Сталинская архитектура.
Сталинская архитектура (сталинский ампир, сталинский неоренессанс), также называемая сталинской готикой или социалистическим классицизмом, – это термин, которым обозначают архитектуру Советского Союза под руководством Иосифа Сталина между 1933 годом, когда был официально утвержден проект Бориса Иофана для Дворца Советов, и 1955 годом, когда Никита Хрущев осудил «перегибы» последних десятилетий и распустил Всесоюзную академию архитектуры. Сталинская архитектура связана со школой социалистического реализма в искусстве и архитектуре.
Сталинская архитектура - гостиница Пекин, © mosarchinform.ru, фото 2008 г. Построена по проекту архитектора Дмитрия Чечулина в типичном сталинском стиле в 1949—1955 годах. Официально гостиница была открыта в 1956 году. Здание гостиницы является памятником архитектуры.
Что касается методов строительства, то в большинстве зданий под отделкой из мокрой штукатурки расположена простая кирпичная кладка. Исключением стали панельные дома Андрея Бурова из средних бетонных блоков (такие, как «Ажурный дом», 1939-41) и большие здания, такие как «Сталинские высотки», для строительства которых было необходимо использовать бетон. Кладка закономерно подразумевала узкие окна, в результате чего оставалась большая площадь стен, которые можно было украшать. Противопожарные терракотовые отделки были введены в начале 1950-х, хотя их редко использовали за пределами Москвы. Большинство кровель были из традиционных деревянных стропильных ферм, покрытых металлическими листами.
К 1948 году строительная технология усовершенствовалась – по крайней мере, в Москве – так как стали доступными более быстрые и дешевые процессы. Дома также стали более безопасными за счет устранения деревянных перекрытий и перегородок. Стандартизированные здания 1948-1955 годов обладали таким же качеством жилищного строительства, как и сталинская классика, они классифицируются как таковые агентами по недвижимости, но здания этих годов исключены из диапазона сталинской архитектуры. Идеологически они принадлежат к массовому жилью – промежуточной фазе перед появлением стандартизированных зданий эпохи Хрущева, известных как «хрущевки».
Хотя Сталин отказался от конструктивизма, процесс завершения конструктивистских зданий продолжался до 1930 года. Промышленное строительство, происходящее под руководством Альберта Кана, а затем Виктора Веснина, попало под влияние модернистских идей. Это было не столь важно для градостроительных планов Сталина, поэтому большинство промышленных зданий (за исключением таких мегапроектов, как Канал имени Москвы) не относится к сталинской архитектуре. Даже первая очередь Московского метро, завершенная в течение 1935 года, не была тщательно проверена Сталиным и поэтому попала под существенное влияние конструктивизма.
Таким образом, масштаб сталинской архитектуры, как правило, ограничен городскими общественными и жилыми зданиями хорошего и среднего качества, за исключением массового жилищного строительства, а также к ней относятся отдельные проекты в области инфраструктуры, такие как Канал имени Москвы, Волго-Донской канал и станции, построенные на последних этапах строительства Московского метрополитена.
В личных архитектурных предпочтениях Сталина и степени его собственного влияния огромную роль сыграли дедукция, догадки и бытовые мнения. Факты вмешательства или их упоминание в общественных советских документах в значительной степени касаются конкурса на строительство Дворца Советов 1931-1933 гг.
Текстильный институт (Москва), конструктивистское здание, завершенное в 1938 г. , автор: NVO
Театр Красной Армии в Москве, оформленный в форме советской красной звезды, автор: Sergei Dorokhovsky
Первые годы сталинской архитектуры характеризуются отдельными зданиями, или, в крайнем случае, проектами развития отдельных районов. Восстановить огромные районы Москвы оказалось гораздо сложнее, чем снести исторические районы. Три наиболее важных здания Москвы этого времени расположены на одной площади, все они были построены между 1931 и 1935 годами, но каждый проект развивался независимо, мало внимания уделялось общему ансамблю (см. кадры довоенных фильмов 1936 г., 1938 г., 1939 г.). Каждый проект установил свой вектор развития на следующие два десятилетия.
- Дом на Моховой по проекту Жолтовского, фантазия в стиле итальянского Возрождения, является прямым предшественником послевоенной роскоши экстерьеров (сталинского стиля Ампир). Тем не менее, его размер соответствует близлежащим зданиям XIX века.
