"Супермен" Джеймса Ганна. Рецензия
Вот и вышел долгожданный "Супермен" Джеймса Ганна. Для тех, кто не в курсе или, может быть, забыл, "Супермен" должен запустить серию фильмов в рамках новой киновселенной DC. Напомню, что прошлая киновселенная, за которую первоначально отвечал Зак Снайдер и которая начиналась фильмом "Человек из стали", по сути, развалилась на части, утратив целостность, фокус и какой-либо смысл.
К смотрибельным фильмам без нареканий можно отнести разве что самого "Человека из стали" и "Чудо-Женщину". Есть свои поклонники и у "Бэтмена против Супермена: На заре справедливости" с "Лигой Справедливости" Зака Снайдера, хотя, на мой взгляд, у данных фильмов серьёзные проблемы со сценарием. Худо-бедно смотрибельны "Аквамен", "Флеш" и "Ш.А.З.А.М!", хотя назвать их хорошими фильмами язык не повернётся, в лучшем случае одноразовые середнячки. Ну, а уж такие фильмы как "Отряд самобийц", "Чудо-Женщина 1984" и "Аквамен и потерянное царство" и вовсе никогда не должны были выйти, потому что так снимать кино категорически нельзя. А ещё были "Чёрный Адам", проект мечты Дуэйна "Скалы" Джонсона, и "Синий Жук", на просмотр которого у меня уже не хватило моральных сил.
Правда, тот же Джеймс Ганн снял "Отряд самоубийц: Миссия навылет" и сериал "Миротворец", которые определённо нашли свою аудиторию и выгодно отличались от большинства проектов старой киновселенной. И потому, когда он завершил свою крайне успешную трилогию "Стражи Галактики" для Marvel Studios, Warner Bros. пригласили Ганна поработать с ними вновь, и не просто поработать, а курировать создание целой новой киновселенной взамен отменённой.
Прежде, чем оценивать свежего "Супермена" Ганна, я должен пояснить два важных момента, так как они объясняют мой взгляд на этот фильм.
Во-первых, я люблю Супермена как персонажа. Я никогда не считал его скучным, чересчур правильным или чрезмерно сильным. Супермен - это буквально икона супергеройского мира. С него в далёкие 30-е годы XX-го века, по сути, супергероика и началась. Он обязан быть правильным, непобедимым и максимально положительным персонажем. И это не значит, что про него нельзя снять что-нибудь интересное. Анимационный сериал "Супермен" Брюса Тимма или выходившие в нулевые "Тайны Смолвиля" являются ярчайшим тому подтверждением. Поэтому кардинальное переосмысление старого образа Супермену в общем-то и не нужно, но нужны глубина, акцент на его внеземном происхождении, его человечности и его отношении к земному социому, в котором он живёт. К тому же не помешал бы фокус внимания на криптонских технологиях и космосе как таковом, ведь это часть мифологии персонажа.
Во-вторых, в любом фильме - и супергероика не исключение - я ценю целостность сюжета, глубину проработки персонажей, их мотивацию, логичность происходящего и способность истории вызвать эмоциональный отклик. Динамика происходящего на экране, экшен как таковой и совершенство визуальных эффектов для меня всегда будут иметь второстепенное значение. Фильмы вроде "Джокера" или "Логана", на мой взгляд, всегда будут лучше "Войны бесконечности" и "Финала", а между "Железным Человеком" и "Невероятным Халком" я предпочту последнего, так как личная драма Брюса Бэннера меня цепляет сильнее истории о хоть и преобразившемся, но всё ещё крайне эпатажном гении, миллиардере, плейбое и филантропе.
Итак, "Супермен" 2025 года.
Первые же кадры фильма сообщают зрителю, что так называемые металюди (то есть индивиды, обладающие сверхъестественными способностями) существуют на Земле уже около 300 лет, причём земляне о них знают. Знают они и о пришельце Супермене (Дэвид Коренсвет), что совершает свои подвиги 3 года подряд.
