Рамакришны». За свою долгую жизнь он посетил много мест паломничества, а в Белур-матхе регулярно давал уроки по упанишадам для брахмачари в центре подготовки. Благодаря полученному от учеников Шри Рамакришны воспитанию и глубине видения самого Свами, эти занятия были не только интересны, но и весьма поучительны. Теперь их содержание отражено в книгах на бенгали, хинди или английском языках.


В 1975 году Свами Бхутешананда стал вице-президентом Матха и Миссии и в то же время главой отделения Матха в Канкургачи, предместье Калькутты. Теперь он был духовным руководителем Ордена и в этом качестве должен был посвящать искателей духовности и наставлять их. Почти до самого конца своей жизни, не зная отдыха, он продолжал это духовное служение всем истинным искателям Бога. Число его посвященных учеников превосходит 121 тысячу.

24 января 1989 года Свами Бхутешананда был единогласно избран президентом Ордена. И монахи, и преданные миряне нашли в нем любящего отца, того, на кого они могли положиться, кому могли довериться и от кого они получали любовь и заботу в избытке. Он учил: «Всегда говорите правду, но следите, чтобы ваша речь не была грубой. Правдивость добродетель, но грубость своего рода порок. Неприятные истины могут привести лишь к неприятностям; старайтесь этого избегать. Произнося резкие истины, люди лишь выражают свое раздутое эго и ложное чувство правоты. Такие вещи не помогают саморазвитию. Это, конечно, не значит, что всегда надо идти на компромиссы». Свами Бхутешананда никогда не поддерживал компромиссы в нравственных делах. Он осторожно взвешивал каждое дело, чтобы убедиться не только в его нравственной справедливости, но и в логической корректности. Всю свою жизнь он верно следовал этим принципам.


Прекрасная память и острота внимания не изменяли ему до самого конца. Даже после девяностолетия ум его оставался таким же острым, как всегда его доктора поражались этому. До самого конца Свами Бхутешананда ежедневно долго занимался джапой, даже во время болезни. Всем были очевидны его совершенная искренность, заботливость и откровенность.

Свами Бхутешананда много путешествовал. Японию он посетил десять раз, вдохновив многих японцев, принявших идеалы Рамакришны и Вивекананды, и инициировав их для духовной жизни. Шесть раз он побывал в Сингапуре и Малайзии, дважды на Фиджи и в Австралии, один раз в Англии, США и Канаде. В Бангладеш он много раз приезжал для оказания помощи материальной и еще шесть раз для помощи духовной. Всех, индуистов и мусульман, он наставлял на духовный путь, убеждая их строить свою жизнь вокруг Бога.


Как вице-президент, а затем как президент Ордена, он в общей сложности почти 23 года наставлял духовных искателей Востока и Запада, проводил бесчисленные беседы, отвечал на вопросы огромного количества преданных, закладывал основы многих проектов служения людям. В 1991 году он перенес операцию на сердце, в 1993 на простате, а в 1997 впервые было отмечено кишечное кровотечение. В начале августа он почувствовал нестерпимую боль в животе. Он мог с улыбкой смотреть на свою боль и страдание даже в таком критическом положении благодаря невероятному духу отдачи себя Богу. Однажды он сказал: "Несмотря на то, что я прожил столько лет, неприязнь к жизни во мне как-то не развилась. С другой стороны у меня также нет желания жить еще дольше. Я не чувствую ни привязанности к жизни, ни отрешенности от нее". В конце пути за несколько часов до отъезда из Белур-матха в больницу, он обратился с последними словами к преданному о полной самоотдаче Тхакуру: «Сильная любовь к Нему и полная самоотдача другого пути нет».


7 августа ему сделали операцию на желудке. 8 августа еще одну операцию, чтобы остановить возобновившееся кровотечение. 9 августа произвели диализ, чтобы откачать из тела избыток жидкостей. 10 августа в 14 часов 28 минут Свами Бхутешананда ушел в махасамадхи. Известие распространилось быстро. Радио и телевидение передали его. Стали приходить соболезнования от президента Индии, премьер-министра, главного министра Западной Бенгалии, других видных лиц и учреждений. 11 августа в Белур-матхе его тело было кремировано в присутствии тысяч преданных, монахов, брахмачари, монахинь из Сарада-матха и других. Все это время распевали ведические гимны и бхаджаны.


Свами Джьётирупананда


Свами Бхутешананда Монахи, Монастырь, Отречение, Целибат, Индия, Калькутта, Длиннопост
Свами Бхутешананда Монахи, Монастырь, Отречение, Целибат, Индия, Калькутта, Длиннопост
Свами Бхутешананда Монахи, Монастырь, Отречение, Целибат, Индия, Калькутта, Длиннопост
Свами Бхутешананда Монахи, Монастырь, Отречение, Целибат, Индия, Калькутта, Длиннопост