Спартак. Руководитель восстания рабов и гладиаторов в Италии в 73—71 годах до н. э

Спартак. Руководитель восстания рабов и гладиаторов в Италии в 73—71 годах до н. э История, Восстание Спартака, Рим, Древность, Длиннопост

О жизни Спартака до того момента, когда он возглавил восстание в Италии, сохранилась крайне скудная информация, которая восходит, предположительно, к Саллюстию и Титу Ливию. Все источники называют Спартака фракийцем; в пользу этого говорит его имя (Spartakos или Spartacus), означающее «славный своим копьём» и локализуемое исследователями в Западной Фракии.
Уверенно можно утверждать, что Спартак был свободнорождённым, но позже стал сначала рабом, а потом гладиатором; точной информации о том, когда и как это произошло, в источниках нет. Существуют 2 основные версии. Аппиан пишет, что Спартак «воевал с римлянами, попал в плен и был продан в гладиаторы»; Луций Анней Флор — что он стал «из фракийца-стипендиария солдатом, из солдата — дезертиром, затем — разбойником, а потом благодаря физической силе — гладиатором».
Спартака продавали как минимум 3 раза, причём известно, что первая продажа состоялась в Риме. Диодор Сицилийский упоминает «некоего человека», от которого Спартак получил «благодеяние»; это мог быть первый его господин, оказавший ему некую услугу — например, позволивший находиться на привилегированном положении. Позже фракиец был куплен человеком, который обошёлся с ним жестоко, продав в гладиаторы. Есть предположения, что последняя продажа произошла из-за ряда неудачных попыток Спартака бежать.
По большинству исторических источников считается, что Спартак стал гладиатором в возрасте примерно 30 лет, то есть достаточно поздно; впрочем, рекордсмен по этому показателю сражался на арене до 45 лет. В начале своей карьеры Спартак мог выступать в роли мирмиллона — воина, вооружённого коротким мечом (гладиусом), защищённого большим прямоугольным щитом (скутумом), наручным доспехом на правом предплечье (маникой) и беотийским шлемом. Мирмиллоны сражались обнажёнными по пояс.
Предположительно со временем Спартак, отличавшийся как силой, так и «выдающейся отвагой», стал одним из лучших гладиаторов в школе Гнея Корнелия Лентула Батиата в Капуе. Доказательством того, что он находился на привилегированном положении, может считаться тот факт, что у него была жена, а значит, ему предоставили отдельную комнату или комнаты. Жена, по данным Плутарха, была посвящена в таинства Диониса и обладала даром пророчества. Увидев однажды змею, обвившуюся вокруг лица спящего супруга, она «объявила, что это знак предуготованной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу». Возможно, такой или похожий инцидент действительно имел место и сыграл роль в усилении авторитета Спартака в глазах его товарищей.
Дату начала восстания Спартака называют только 2 античных автора — Флавий Евтропий в «Бревиарии римской истории» и Павел Орозий в «Истории против язычников». Это 678 и 679 годы от основания Рима соответственно, то есть, в соответствии с классическим летоисчислением, 76 и 75 годы до н. э. Но Орозий называет имена консулов — «Лукулл и Кассий» (Марк Теренций Варрон Лукулл и Гай Кассий Лонгин), а Евтропий сообщает, что в том году «Марк Лициний Лукулл получил в управление македонскую провинцию». Исходя из этого, исследователи констатировали хронологическую путаницу у обоих авторов и долгое время единодушно считали, что восстание Спартака началось в 73 г. до н. э. Источники сообщают, что гладиаторы школы Лентула Батиата составили (предположительно в 73 г. до н. э.) заговор с целью побега. Толчком к этому стала новость о приближающихся очередных играх, на которых, по словам Синезия Киренского, гладиаторы должны были стать «очистительными жертвами за римский народ». Всего в заговоре приняло участие около 200 человек. Хозяин узнал об их планах и вовремя принял меры, но часть гладиаторов смогла вооружиться кухонными вертелами и ножами, перебить стражников и вырваться из Капуи на свободу. Свой лагерь они разбили на вершине вулкана Везувий, куда стали сбегаться рабы с округи. Спартак смог организовать и сплотить вокруг себя большое количество людей, после чего проявил талант полководца и разбил две римских когорты. На Спартака была объявлена охота во всей римской армии. Его армия росла и насчитывала уже около 10000 человек.