Сам Супермен же избит и лежит в снегу неподалёку от своей Крепости Одиночества, так как 3 минуты назад впервые в жизни потерпел поражение в бою. У него сломано несколько костей, повреждены внутренние органы, он тяжело дышит. В попытке добраться до Крепости он громко свистит, и к нему на помощь прибегает (или прилетает) суперпёс Крипто. Он тоже с планеты Криптон и обладает идентичными Супермену способностями.
Здесь у фильма начинаются первые проблемы. Дело в том, что Крипто довольно глупый пёс. Он пытается играть с истекающим кровью Суперменом, избивая того ещё сильнее. Это не выглядит весело, это выглядит довольно отталкивающе. К сожалению, криптонской собаке фильм уделяет довольно много экранного времени. В этом смысле Крипто схож с орущими козлами из "Тор: Любовь и Гром". Раздражающее животное, которое смотрится совершенно нелепо и неуместно в современном фильме, словно бы демонстрируя сценарную импотенцию Ганна, ведь инопланетная фауна Криптона могла бы выглядеть несколько более отличающейся от земной.
Конечно, Крипто - не выдумка Ганна. Суперпёс происходит прямиком из комиксов. Но то, что писалось для детей в середине прошлого века, выглядит абсурдно в современном кино и нуждается в переосмыслении или хотя бы более аккуратной подаче для зрителя.
Пёс на сто процентов искусственный, видно, что это безжизненная 3D-модель, которая не вызывает ни малейшего эмоционального отклика.
Крипто в итоге затаскивает Супермена в Крепость Одиночества, где его встречают роботы, что диагностируют множественные травмы, полученные криптонцем. Они подвергают его солнечной терапии, подставляя под огромную линзу. Супермен кричит, но исцеляется. А после собирается вернуться к бою, в котором только что потерпел поражение. Роботы предупреждают о том, что Супермен восстановился только на 84%, но тот отвечает, что время не ждёт...
Возникает вопрос к сценаристам и здравому смыслу. Если сильнейший герой Земли, будучи абсолютно здоровым, оказался кем-то избит до состояния, в котором не мог самостоятельно передвигаться, то какова вероятность, что его снова изобьют, когда у него лишь 84% здоровья. Этот вопрос вдвойне актуален, если учесть, что Супермен пролежал под линзой секунд 30. Что мешает ему пролежать ещё полминуты и восстановиться полностью? Ответа, конечно, мы не узнаем.
А дальше Супермен возвращается в Метрополис, где нас и знакомят с его противником, за которым стоит, конечно же, Лекс Лютор (Николас Холт). В дополнение к этому в сюжет вводят актуальную (для мира Супермена) политическую повестку.
Оказывается, Супермен 3 недели назад предотвратил войну между двумя восточноевропейскими (!) странами: Боравией и Джарханпуром. И теперь некто, именующий себя Молотом Боравии, громит Метрополис, угрожая Соединённым Штатам и виня Супермена во вмешательстве в дела суверенного государства. Вот только Молот Боравии выполняет приказы Лютора, которые тот отдаёт через обычный динамик.
А я напомню, что Супермен обладает суперслухом и подобные приказы должен слышать. Более того, штаб Лютора находится в непосредственной близости от места сражения, и оттуда Лекс наблюдает за боем. Со своим рентгеновским зрением Супермен ещё и увидеть должен был бы и Лекса, и его штаб.
То есть в первые же минуты фильма нам демонстрируют, что Супермен либо очень глупый, либо совершенно неопытный. Да, и Лекс ушёл недалеко от него, так как рискует раскрыть и себя, и весь свой план.
Но меня в данном случае скорее интересуют Боравия и Джарханпур. Много позднее нам покажут население последнего, состоящее сплошь из чернокожих и арабов. Так авторы видят восточных европейцев и, вероятно, славян. Конфликту с Боравией посвящено довольно много экранного времени. Про вторжение в неё Лоис Лейн (Рэйчел Броснахэн) задаёт Супермену вопросы. Президент Боравии фигурирует в сюжете. В третьем акте фильма военные действия на границе двух стран начинаются и т.д.
Предполагается, что зрителей этот конфликт должен увлечь, но я не готов на серьёзных щах слушать про восточноевропейский Джарханпур и делать вид, что это нормально.
