84

Столярные курсы для новичков. Занятие №3

Вводная: Отправилась учиться на столярные курсы. Подумалось, что отчёт о том, что на них происходит, может быть кому-то интересен. Опыта в столярке ноль.

Столярные курсы для новичков. Занятие №1

Столярные курсы для новичков. Занятие №2

Сразу скажу, что мозг у меня - не компьютер, что-то я могла не запомнить, что-то - запомнить неточно, что-то гуглю постфактум и иногда ошибаюсь - это всё не со зла, и 99% - что это мне не на занятии неправильно сказали, а что я напутала.

Тема третьего занятия (16.09) - сверление древесины.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Для начала нам показали несколько интересных музейных экспонатов - немецкий сверлильный станок, вроде бы довоенный ещё:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

И... я даже не знаю, как это чудо назвать - но выглядит внушительно (коловорот на столе перед преподом тоже внушает):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

После небольшого экскурса в историю возвращаемся обратно в 21й (ну как минимум, в 20й):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

После небольшого рассказа об обычных свёрлах (никакой Америки я тут не открою) рассказ перешёл к более специфичным для столярки: коронкам (зелёные на верхнем фото), сверлу Форстнера, сверло под конфирмат, сверло под зенковку, зенкер.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Сверло Форстнера выпиливает круглые отверстия заданного диаметра. Основная разница между сверлами Форстнера и коронками - коронка выпиливает "периметр" окружности, оставляя центр нетронутым (т.е. коронкой можно получить как деталь с круглым отверстием - так и круглую шайбу, например, колёсико для деревянной машинки). Сверло Форстнера срезает дерево внутри отверстия в опилки. Но зато даёт более ровный, гладкий край без зазубрин.

Сверло под конфирмат делает отверстие, более широкое сверху - чтобы туда заходила верхушка конфирмата. Сверло с зенкером работает похоже, но сверху оставляет конусовидное отверстие, чтобы красиво утопить шляпку самореза.  Также конфирмат или шуруп можно утопить ещё глубже. Зачем это нужно? Чтобы заглушить отверстие пробкой, это выглядит в итоге пипец аккуратно Делается это при помощи совсем уж пафосных ребят - пробочных свёрел. Их в школе не было, воспользуюсь гуглом :) Вот так выглядит работа сверла под конфирмат, сверла с зенковкой и пробочного сверла (слева направо):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Зенкер делает такую же верхушку, какую делает сверло с зенкером - но только её (т.е. сначала делается отверстие сверлом, потом сверху выпиливаются конусы зенкером).

Дальше теория закончилась, возвращаемся к коробочке, которую я начала делать на занятии №2. В четырёх заготовках фрезером выпиливается канавка, в которую будет вставляться фанерное днище:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

И тут происходит проблема - я роняю одну боковинку - и тоненькая плашка под фрезерованной канавкой отламывается. Ну, заодно научусь склеивать :) Клеем ПВА приклеиваю её обратно, зажимаю между двумя кусками фанеры и сжимаю струбциной. Прямо на одном из кусков фанеры пишу время, когда соединила детали (прям как на медицинском жгуте =)). Для такой небольшой детальки достаточно часа, поэтому в 19:50 с этой деталью можно будет продолжать работать.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Пока что на другой боковинке делаю отверстия под шканты. Разметка делается при помощи рейсмуса - он имеет выдвигающиеся шпильки (или одну шпильку) с острием, которое и чертит метки. Шпильки фиксируются на нужном расстоянии от колодки, потом эта колодка прижимается к грани, параллельно которой должна идти разметка, и острия отчерчивают полосу параллельную нужной грани, на том расстоянии, на которое вы выдвинули шпильку. Вот фотка ровно такого рейсмуса, который у нас в школе:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Т.к. на этом рейсмусе нет линейки на шпильках - приходится отмерять вручную. Конечно, удобнее было бы, если бы линейка была прямо на шпильках - но имеем то, что имеем. Одну шпильку я выдвинула на 1см, втрорую - на 2см.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Дальше прижимаю рейсмус колодкой к нужной грани, и, наклонив его, острием процарапываю линию (должна быть прямая... но опять-таки - имеем то, что имеем, не зря тег рукожоп). Видно, конечно, очень плохо - постаралась выкрутить контраст как могла. Продольная насечка на расстоянии 1см:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Поперечные насечки на расстоянии 2см от каждого края (верхнего и нижнего):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

