SpaceX запускает миссию Transporter-3 и приземляет ракету-носитель на LZ-1. NSF
Михир Нил и Томас Бургхардт, 13 января 2022 г.
Falcon 9 запускает миссию Transporter-3. Предоставлено: Брэди Кеннистон для NSF
SpaceX провела свой второй орбитальный запуск в году для миссии Transporter-3. Старт произошел в начале 29-минутного стартового окна в 10:25 по восточному поясному времени (15:25 UTC) в четверг, 13 января, с космодрома 40 (SLC-40) на станции космических сил на мысе Канаверал во Флориде.
Это третья специализированная миссия SpaceX, которая доставила 105 спутников на солнечно-синхронную орбиту (SSO) высотой 525 километров.
В своем десятом полете в космос, ракета-носитель Falcon 9, поддерживающая эту миссию, называется B1058-10. Ранее эта ракета-носитель поддерживала первый полет SpaceX с экипажем (Demo-2), запуск телекоммуникационного спутника ANASIS-II, первую грузовую миссию на МКС по контракту CRS2 (CRS-21), первую специализированную миссия SpaceX для совместных запусков (Transporter-1) и пять запусков Starlink.
После запуска по южной траектории вдоль побережья Флориды и отделения от второй ступени ракета-носитель выполнила торможение, после чего последовали вход в атмосферу и посадка на мыс Канаверал в посадочную зону №1 (LZ-1) SpaceX. Предыдущей посадкой RTLS стала миссия Transporter-2 в июне 2021 года.
На пути к орбите вторая ступень выполнила «изогнутый» маневр, чтобы держать курс немного западнее направления на юг, чтобы достичь желаемого наклонения орбиты, избегая при этом пролета над населенными пунктами.
Полезная нагрузка
Программа райдшеринга SpaceX направлена на то, чтобы обеспечить частый и экономичный доступ к популярным орбитам, таким как SSO, а также предоставить клиентам гибкий график.
Стоимость 200-килограммовой полезной нагрузки, выводимой на SSO, составляет всего 1 миллион долларов.
На борту этой миссии находится множество небольших спутников, в первую очередь от Planet Inc. Компания по наблюдению за Землей запланировала запуск 44 спутников SuperDoves в составе своей группировки SkySat.
Kepler Communication также запускает шесть своих спутников связи, стремясь доставить услуги связи по всему миру с помощью небольших спутников на орбите.
Также запускаются полезные нагрузки от Capella Space и Umbra Space, чьи полезные нагрузки интегрируются и управляются базирующейся в Сиэтле компанией по интеграции запусков Spaceflight Inc.
Capella запускает дополнительные спутники, чтобы расширить свое созвездие спутников с очень высоким разрешением, малой задержкой и РЛС с синтезированной апертурой (SAR) на орбите. Umbra Space запускает свой второй коммерческий спутник SAR, Umbra-02. Наряду с Umbra SAR-2001, запущенным в рамках предыдущей миссии транспортника, компания планирует создать собственную группировку из 24 таких спутников.
Изначально планировалось запустить 13 совместных полезных нагрузок. Десять из этих полезных нагрузок планировалось развернуть с помощью недавно разработанной орбитальной ступени с химическим двигателем (OTV), Sherpa-LTC1. Однако во время интеграции космического аппарата с оборудованием SpaceX была обнаружена утечка топлива из двигательной установки Sherpa. Повреждений кораблей на борту ОТВ не было, но компания решила не запускать его на Transporter-3 из-за предосторожности.
Итальянская компания по интеграции запусков D-Orbit запустит пять CubeSats. Три из них будут запущены для польской компании SatRevolution, а два других — для Aistech Space и Чешского центра аэрокосмических исследований (VZLU).
VZLU в партнерстве с Spacemanic запустит спутник VZLUSAT-2 для проверки технологий будущей чешской спутниковой группировки. Наряду с экспериментальной камерой и системой ориентации на борту имеются устройства второго поколения, которые уже прошли испытания на борту космического аппарата VZLUSAT-1, запущенного еще в 2017 году. Этот полезный груз ранее планировалось запустить на борту корабля Sherpa Spaceflight, но затем он был интегрирован в последнюю минуту, когда компания объединилась с D-Orbit.
Exolaunch, немецкая компания, занимающаяся пусковыми услугами, также запускает полезные нагрузки для различных компаний и организаций.
Члены команды ExoLaunch позируют перед своей полезной нагрузкой перед окончательной интеграцией и инкапсуляцией в обтекатель полезной нагрузки Falcon 9. (Предоставлено: ExoLaunch)
Объединенные Арабские Эмираты также запустят свой наноспутник DEWASAT-1, разработанный Управлением электроэнергетики и водоснабжения Дубая (DEWA).
Другие полезные нагрузки, показанные для Transporter-3, включают пару спутников, управляемых ISILaunch, два микроспутника для ICEYE и несколько полезных нагрузок от Spire. Всего на борту 105 космических аппаратов; но назначение и принадлежность каждой отдельной полезной нагрузки не была подтверждена.
Профиль полета
Falcon 9 стартовал с SLC-40 и пролетел в южном направлении вдоль побережья Флориды. Начальная траектория проложена таким образом, чтобы избежать пролета над населенными районами Флориды. Девять двигателей Merlin первой ступени работали примерно две минуты 15 секунд.
После разделения ступеней включился двигатель Merlin Vacuum второй ступени, начав шестиминутный переход к начальной парковочной орбите.
Между тем, первая ступень использовала свои двигатели управления ориентацией для выполнения маневра с переворотом перед повторным запуском трех двигателей Merlin для торможения. Это включение свело на нет всю горизонтальную скорость ракеты-носителя, а затем переместило ступень на траекторию обратно к LZ-1.
В то время как масса полезной нагрузки или целевая орбита обычно не позволяют первой ступени сохранить топливо, необходимое для этого возвращения, миссии Transporter обычно относительно легкие и нацелены на низкие орбиты, что позволяет использовать этот профиль полета «Возвращение на стартовую площадку» (RTLS) и устраняет необходимость использования кораблей-дронов дальнего действия.
Те же три двигателя «Мерлин» снова зажглись, чтобы выполнить торможение, защищая ускоритель от нагрева при входе в атмосферу.
Затем один центральный двигатель включился в последний раз, чтобы приземлить B1058 на площадку LZ-1.
Также должны быть восстановлены две половины обтекателя полезной нагрузки, которые, как обычно приводняются и должны быть подняты из воды одним из многоцелевых кораблей SpaceX, Бобом.
Выйдя в космос, вторая ступень выполнила свободный полет по парковочной орбите, который длился до T + 55 минут. Короткое двухсекундное включение вывело верхнюю ступень и блок полезной нагрузки на последнюю орбиту. Развертывание полезной нагрузки началось в T+ 59 минут и продолжалось до T+ 1 час 27 минут.




Космическая движуха
2.2K постов1.5K подписчика
Правила сообщества
О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.
Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."