Если проводить параллели с Марвел, то и там были вымышленные страны, например, Соковия или Ваканда. Но, во-первых, они появлялись не в первые пять минут самого первого фильма КВМ, во-вторых, в той же Соковии, как ни странно, жили люди со славянской внешностью, а надписи были на кириллице, в-третьих, жителей Соковии Мстители спасали от Альтрона, а в последствии соковианский Барон по фамилии Земо перессорил их друг с другом, и был принят Соковианский договор, обязывающий всех сверхлюдей регистрироваться и подчиняться ООН. То есть вымышленную страну довольно сильно проработали, зрителя вовлекли в события, с ней связанные, и смогли убедить в её реальности.
Здесь же нас встречает текстовая экспозиция с многочисленными отсылками к событиям трёхнедельной давности, которые зрителям даже не показали. Как сказал бы Станиславский: "Не верю"!
Фильм демонстрирует нам несколько сражений Супермена в Метрополисе. Сперва это Молот Боравии, а позже огромный монстр, которого вы могли видеть в трейлере и который здорово напоминает Лунтика из одноимённого мультфильма. "Лунтик" - это тоже творение Лютора, которое занимает Супермена, пока Лекс проворачивает свои дела. Ночью существо привозят в небольшом ящике в Метрополис, а на следующий день оно уже ростом с небоскрёб.
Нам не покажут, откуда монстр взялся, почему за одну ночь вырос, инопланетный ли это организм или результат какой-то генной инженерии. Он просто есть. На лицо откровенная лень сценаристов и пресловутый "рояль из кустов". Зачем продумывать потенциального антагониста главному герою и прописывать ему мотивацию, когда можно в сюжет ввести "Лунтика"-переростка?
Супермен врезается в здания, громит дорожное покрытие, кругом хаос, а обычные горожане, словно неигровые персонажи в какой-нибудь посредственной игре продолжают заниматься своими делами. Вместо того, чтобы бежать в ужасе от монстра или боравийского суперзлодея, они с восторженным видом наблюдают за Суперменом, подбадривают его или и вовсе не обращают внимание на происходящее. Один уличный продавец индийского происхождения и вовсе забирается в яму посреди дороги, чтобы помочь подняться впечатанному туда Супермену.
Ежу понятно, что тебя в любой момент могут раздавить, но ты лезешь в эпицентр драки, чтобы помочь неуязвимому пришельцу подняться. Инстинкт самосохранения у жителей Метрополиса не обнаружен...
Подобные вещи работают сугубо против погружения в историю. В фильме множество персонажей второго плана, которые откровенно раздражают. Знакомьтесь, мисс Ева Тешмахер (Сара Сампайо).
И она делает селфи в штабе Лекса Лютора на фоне сражения Молота Боравии с Суперменом. А ещё - это девушка самого Лекса. Если вам кажется, что это выглядит неуместно на фоне происходящего, вам не кажется. Весь фильм она будет фотографироваться, кривляться и сопровождать повсеместно Лекса. Мало того, что между ними нет ни намёка на химию, так ещё и совершенно не понятно, что в ней нашёл человек, позиционирующий себя едва ли не гениальнейшим из людей. Эта, на первый взгляд, безмозглая дура, оказывается не так и глупа.
СПОЙЛЕР____________________________________________________________________________________________
Она сумела сфотографироваться на фоне всех сколько-нибудь значимых для Лекса вещей, например, на фоне карты Джарханпура, половину которого Лексу пообещал президент Боравии после захвата страны. А ещё Ева без ума от фотографа газеты Daily Planet Джимми Олсена (Скайлер Гизондо). С Лексом она встречается из страха, а Джимми в конечном счёте сливает все свои фотографии, что и позволяет доказать всему миру преступность действий Лютора и посадить того в тюрьму.
______________________________________________________________________________________________________
Таким образом, гениальный Лекс на поверку оказывается клиническим идиотом. Грамотно раскрывать его мотивацию нам тоже не будут. Лютор просто верит в торжество человеческого интеллекта и его раздражает Супермен самим фактом своего существования, ведь на фоне криптонца земляне кажутся ещё более ничтожными. Что сказать, мотивация в лучших традициях доктора Зло.
Мне доводилось видеть отзывы зрителей, что местный Лютор в исполнении Николаса Холта - это чуть ли не лучшее воплощение персонажа после версии Майкла Розенбаума из сериала "Тайны Смолвиля". Я не знаю, каким местом нужно было смотреть фильм, чтобы прийти к подобной мысли. Мне никогда не нравился дёрганный Лекс Джесси Айзенберга из "Бэтмена против Супермена: На заре справедливости", но, чёрт возьми, он и то был глубже и интереснее Лютора Холта. По факту, мы получили такого же карикатурного злодея, как и Лекс Джина Хекмана из "Супермена" 1978 года.
Не раскрыты и другие злодеи вроде Ультрамена и женщины по прозвищу Инженер. Увидеть их можно уже в трейлере фильма. Инженер и вовсе произносит, что пожертвовала своей человечностью, чтобы победить Супермена. А вот почему она ей пожертвовала, мы так и не узнаем.
Вместе с Лоис Лейн, Джимми Олсеном и Кларком Кентом (альтер эго Супермена) в газете Daily Planet работают Кэт Грант (Микаэла Хувер) и Стив Ломбард (Бек Беннетт). У первой нет никакой функции в сюжете, она просто присутствует в некоторых сценах, а второй почему-то постоянно стебётся над Кентом и выполянет роль идиота в паре сцен. Зачем они нужны фильму, ответить решительно невозможно. Ну, а редактор газеты Перри Уайт (Уэнделл Пирс) снова стал афро-американцем, хотя в комиксах всегда был белым.
Джонатан (Прюитт Тэйлор Винс) и Марта (Нева Хауэлл) Кент представлены совсем блёкло. Это, судя по всему, пенсионеры, которые время от времени звонят Кларку, чтобы узнать как дела, а он их навещает совсем редко. В фильме есть буквально одна сцена, где Кларк разговаривает по душам с приёмным отцом, но на этом, пожалуй, и всё. Мне даже не попалось ни одного постера фильма, где были бы изображены Джонатан или Марта, хотя у Ломбарда и Грант они есть.
Добавляет кринжа фильму Банда Справедливости. Да, вы не ослышались, местная супегеройская команда, состоящая из Зелёного Фонаря (Нэйтан Филлион), Орлицы (Изабела Мерсед) и Мистера Террифика (Эди Гатеги), называется именно так. Конечно, над названием несколько раз шутят, говорят, что его придумал Фонарь Гай Гарднер, а Орлица и Террифик с ним не согласны, но когда я услышал его в первый раз, я подумал:
В целом эти второстепенные герои по-своему приятные. Террифик успевает спасти Супермена, а с Фонарём связаны, наверно, все смешные шутки в фильме. Разве что Орлицу не раскрыли совсем. Впрочем Ганну всегда удавались образы хулиганов и плохишей. Я поймал себя на мысли, что на приключения Банды Справедливости где-нибудь в космосе в духе Стражей Галактики я бы даже посмотрел, но в фильме, посвящённом Супермену, их наличие не ощущается значимым. Ни одного из героев Банды нам раскрывать не будут, их предыстория останется за кадром, а отношения с самим Суперменом у них, вроде, дружеские, но не более того. Достаточно сказать, что они не отвернулись от Супермена, когда Лютор настроил против него простых людей.
Как ему это удалось?
СПОЙЛЕР____________________________________________________________________________________________
В СМИ показали запись, оставленную Супермену его биологическими родителями Джор-Элом (Брэдли Купер) и Ларой (Анджела Сарафян), которая состояла из двух частей.
"Сын наш, мы любим тебя больше неба, больше земли. Нашего дома скоро не станет. Но наши сердца греет надежда. И эта надежда ты, Кал-Эл. По всей вселенной мы искали место, где ты сможешь принести пользу. Как и должно криптонцу. Это место — Земля."