В местах пересечений делаю дырки шилом:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Дальше нужно выпилить отверстия под шканты. Чем ровнее будет угол 90° - тем ровнее соберётся коробочка. Поэтому с помощью струбцин фиксирую заготовку - сначала к столу фиксирую двумя струбцинами брусок 10*10см, потом ещё двумя струбцинами фиксирую заготовку к бруску (когда фиксируем заготовку горизонтально - то она сразу струбцинами может быть прижата к столу - но вертикально так особо не зафиксируешь, приходится делать импровизированные тиски):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Дальше нужно выровнять заготовку как можно ровнее, чтобы верхняя грань стала ровненько по уровню. Собственно, уровнем (на комбинированном угольнике) я для этого и воспользовалась (фотка уже подготовки другого торца, забыла сфотать первый):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

И пришло время того самого кондуктора. Кондуктор выставлен так, чтобы база была на расстоянии 1см от отверстий (помните - именно на расстоянии 1см от края были сделаны отметки под шканты?) Высота шканта - 2.5см. В торцевой части шкант заглубляем на 1.5см, с другой стороны остаётся 1см (т.к. толщина заготовки всего 2см, соответственно, не стоит её долбить глубже, чем на 1см. А в торцевой части для шканта гораздо больше места, там можно и на 1.5см).

Кондуктор прижимается к заготовке, на сверле делается отметка бумажным скотчем так, чтобы сверло выходило с обратной стороны кондуктора на 1.5см, и погнали.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Высверлила торцевые отверстия с обеих сторон - дальше нужно их переложить на боковые поверхности длинных сторон. Как я и рассказала в предыдущем посте - в отверстия вставляются перекладные центры. Берётся соответствующая вторая заготовка, прижимается к первой. Важно как можно точнее выровнять их, прежде чем прижимать, а то получится как у меня, когда переложила не очень ровно и едва собралась коробочка.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Сделала все эти операции со всеми сторонами - засверлила отверстия для шкантов в обеих боковинках, переложила все отверстия на длинные стороны, засверлила отверстия по переложенным меткам. Также выпилила из фанеры дно. Дальше момент истины - вставляем шканты в отверстия, дно - в пазы, и пытаемся собрать. Ну вроде собрался Вольтрон:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Собрала? Отлично. Теперь разбирай обратно :) Внутренние поверхности нужно зашлифовать, т.к. на собранной это будет делать неудобно. Для фиксации заготовки, чтобы было проще шлифовать, в стол просто всверлила две планочки под углом 90°, заготовку кладу на стол и бруском с наждачкой шлифую поверхность. За счёт всверленных планок она не ездит по столу. Так делаю со всеми заготовками, включая дно.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Дальше идёт этап склеивания. Берётся клей ПВА, по капле капается в каждое отверстие. Берётся шкант, и вкручивающими движениями закручивается в отверстие до упора. Лишний выступивший клей потом убирается просто пальцами (на фото как раз сфотала соседа, пока препод объяснял, как это делается).

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Потом берётся примыкающая заготовка. На неё клей наносится тонкой полосой от отверстия к отверстию плюс по капле в каждое отверстие, и пальцем размазывается в наружнюю сторону. Именно в наружнюю - т.к. её потом мы всё равно будем обрабатывать после склейки. А если лишний клей проступит с внутренней стороны коробки - его вчистую убрать будет сложнее. Фото (гусары, молчать!):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Таким образом собираются все стороны (дно просто вставила, не вклеивая). И коробка зажимается струбцинами и оставляется склеиваться.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

У меня ещё проект попроще, а вот у "соседа по парте" струбцин немного больше:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Коробку оставила склеиваться, на следующем занятии буду её шлифовать, красить и что там ещё понадобится.

Найдены возможные дубликаты

+4

Молодец. =))

Плюс к этому каждый такой пост - отличный способ закрепить и запомнить пройденный материал.

раскрыть ветку 9
+1

И фотографии отличные. Хорошая ученица.

