Средняя скорость

Многие, наверное, слышали, что в последние пару месяцев ведётся достаточно активная дискуссия о введении контроля средней скорости движения по дорогам. Напоминаю, что речь идёт о добавлении в правила дорожного движения ответственности за нарушение не только условной пиковой скорости (ускорился выше разрешённого лимита и затем продолжил движение с разрешённой скоростью), но и так называемой средней (преодоление отрезка дороги за время меньшее, чем этот отрезок мог бы быть преодолён с разрешённым лимитом) Механизм контроля очень простой: если сейчас контроль скорости осуществляется точечно (камера расположена по установленным координатам и фиксирует нарушение непосредственно в зоне видимости), то нововведение подразумевает установку одной камеры в начале контролируемого участка и в конце. Соответственно, при проезде первой камеры фиксируется время вхождения в контролируемой участок, при проезде второй - время прохождения всего участка. Если это время меньше, чем ожидаемое в соответствии с установленным скоростным режимом, то водителю автоматически выписывается штраф. С 2013 по 2021 на некоторых дорогах РФ система контроля средней скорости была, но в итоге по решению Верховного Суда было принято отказаться от практики начисления штрафов, потому что, цитирую, "в постановлениях должно быть указано точное время и место совершения правонарушения". Сейчас же предполагается сделать контроль средней скорости нормой ПДД и распространить практику контроля на все дороги.

Средняя скорость Скорость, Транспорт, ДТП, ПДД, Дорога, ГАИ, Нарушение ПДД, Длиннопост

Иллюстрация из журнала "ИТС России" наглядно показывает, как будет работать система контроля средней скорости на отрезках дорог. Виноват синий автомобиль!

Признаюсь, я не очень "правильный" водитель. Я люблю скорость и там, где состояние трассы и напряжённость движения позволяют, превышаю установленные ограничения. Я прекрасно понимаю, что ограничения скорости установлены не просто так. Во-первых, значительная часть наших дорог попросту не предназначена для безопасной езды со скоростью выше 90 километров в час. Да, сейчас всё больше новых и обновлённых трасс, где ставится даже знак "130", но это пока, увы, исключения. Во-вторых, культура вождения в нашей прекрасной стране до сих пор страдает. И, да, я отлично понимаю, что сам вношу свой негативный вклад в эту ситуацию. И да, как раз мой, пожалуй, не самый масштабный, но и не самый скромный опыт, подтверждает, что автоматизированная система штрафов очень хорошо влияет на режим вождения.

Средняя скорость Скорость, Транспорт, ДТП, ПДД, Дорога, ГАИ, Нарушение ПДД, Длиннопост

Статистика от Российской Академии Транспорта. Хорошо видны два резких пика смертности - превышение скорости и выезд на встречку. Надо помнить, что выезд на встречке в значительном количестве случаев сопровождается превышением скорости.

Удивительно, но факт: нынешняя позиция ГИБДД заключается в отказе от внедрения контроля средней скорости. Формально они ссылаются на правовую лакуну, мол, раз требование к указанию точного времени и места правонарушения не отменено, то и разбираться потом с многочисленными требованиями оштрафованных отменить взыскание регулятор не намерен. Есть и "теория заговора", утверждающая, что отмена контроля средней скорости выгодна поставщикам камер: ведь при точечном контроле можно в перспективе расставить на дорогах десятки тысяч систем видеоконтроля, а при режиме контроля отрезков камер нужно на порядок меньше. Я не готов соглашаться с "теорией заговора", но уверен, что лучше доработать правоприменительную практику и отказаться от требования указания точных координат и времени превышения скорости. Даже не буду развивать мысль про дополнительный доход от внедрения контроля средней скорости, просто лишь скажу, что чем больше на наших дорогах будет способов предотвращения "лихачества", тем безопаснее сами дороги будут.

Средняя скорость Скорость, Транспорт, ДТП, ПДД, Дорога, ГАИ, Нарушение ПДД, Длиннопост

Свежее исследование в Индии утверждает, что каждый дополнительный 1% к превышению разрешённой средней скорости на отрезках дорог увеличивает смертность на 4%. Можно ожидать, что традиционные российские "+19 км/ч" увеличивают смертность почти вдвое.

Понятно, что камеры на отрезках дорог - это далеко не панацея. Есть ещё множество проблемных точек - от элементарного дефицита зон обгона грузовых автомобилей (когда на трассе выделяется участок длиной в 1-2 километра, на котором грузовики всех типов обязаны держаться правого ряда, а левый ряд выделяется для обгона легковыми авто) до категорической нехватки разделителей встречных полос, освещения и зон отдыха. Но, тем не менее, внедрение (и тотальное внедрение на всех дорогах) контроля средней скорости позволит нашей стране резко снизить смертность на дорогах. Как показывают исследования, именно превышение скорости являлось основной причиной 30 процентов дорожно-транспортных происшествий. И как показывают исследования, ужесточение контроля скорости снижает смертность на дорогах на 33 процента. Очень надеюсь, что в 2024 году контроль средней скорости в России появится.