Это первая часть сообщения, которую Супермен все это время и слушал. Вторая часть сообщения была повреждена, но Инженер сумела её восстановить:
"Земляне очень просты и глубоко невежественны, слабы умом, телом и духом. Властвуй над ними, как последний сын Криптона. Избавляйся от любого, кто не способен или не желает служить тебе, Кал-Эл. Возьми столько жен, сколько сможешь, дабы твои гены распространились в новом доме. Не подведи нас, сын. Правь без жалости".
И вот представьте, Супермен спасает Метрополис от "Лунтика". За это время Лекс успевает проникнуть в Крепость Одиночества (Ева делает свои селфи и там). Его подручные уничтожают роботов и нейтрализуют Крипто, после чего Инженер восстанавливает запись и отправляет её 30 (!) различным экспертам, что подтверждают её подлинность, после чего запись начинают транслировать по всем каналам, в том числе и на билбордах посреди Метрополиса. И всё это случается, пока Супермен и Банда Справедливости сражаются с монстром. Чудовище побеждено, но жители города видят запись. Казалось бы, Супермен только-только спас их жизни, но они безоговорочно верят видеосообщению и сразу же меняют своё отношение к герою. Его обвиняют в том, что у него на Земле есть тайный гарем, и вообще он прилетел сюда планету покорить. В дальнейшем тема с гаремом будет возникать то здесь, то там, а сам Супермен через это испытает кризис веры, сдастся властям и окажется в тюрьме под контролем Лекса Лютора.
______________________________________________________________________________________________________
И таких сюжетных поворотов в фильме полно. Скажем, нам демонстрируют некое карманное измерение, где можно содержать пленённого Супермена. Порталы в него изобрели инженеры Лютора, но как Лекс использует его? Он держат там людей, которые ему в разное время насолили, в том числе и своих бывших!
Мне кажется, я становлюсь тупее просто потому, что пишу эти строки. Собственно, Ева потому и боится уйти от Лекса, что не хочет оказаться в подобном месте навечно.
Под тюрьмой в карманном измерении течёт протонная река, а течёт она прямиком в чёрную дыру. Эмм... а откуда в таком месте воздух и как это всё функционирует? Можно в фильм завести хотя бы подобие физики?.. Там же в карманном измерении будет несколько сцен, отдающих дань уважения сиджиайным младенцам из фильма "Флеш". Так сказать, Джеймс Ганн заимствовал идеи у "лучших".
И вот из таких сцен и состоит весь фильм. Даже когда нам пытаются показать что-то серьёзное, то на фоне происходит какая-то дичь. Например, Супермен с Лоис разговаривают по душам, а в ночном небе за окном Банда Справедливости дерётся с какой-то светящейся инопланетной медузой. Ты смотришь на это и недоумеваешь. Зачем это вообще добавили в фильм? Какую смысловую нагрузку инопланетная медуза несёт? Вырежи её, и ничего бы не изменилось, разве что разговор между Лоис и Кларком получился бы более глубоким и душевным.
Резюмируя, стоит сказать, что Ганн совершенно наплевательски отнёсся к зрителям. Неуместная клоунада, вымученные диалоги и идиотские поступки персонажей пронизывают весь фильм. Крипто, монстр-переросток, Боравия и Джарханпур, светящиеся медузы и тайные гаремы невероятно раздражают. К середине фильма ты буквально устаёшь от потока бреда, что льётся на тебя с экрана. Ганн словно хочет, чтобы мы ни на секунду не забывали, что находимся внутри кинокомикса, и старательно не допускает даже намёка на серьёзность повествования.
Мотивация злодея не убедительна, а сам он карикатурен. Между Кларком и Лоис нет ни намёка на химию. Серьёзно, когда коллега спрашивает Лейн о её бойфренде, та отвечает, что не уверена в своих чувствах, и, возможно, им стоит расстаться. Ага, с Суперменом, блин!..