раскрыть ветку 8
0
Если не секрет, где покупали комбинированный угольник?
раскрыть ветку 7
+2

Я в восторге. Спасибо. С детства болел столяркой, но текущая работа не даёт этим заняться, надеюсь на пенсии заняться этим хобби. Буду читать. Спасибо ещё раз.

раскрыть ветку 1
+2
Спасибо за такой отзыв. Надеялась, что кому-то будет интересно, но даже не надеялась на столь теплую реакцию. Приятно =)
+1

А если есть кондуктор нафига выравнивать по уровню? Он разве не предназначен как раз для получения 90 градусов ?

раскрыть ветку 1
+1

Ну и вот зачем ты это сказал? Получается, зря с уровнем любилась :(  (справедливости ради - короткую часть я сверлила без кондуктора, чтобы отработать и тот процесс, и другой - и там любовные игрища с уровнем были не зря).

+1

Только инструмент для снятия фаски не зенкер, а зенковка, зенкер - это многолезвийное сверло, для получистовой обработки отверстия

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+2

Спасибо. Это для отверстий, которые остаются открытыми на финальном изделии? Для тех, в которые всё равно шканты/саморезы вгоняются, финишная обработка отверстия наверное не нужна?

раскрыть ветку 1
+1

Это для отверстий повышенной точности в металлообработке
При обработке дерева, думаю, такие точности ни к чему, а зенковку зенкером называют даже станочники на заводах, но в основном те, кто ее в руках ни разу не держал )) Я, пока себе первый зенкер не купил, тоже их путал

Иллюстрация к комментарию
+1

Отличный пост. Продолжай.

Гусарская шутка про "я бы с тобой постолярничал" не прокатит?

раскрыть ветку 2
+1

Ну только если сударь пытается сказать, что я бревно!

раскрыть ветку 1
+1

Ну какой же гусар называет девушку бревном?

+1
А не проще ли отверстия под шканты на сверлильном станке сделать? Он обычно по уровню стоит и рабочая площадка тоже ровная.
А вообще, подпишусь, интересно чему обучают на таких курсах, тема крутая:)
0

Круто! Только скажи, милчеловек, что сподвигло тебя записаться на курсы столярного дела? Кстати не знал, что дерево надо зенковать - так саморезы вгонял, когда приходилось.

раскрыть ветку 5
+3

Сложно назвать одну конкретную причину.

Всегда нравилось что-то делать руками. Люблю дизайн интерьера - профессионально не занимаюсь, но как хобби нравится. Так получилось, что за 5 лет сделала ремонт в 5 квартирах (дизайнерские решения, так скажем - руками сам ремонт почти не делала, всё делали мастера), и кроме всего прочего, заметила проблему, что на какие-нибудь специфичные идеи хрен найдёшь исполнителя - в Минске за маленькие штучные заказы особо не хотят браться. А часто вот именно "вот такую бы коробочку таких странных размеров мне сюда, ещё и покрасить прикольно" - было интересно научиться этому самой.

Ну и финальный, "добивающий" аккорд - это то, что у меня проблемы с левой рукой, и если раньше я вне работы любила посидеть поработать ещё (3d графика) - то сейчас не могу, рука находится в более-менее стабильном состоянии и не болит 24/7, только когда я по-максимуму убираю профессиональную нагрузку. Т.е. появлось свободное время на то, чтобы пойти на такие курсы. Во время столярных работ руки так не перенагружаются, особенно левая.

Кстати не знал, что дерево надо зенковать - так саморезы вгонял, когда приходилось.

Ну это, так скажем, "для результатов перфекциониста". Не обязательный этап - но красивый завершающий штрих, особенно, если эти саморезы на виду остаются.

раскрыть ветку 4
0

Так это еще и в Минске... А я сижу в своей Малиновке, как в жопе слива, и не знаю, что в родном городе происходит.

раскрыть ветку 3
0

Кучу лет назад в школе на уроках труда тоже все это проходили.

Не знал что такие курсы существуют.

раскрыть ветку 4
+2

Пацаны проходили, да. Я уже на эту тему печалилась - что парни хотя бы в школе хотя бы ручной инструмент уже в руках держали.

раскрыть ветку 3
+1

я печалюсь,что у нас в школе не было уроков готовки и шитья

раскрыть ветку 2
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: