Структура личности и как её изменяют при вербовке экстремистов
Предыдущий пост получил много комментариев, а так же вызвал много споров. Не обошлось и без замечаний в адрес ТС. В связи с этим, новый пост хочу начать с нескольких ремарок к предыдущему:
1. Я всего лишь поведала аудитории то, что услышала от другого человека. Ко всему, услышанному мною на семинаре, я отношусь с позиции "Ну, допустим, это так".
2. Многое из сказанного приглашённым специалистом не вызывает особого доверия, но не включить это в пост я не могла, т.к. это привело бы к нарушению целостности повествования.
3. Думаю, будет справедливо согласиться с тем, что представленная в предыдущем посте схема имеет право на существование и может применяться наравне со множеством других, названных комментаторами.
4. Единственное, что не вызывает у меня сомнений, это утверждение, что к абсолютно человеку можно найти подход. Даже к тому, кто семи пядей во лбу. Всего лишь вопрос трудоёмкости процесса подбирания "ключика". "На каждого мудреца найдётся доля простоты", примерно так гласит народная мудрость.
В прошлый раз я забыла представить ведущую семинара. Яковлева Светлана Владимировна - клинический психолог, судебный эксперт в области преступлений против общественной безопасности. О её профессионализме и адекватности суждений судите сами.
Теперь можем перейти к вопросу, что же происходит со структурой личности в процессе вербовки в различные нехорошие организации. Структур личности существует великое множество, Светлана представила нам вот такую:
Базовая и отправная точка этой структуры - ОКРУЖЕНИЕ (где я?), то есть всё и все вокруг человека. Для любого человека его окружение - это ДРУГИЕ, каждый из которых воспринимается в той или иной степени близости.
На основании окружения надстраиваются индивидуальные СПОСОБНОСТИ (что у меня есть?), то есть все те биологические, физические, психологические и интеллектуальные качества человека. У всех они УНИКАЛЬНЫЕ: у кого-то идеальный слух и чувство ритма, у кого-то талант к химии и физике, а кто-то мастерски владеет ораторским искусством и так далее.
Исходя из своих способностей человек формирует и развивает свои НАВЫКИ и УМЕНИЯ (что я могу сделать с тем, что у меня есть?). То, к чему у него есть способности или талант, развить проще всего. Люди с идеальным слухом легко достигают успехов в творчестве, физически одарённые - в спорте, интеллектуалы грызут гранит науки, не ломая зубов, и совершают великие открытия.
В процессе взаимодействия с окружающим миром, реализации своих способностей, развития навыков и умений, у человека формируются ЦЕННОСТИ (что мне важно?) - такие нравственные, моральные, духовные и жизненные установки, которые играют важную роль при принятии решений и обосновывают поведение человека в различных жизненных ситуациях.
Всё это приводит к формированию у человека Я-Концепции (кто я?) - системы самовосприятия и самооценки себя в мире. Для многих людей становление Я-Концепции проходит незаметно. При этом всерьёз задаться этим вопросом человек может в абсолютно любом возрасте, а может даже и несколько раз за жизнь. И когда человек находится в болезненных и мучительных поисках ответа на вопрос "КТО ЖЕ Я?", он является очень лёгкой мишенью для вербовщиков. Так как в этот период ему можно внушить всё, что угодно.
Способности, навыки и умения, ценности, а так же Я-Концепция составляют всю личную сферу отдельно взятого человека, это Я И МОЯ ЖИЗНЬ. Все эти элементы теряют свою значимость и перестают существовать в момент смерти.
МИССИЯ. Это цель, задача, смысл существования человека. Это то, что останется даже тогда, когда самого человека не станет. Реализовать себя через миссию можно несколькими способами:
- дети (они останутся после меня, часть меня будет жить в них, мои гены будет передаваться из поколения в поколение и т.д.)
- религия (СЛУЖЕНИЕ богу или богам, мой дух бессмертен, загробный мир и т.д.), не путать ВЕРОЙ!
- ученики (они останутся после меня, понесут потомкам мои знания, преумножат и распространят их и т.д.).
Миссия - это то, что делает человека бессмертным, и это то, ради чего человек НЕ ПОЖАЛЕЕТ ЖИЗНИ (и ЖИЗНЕЙ ДРУГИХ) и НЕ УСТРАШИТСЯ СМЕРТИ.
Как уже было сказано, вербовщики начинают с Я-Концепции, то есть почти с результирующей характеристики личности. Раскрытие Я-Концепции автоматически раскрывает окружение и ценности человека. Я-Концепция, как правило, базируется на нескольких элементах: личная сфера (семья, друзья, увлечения), профессиональная сфера (учёба, работа) и нравственной составляющей (принципы, убеждения, взгляды). Как правильно отметил @alexkurzin, человек самоидентифицирует себя с какой-то группой (по факту - с множеством групп) по каждому элементу, составляющему Я-Концепцию. После чего человеку внушают, что существует опасность для его ценностей или любой группы, к которой он себя относит (а если в жизни этого человека реально есть какая-то угроза - вербовщики этим с радостью воспользуются).
После обозначения факта угрозы как таковой - обозначается её источник. Начинается этап биполяризации мира. В окружении выделяются свои ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ, которых надо защитить, и чужие ИНАКОМЫСЛЯЩИЕ, которых надо уничтожить или обратить в свою веру перевоспитать. В сознании полностью стираются любые точки соприкосновения между двумя противопоставленными фракциями. Инакомыслящим приписываются все смертные грехи, происходит дегуманизация. Они - захватчики, обидчики, злодеи, тираны, жестокие убийцы. Одно слово - НЕЛЮДИ. Таким образом изменяется и конструируется базисная часть личности.
Если существует угроза - то надо же от неё защищаться! А как, не праведным словом же? СИЛОЙ, грубой и физической. Если изменилось окружение, в нём возникла угроза (началась война), то и самому меняться надо (становиться бойцом), чтобы защищать-защищать-защищать. Начинается активная работа со способностями, навыками и умениями. Все выдающиеся способности человека отныне должны служить целям организации защите от врагов. Из такой безобидной способности, как идеальный слух, выращивают навык подслушивания и шпионажа. Талантливый химик учится делать бомбезные и зажигательные очень весёлые вещества. Физически развитых людей со склонностью к агрессии превращают в послушных и безжалостных бойцов храбрых и отважных защитников. Их учат, КАК бить, и КУДА бить. Им устраивают проверки на вшивость групповые тренировки, обозначая одиночные цели. В процессе этого у человека формируются новые ценностные ориентации и Я-Концепция.
Окончательная стадия изменения структуры личности наступает тогда, когда человек становится способен УМЕРЕТЬ ради..., а так же, не задумываясь, ОТНИМАТЬ ЖИЗНИ всех инакомыслящих своих врагов , и тех, кто с ними связан без разбору (женщины, дети, старики).
Такие изменения претерпевает структура личности человека, подвергшегося вербовке и завербованного в экстремистские и террористические организации.
Но зачем этим организациям так стараться и напрягаться? Ради чего? Конечная цель организации может быть разная: материальная (деньги, власть, мировое господство) и духовная (очистить мир от неверных/грешников или что-то в этом духе).
Но для достижения своих целей любой организации необходимо решить 2 серьёзных задачи:
- посеять СТРАХ среди всех инакомыслящих своих врагов;
- расплодить ВРАЖДЕБНОСТЬ между людьми, сделать так, чтобы обычные люди начали предвзято относиться к тем, кто в чём-то отличается от них (от пола и национальности до вероисповедания).
И самое малое, что может сделать каждый из нас, чтобы противостоять силам этих организаций: не поддаваться страху и панике, а так же помнить - нас всех, таких разных и непохожих друг на друга, связывает гораздо больше общего, чем нам кажется на первый взгляд.
Следующий и последний пост будет посвящён методам профилактики. А так же я поделюсь впечатлениями, каково было на себе испытать некоторые приёмы психологического прессинга.
P.S. Как я уже говорила, за что купила - за то и продаю. В связи с чем за фактологическую достоверность материала ручаться на 100% не могу.