Сам Супермен не вызывает никакого эмоционального отклика. Это просто сверхсильный летающий болванчик, который сперва заявляет, что никого не убивает и даже пытается сохранить жизнь монстру в центре Метрополиса, но ближе к концу фильма брутально испепеляет взглядом целую армию противников, окруживших его в небе. Супермен переживает за Крипто, но при этом даже не пытается дрессировать самое опасное животное на планете, чтобы то банально выполняло его команды и не загрызло ненароком кого-нибудь из людей.
СПОЙЛЕР____________________________________________________________________________________________
Кстати, в конце фильма в Крепость Одиночества заявляется кузина Супермена Кара, которая тусит на планетах с красным солнцем, посещает местные клубы и бухает там, так как напиться на Земле криптонцу невозможно. И, оказывается, что Крипто - это её пёс, а у Супермена он был просто на передержке. Не знаю, как вы, а я смотреть потенциальный новый фильм про такую Супергёрл не хочу.
______________________________________________________________________________________________________
Супермен весь фильм сражается с кучей врагов на пределе своих возможностей, но ты не ощущаешь ни веса ударов, ни скорости, с которой он летает, ни какой-либо угрозы его жизни, ведь это первый фильм новой киновселенной, и с главным героем точно всё будет хорошо.
Простые люди, как я уже писал выше, не имеют банального чувства самосохранения и меняют своё отношение к герою за секунду, достаточно им показать правильный видеоролик.
Политическая повестка тоже никакая. Если вы хотели показать Лекса Лютора настоящим злодеем, то вместо Боравии и Джарханпура могли бы быть настоящие Россия и Украина или Израиль и Палестина. Тогда Супермен-миротворец в глазах зрителей был бы ещё большим героем, а разжигатель войны Лютор - однозначным злодеем. А если уж вы придумываете новые страны, то стоит расположить их не в Восточной Европе и населить темнокожими людьми, а где-нибудь на таком же вымышленном материке, скажем, посреди Тихого океана. А то вымышленную страну придумать вы можете, а новый материк - нет.
На мой взгляд, нет никакой принципиальной разницы в тоне повествования в "Супермене" и таких фильмах как "Аквамен и потерянное царство", "Человек-Муравей и Оса: Квантомания", "Тор: Любовь и Гром" или "Капитан Марвел 2". Качество сценария и сюжетная глубина буквально на одном уровне. Где здесь невероятный ответ Киновселенной Марвел, я, честно говоря, не вижу. Новый Супермен по качеству соответствует худшим картинам Marvel, разве что в нём практически безостановочный (и откровенно бессмысленный) экшен.
И когда я вижу, как зрители оценивают этот фильм на 8, 9 и даже 10 из 10, я искренне недоумеваю. Как можно такую посредственность так хвалить? Вот серьёзно, вышедшие недавно "Громовержцы*" и даже провальный "Капитан Америка: Новый мир" в разы глубже, серьёзнее и интереснее. Там есть сюжет, есть адекватная мотивация у антагонистов, есть драма.
Помните Горра - убийцу богов в исполнении Кристиана Бейла из последнего "Тора"? Так вот у него горазо более внятная мотивация, чем у Лекса Лютора. У Горра из-за бездействия богов умерла дочь, он получил Некромеч, способный их убить, и начал свой путь мести. Лидер из "Нового мира" мстил засадившему его почти на двадцать лет в экспериментальную лабораторию президенту Россу, антагонистка из "Капитана Марвел 2" (вообще не помню, как её звали) искала способ спасти умирающий из-за Кэрол Дэнверс родной мир. И таких примеров я могу найти массу. Почти любой антагонист Marvel, даже из самого их провального фильма, будет прописан лучше Лютора. Ну, а орущие козлы ничем не хуже обезьяноботов...
В "Супермене" же нет буквально ничего интересного. Ощущение такое, что тебя два часа катали на карусели, после чего тебя знатно тошнит, но многие почему-то просят добавки.
Джеймс Ганн, "Стражей Галактики" которого я искренне люблю и который выпустил гораздо более качественные "Отряд самоубийц: Миссия навылет" и "Миротворец", очень разочаровал. Если это начало новой киновселенной, то увольте, я с ней дальше знакомиться не хочу.
Моя оценка: 2 балла из 10. Худший кинокомикс за долгие-долгие годы.