Он мечтал развернуть восстание не только в Италии, но на территории всех римских земель. Но соратники не поддержали его идей и решили захватить Рим. В войске рабов случился раскол и часть войска ушло от Спартака, а впоследствии оно было разбито. В жажде мести Спартак возвращается в Италию и разбивает войско Сената, но проход через Альпы оказался уже закрыт. Тогда Спартак решил идти на юг, чтобы переправиться в Сицилию. Спартак разбил лагерь у истоков реки Силар, на границе Кампании и Лукании. Здесь и произошло его последнее сражение. Против Спартака Сенат вызвал двух лучших полководцев того времени – Марка Лициния Красса и Помпея.
Накануне последней битвы Спартак занимал сильную позицию на возвышении, оставив в тылу горы. Красс, прибывший к истокам Силара после дневного перехода, не решился атаковать сразу и начал строительство полевых укреплений; повстанцы начали нападать на римлян на отдельных участках. Наконец, Спартак двинул свою армию на равнину и выстроил для решающего боя (предположительно это была уже вторая половина дня).
В схватке на равнине пехота повстанцев, по-видимому, не выдержала натиска римлян и начала отступать. Тогда Спартак возглавил кавалерийскую атаку в тыл врага, чтобы убить Красса и таким образом переломить ход битвы. Возможно, Красс оставил в засаде часть своих войск, которая в решающий момент ударила по отряду Спартака и отсекла его от основных сил повстанцев. В схватке вождь восстания погиб.
Всего в этом сражении погибло, по данным эпитоматора Ливия, 60 тысяч повстанцев, но в историографии это число считается завышенным. Римляне же потеряли тысячу человек убитым.
Уцелевшие в битве при Силаре повстанцы отступили в горы. Там они вскоре были настигнуты Крассом и перебиты; шесть тысяч пленных римляне распяли вдоль Аппиевой дороги. Ещё один крупный отряд, в пять тысяч воинов, был уничтожен Гнеем Помпеем в Этрурии. В связи с этим Помпей заявил в письме сенату, что именно ему принадлежит главная заслуга. Такие оценки могли быть широко распространены в римском обществе, и это серьёзно осложнило отношения между двумя полководцами. Тем не менее заслуги Красса были почтены овацией; источники сообщают, что Красс приложил серьёзные усилия, чтобы ему разрешили надеть во время овации вместо миртового венка более почётный лавровый, и добился своего.
В Южной Италии ещё долго скрывались небольшие отряды повстанцев. О новой вспышке войны в Бруттии в 70 г. до н. э. сообщает в одной из своих речей Цицерон; в 62 г. восставшие смогли занять город Фурии, но вскоре были перебиты Гаем Октавием, отцом Октавиана Августа.
Спартакова война имела серьёзное негативное воздействие на италийскую экономику: существенная часть территории страны была опустошена повстанческими армиями, многие города были разграблены. Существует мнение, что эти события стали одной из важнейших причин сельскохозяйственного кризиса, из которого Риму так и не удалось выйти до самого падения республики. Под влиянием восстания ослабели позиции рабовладельческого хозяйства: богатые люди теперь предпочитали пользоваться услугами не купленных рабов, а рождённых у себя; чаще отпускали рабов на свободу и предоставляли им землю в аренду. Надзор за рабами с этого времени является не только частной проблемой, но и государственной. Соответственно невольники начали превращаться из частной собственности в отчасти собственность государства.

Историк Понятовский!