- Гостиница «Москва» по проекту Алексея Щусева. Эта линия развития была редкостью для Москвы (башня на вершине зала имени Чайковского так и не была завершена), но подобные грандиозные сооружения были построены в Баку и в Киеве. Тонкие римские арки балконов «Москвы» были распространены по всей стране в 1930-е годы. После войны они сохранялись в южных городах, но исчезли в Москве.
В июле 1935 года правительство оценило результаты и, наконец, издало указ о генплане Москвы. В этот План, в частности, были включены идеи Сталина по развитию города:
- Новое развитие должно происходить с помощью целых ансамблей, а не отдельных зданий.
- Размер городского квартала должен увеличиться с нынешних 1,5-2 га до 9-15 га.
- Новостройки должны быть ограничены по плотности населения до 400 человек на 1 га.
- Здания должны быть не менее 6 этажей в высоту; 7-10-14 этажные здания на главных улицах.
- Набережные – это важнейшие улицы, они отведены для первоклассного жилья и административных зданий.
Эти правила фактически наложили запрет на недорогое массовое строительство в старом городе и на «важнейших» улицах, а также на строительство домов для одной семьи. Недорогое строительство развивалось в отдаленных районах, но большая часть средств была направлены в новые, дорогие проекты «ансамблей», где фасады и величие ценились больше, чем потребности перенаселенных городов.
В конце 1930-х годов у строительной отрасли уже было достаточно опыта, чтобы построить большие, многоблочные городские здания – хотя все они были только в Москве. Три наиболее важных проекта Москвы:
- Улица Горького (Тверская), где Аркадий Мордвинов испытал так называемый «потоковый метод» одновременно управления строительными участками на различных стадиях завершения. С 1937 по 1939 год Мордвинов завершил восстановление центральной части улицы Горького до Бульварного кольца (с некоторыми исключениями, такими как главное здание Моссовета).
- Дорогомилово (включая часть современного Кутузовского проспекта). В отличие от равномерных плотных рядов зданий улицы Горького, на Дорогомиловской дороге располагались очень разные здания с широкими пространствами между ними. Здесь была экспериментальная площадка для Бурова, Розенфельда и других молодых архитекторов. Эти здания были не столь тщательно продуманными, как на Тверской, их деревянные перекрытия и перегородки, а также мокрая штукатурка во внешней отделке в конечном итоге привели к повышению затрат на обслуживание. Тем не менее, именно здесь был в значительной степени развиты каноны «сталинского ампира».
- Большая Калужская (сейчас Ленинский проспект), а также проектирование подобных стандартных зданий шириной с квартал к востоку от парка Горького.
Первый этап строительства Московского метрополитена (1931-1935) начинался как строительство обычного городского инженерного сооружения. Велась обширная пропаганда, связанная с его строительством, но само метро не воспринималось в качестве средства пропаганды. В отличие от других проектов, Московский метрополитен не был метрополитеном имени Сталина. Старые архитекторы избегали участия в комиссиях по метро. Отношение изменилось, когда в 1935 году начался второй этап работы. На этот раз метро было политическим заявлением, и на него выделялось намного больше финансов. На втором этапе создаются такие разные примеры сталинского стиля, как станция Маяковская (1938), Электрозаводская и Партизанская (1944).
Городской архитектурный ансамбль «Праспект Незалежнасці» (белор. «Проспект Независимости») в Минске является примером комплексного подхода к организации окружающей среды города с помощью гармоничного сочетания его архитектурных памятников, планировочной структуры, ландшафта и природных или искусственных зеленых насаждений. Ансамбль был построен в течение пятнадцати лет после Второй мировой войны. Его длина составляет 2900 метров. Ширина дороги, включая тротуары, варьируется от 42 до 48 метров.
Работа над генеральным планом бывшей Советской улицы началась в 1944 году, вскоре после освобождения Минска от немецко-фашистских войск. Основные архитекторы из Москвы и Минска работали над этим проектом. В 1947 году по итогам конкурса был выбран проект, разработанный под руководством академика архитектуры М. Парусникова.
План строительства ансамбля проспекта Независимости является ярким примером. Макет принимал во внимание основные особенности градостроительного ансамбля – длину фасадов зданий, их силуэты, основные границы и общий архитектурный шаблон. Комплексный план строительства был основан на компромиссе инновационных идей и классической архитектуры. Сохранившиеся довоенные здания и парковые зоны были включены в архитектурный ансамбль.
После освобождения Киева улицы и площади города были очищены от развалин. В символичный день (в ознаменование плана Барбаросса по нападению Германии на СССР) 22 июня 1944 года городской Совет организовал конкурс для архитекторов из Киева, а также из других городов Республики и Союза по разработке нового проекта полной реконструкции центральной части города.
Национальные республики СССР имели право разрабатывать свои собственные сталинистские стили, с большей или меньшей свободой. Когда местных сил было недостаточно, привлекались русские архитекторы (Щусев спроектировал театр в восточном стиле в Ташкенте и др.). Александр Таманян, назначенный главным архитектором Еревана, в значительной степени был ответственен за разнообразие армянской сталинской архитектуры. Сталинскую архитектуру, примерно с 1948 по 1956 годы, брали на вооружение «народные демократии» послевоенного Восточного блока, как правило, после победы над внутренней модернистской оппозицией. Это иногда приводило к определенным местным влияниям, хотя нередко рассматривалось как советский импорт.
Баку. Общежитие Медицинского института
Дворец культуры в Варшаве по проекту Льва Руднева, названный «подарком от советского народа», был, пожалуй, самым спорным проектом из импортированной сталинской архитектуры. Эта огромная по размеру высокая башня, которая по-прежнему является четвертым по величине зданием в Европейском Союзе, возвышается над городом. Однако более раним примером неоклассицизма был большой бульвар МДМ, который был разработан параллельно с точной реконструкцией старого центра города. МДМ был типичной сталинской магистралью со щедро расширенной улицей, о которой часто говорили, что она предназначена для передвижения танков. Запланированный город Нова Хута за пределами Кракова был также спроектирован в сталинском стиле в конце 1940-х годов.
Варшавский Дворец культуры, получившей название «подарок от советского народа» является, пожалуй, самым спорным из импорта сталинской архитектуры
После победы Советского Союза в Берлине были построены различные грандиозные военные памятники, в том числе один в Тиргартене и другой, более крупный в Трептове. Первым крупным сталинским зданием в Германии было советское посольство на Унтер-ден-Линден. Его первоначально осмеяли модернисты, такие как Герман Хенсельманн, и примерно до 1948 года градостроительное планирование Восточного Берлина (под руководством Ханса Шаруна) не было модернистским, как и в квартирах галерейного типа, составлявших первую часть запланированной Шталиналлее (Аллеи Сталина). Однако правительство осудило эти эксперименты и приняло русский стиль, и оставшаяся часть Шталиналлее была разработана Хенсельманном и бывшими модернистами, такими как Ричард Паулик в том стиле, который неуважительно назвали Zuckerbäckerstil («стиль свадебного торта»). Похожие, хотя и менее грандиозные памятники были созданы в других городах, таких как Лейпциг, Дрезден, Магдебург, Росток или в новом городе Сталинштадт.
Штраусберг Плац, Берлин
Румыния, Болгария, Чехословакия, Венгрия и Латвия
Центральные здания, построенные в сталинской манере, также включали в себя Casa Scânteii («Дом искры») в Румынии и комплекс Ларго в Софии, Болгария. Все это были проекты, созданные до 1953 года, даже если некоторые из них были закончены после смерти Сталина. Меньше примеров было в Чехословакии, хотя модернистские архитекторы и теоретики, такие как Карел Тейге подвергались критике при проектировании статуй Сталина, одна из самых грандиозных из которых была расположена в Праге. В Венгрии сталинский стиль был использован для нового города Сталинварош и многих других жилищных, административных и инфраструктурных проектов 1950-х годов. Как и в СССР, модернизм вернулся в большинство стран Восточной Европы после середины 1950-х годов, хотя были и исключения в самых авторитарных режимах: огромный Дворец парламента в Бухаресте является очень поздним примером неоклассицизма, его начали строить только в 1984 году и завершили в 1990 году вскоре после падения режима Николае Чаушеску в 1989 году. В Латвии есть здание Латвийской Академии наук в Риге, также известное как «Торт ко дню рождения Сталина».
Бывший Дом Партии, София, Болгария, фото: Nenko Lazarov
http://www.mosarchinform.ru/architecture/p2_articleid/12257
https://visualhistory.livejournal.com/1452653.html