Страхование в России изнутри (часть 4 Кадры)
Первая часть Страхование в России изнутри (часть 1 История)
Вторая часть Страхование в России изнутри (часть 2 Как это работает)
Третья часть Страхование в России изнутри (часть 3 Внутри страховой компании)
Поговорим о том, что за люди работают в страховых компаниях, о том как попасть на работу и стоит или вообще стремиться.
Как я писал в первой части, года до 2005, страхование было небольшим и уютным рынком, где все друг друга знали. Руководители имели большой опыт, новых сотрудников набиралось не очень много, при этом много времени тратилось на их адаптацию обучение. В некоторых крупных компаниях клиентский менеджер должен был уметь и продажи, и андеррайтинг, и процесс урегулирования убытка, а также ввод в базу и самостоятельное оформление любого договора. Руководители подразделений выставляли определенные критерии кадровой службе, и из кандидатов уже выбирали близких себе по духу. Очевидно, что такие кадры ценятся до сих пор, но осталось их совсем не много, кто-то руководит своим узким направлением, а кто-то ушел в другие сферы. Конечно и тогда были и дети или родственники нужных людей, но им давали участок работы, на котором они могли принести наименьший вред.
Начиная с 2005 года, новых людей требовалось все больше, а времени на их обучение становилось все меньше. Сначала смягчили требования к образованию, потом стали передавать функции не требующие особой квалификации, сужая зону ответственности каждого конкретного специалиста. Приглашали в головной офис перспективных сотрудников из филиалов. Кстати, все примеры таких приглашений, которые я знаю лично оборачивались большими плюсами для сотрудника и всегда минусами для компании. Постепенно из требований к приему на работу остались только адекватность и обучаемость, но даже при этом треть новичков отсеивалось.
Когда кадровый бум пошел на спад, а может даже еще раньше, наметились 2 категории сотрудников: назовем их Кочевники и Лоялисты. Если ты не один год в страховании, перейти в другую сферу совсем не просто, очень много специфики, которой нет в других областях. Соответственно кочевники, по одному, а часто целыми командами, переходили к конкурентам, туда где им предлагали более интересные условия. Лоялисты получали освободившиеся должности и все более укреплялись мысли о правильности своей стратегии. Переходы больших команд не раз порождали весьма заметные изменения на рынке, были даже компании которые так и не оправились от исхода команды и покинули рынок. Многие кочевники, найдя себе место по душе становились лоялистами, некоторые доросли до своего потолка, и им нет смысла двигаться дальше. Примеры когда лоялист стал кочевником тоже есть, но такое происходит когда тонет компания лоялиста. Сейчас, уже несколько лет, на коне лоялисты, рынок падает и кочевникам приходится не сладко.
Очевидна разница в ментальности кочевников и лоялистов, кочевники привыкли зарабатывать, а лоялисты получать зарплату. Кочевники Кочевники намного активнее и зачастую профессиональнее, но и доверия к ним у руководителей компании меньше, тем не менее, если есть задача роста, то решают ее именно команды со стороны. Весьма маловероятно, что кочевник займет высокую должность, скорее для него придумают отдельное структурное подразделение.
Правило, из которого конечно есть исключения, что лоялист боится кочевника и, к сожалению зачастую пытается его потопить. Лоялисты тоже хотят денег и, годами сидя в одной компании, выстраивают схемы увеличения своих доходов. Схемы (а по сути воровство) везде где есть доходы или расходы. Продавцы делятся со своими руководителями, кураторами, иногда с андеррайтерами. В перестраховании возникают дополнительные комиссии. Схемы в урегулировании убытков я описал в прошлой части. Финансисты имеют с размещений денег, где надо и под какой надо %. Все это убивает рынок, делает страхование дороже для конечного потребителя, но денежные цепочки тянутся на самый верх и ничего не меняется.
Допустим у вас есть бизнес и вы решили (или вас заставили) его застраховать. Самостоятельно вы этим заниматься не будете, а поручите это бухгалтеру или юристу. Ваш сотрудник пойдет в страховую компанию и ему сразу предложат там %, чтобы он не искал дальше и был заинтересован в сотрудничестве. Допустим ему предложили 20%, это значит, что продавец тоже должен заработать и поделиться внутри компании, а еще расходы на обналичку (налоги, комиссии) и 20% превратились в 50%. Значит для вас как для владельца бизнеса полис стоимостью 10тыс превратился в 20тыс, 1 млн в 2 млн. и так далее. Есть целый ряд страховых брокеров, основной бизнес которых, обслуживание такой внутренней коррупции. Конечно, в таких видах как ОСАГО, где тариф устанавливает государство, все работает немного иначе. Есть мнение, что именно внутренняя коррупция довела Росгосстрах до национализации.
На мой взгляд, сейчас не самое лучшее время чтобы устраиваться в страховую компанию, особенно если вы выпускник с хорошим образованием. Хотя возможно именно вам повезет оказаться в команде, где вас будут учить и сделают профессионала. Но надо учитывать, что перейти в другую сферу уже будет не просто. Плюсы тоже есть: такая работа считается хорошей и стабильной, белая зарплата, разного уровня социальные бонусы, например медицинская страховка и скидка на КАСКО.
Отдельно остановлюсь на компаниях, связанных с государством, там не мало профессионалов, но очень весомый % сотрудников это чьи-то родственники, и вот это реально беда. Такие персонажи прекрасно понимают, что их место останется за ними, как бы они не работали. А если у такого еще и амбиции... Хотя они умудряются собрать вокруг себя круг приживал и обеспечить им и себе непыльный, но доходный участок работы.
Итого: главная проблема рынка - это кадры, посредственности, получившие свои должности в руководстве, просто пересидев профессионалов. Профессионалов, которые в какой-то момент времени оказались слишком дорогими для компании, ведь внутреннюю коррупцию в расчетах учитывают далеко не все.
В следующем посте я, наверное, расскажу о том, что интересного можно узнать о других сферах бизнеса, работая в страховой компании.