Создатели не несут ответственности за Распутина. Или как Григорий после смерти, юристов Голливуда озадачил

Как учит нас фильм «Догма» во вступительных титрах: дисклеймер — это отказ от ответственности, чтобы прикрыть себе задницу. Типа: давайте мы сразу предупредим, что если что, создатели тут ни при чём. А вы потом не будете задавать глупых вопросов и вообще отстанете от нас. Если что-то в фильме вас обидело, то это уже не наши проблемы. Идите в суд, но помните, у нас денег больше чем у вас. Удачи. Наиболее известные человечеству «дисклеймеры»: «редакция не разделяет мнения авторов», «мы не несём ответственность за опубликованные на нашем сайте материалы» и «все персонажи являются вымышленными. Любое совпадение с реальностью — случайно». И мало кто знает, что, оказывается, за появлением самого текста и этой юридической казуистики незримо присутствует тень знаменитого мистика и человека, считающегося бессмертным чёрным магом! Теперь заинтригованы? Значит, продолжаем.

Создатели не несут ответственности за Распутина. Или как Григорий после смерти, юристов Голливуда озадачил История, Фильмы, Закон, Григорий Распутин, Феликс юсупов, Юриспруденция, Длиннопост

Вот он, черный маг и бессмертный мистик.

В общем-то, кто-то уже догадался по картинке выше и заголовку, что этот бессмертный чёрный маг — Григорий Распутин. Именно его историю решила рассказать своим зрителям киностудия MGM в 1932 году. Ну, знаете вся эта русская экзотика, дворцы,  балы, интриги, мистика, два с лишним часа охрененных историй из царских палат. По мнению создателей, публика должна была оценить новый исторический заход студии. В него вложили неплохие по тем временам финансы и  вот фильм «Распутин и императрица» (Rasputin and the Empress) увидел свет. И всё пошло бы неплохо, даже с учётом Великой Депрессии, но внезапно, на безоблачном горизонте появилась проблема. И как иногда бывает, у этой проблемы было имя — Феликс Юсупов.

Создатели не несут ответственности за Распутина. Или как Григорий после смерти, юристов Голливуда озадачил История, Фильмы, Закон, Григорий Распутин, Феликс юсупов, Юриспруденция, Длиннопост

Афиша фильма.

Да, один из русских князей, который был непосредственным участником всех событий этого фильма в реальности. Именно Феликс вместе с несколькими своими соратниками убил Распутина. Вспомните ту каноничную историю с заманиванием его в особняк Юсуповых и попыткой отравления. А когда яд не подействовал — выстрелом в спину, потом в голову, потом в почку, сброс тела в прорубь и так далее по списку. Да, до сих пор в этой истории много тёмных пятен, но дело сейчас не в самом процессе убийства Григория. Претензии Юсупова и его жены — принцессы Ирины, племянницы Николая II были исключительно в том, как именно их показали в фильме. Да, да, их имена и фамилию кинематографисты трогательно заменили на Павла и Наталью Чегодиевых, но аналог якобы вымышленных героев, в настоящей истории можно было проследить довольно чётко и без какого-либо напряжения. Особенно тем, кто был в курсе происходящего в России. Всем знакомым и друзьям царской семьи.

Создатели не несут ответственности за Распутина. Или как Григорий после смерти, юристов Голливуда озадачил История, Фильмы, Закон, Григорий Распутин, Феликс юсупов, Юриспруденция, Длиннопост

Феликс и Ирина Юсуповы

И вот лично князю Юсупову не понравилось то, как показали его жену в фильме. А там было к чему придраться, даже самому терпеливому и понимающему человеку. Для начала авторы сценария решили, что племянница Николая II должна была попасть под гипноз и стать сторонницей этого чёрного мага. Потом шла сцена её изнасилования самим Распутиным, после чего она под его чарами становилась верной сторонницей духовника царской семьи. А он пользуясь этим заставил Наталью\Ирину плести заговоры против своих родственников. Боссам студии подобные повороты сюжета понравилось. Но к реальности весь этот бредовая история не имел никакого отношения вообще. По утверждению князя Юсупова, Ирина никогда в жизни не встречалась с Распутиным лично. Вторым доводом истца была фраза, предваряющая фильм: «некоторые персонажи ещё живы — остальные встретили насильственную смерть». По мнению адвокатов князя — чета Юсуповых к этому времени была единственными из важных персонажей фильма, кто оставался в живых. И, как следствие, зрители в первую очередь могли ассоциировать всё происходящее только с ними. Тем более что сам князь довольно подробно описал все эти события в своих мемуарах, которые уже несколько лет можно было легко найти в магазинах. Авторы сценария пытались оправдаться тем, что «вывсёврете, мы это сами придумали», но против них играло то, что Наташа и Ирина были ровесницами, а платье вымышленного персонажа было смоделировано по фотографии Ирины.

Создатели не несут ответственности за Распутина. Или как Григорий после смерти, юристов Голливуда озадачил История, Фильмы, Закон, Григорий Распутин, Феликс юсупов, Юриспруденция, Длиннопост

Они же осматривают пленку, в процессе удаления сцен

С такими доводами чета пошла в суд и там, на удивление заборола кинокомпанию. Студия была вынуждена спешно снять фильм с проката и вырезать из него сцену изнасилования Наташи Чегодиевой. Пострадавшей стороне была выплачена компенсация в 125 тысяч долларов (примерно 2,5 миллиона на нынешние деньги), что очень помогло им в жизни. Ведь к тому времени Юсуповым приходилось обитать в обычной съёмной квартире в Париже и довольствоваться небольшими заработками от открытого ими дома моды. Для студии эта компенсация стала довольно чувствительным ударом, переведя «Распутина и императрицу» из категории «ну ничего такой середнячок» в «убыточный». Тут ещё забавен тот факт, что на стадии написания сценария одна из сотрудниц MGM, сообщила, что есть ненулевой шанс, что Юсупов спокойно может обратиться в суд с иском о клевете. Она утверждала, что, кромсая историю и переделывая её в угоду своим хотелкам, сценаристы словно напрашиваются на иск. Студия мало того что не прислушалась к этому предупреждению, так ещё и банально уволила «паникёршу». Как показывает практика — это было сделано зря. И конечно же, такое оригинальное дело стало широко известным среди юристов киностудий. Так что им тут же пришлось сгенерировать и принять на вооружение дисклеймер, который вставляют теперь куда только можно и куда нельзя.

Создатели не несут ответственности за Распутина. Или как Григорий после смерти, юристов Голливуда озадачил История, Фильмы, Закон, Григорий Распутин, Феликс юсупов, Юриспруденция, Длиннопост

Ну или как-то так

Чтобы было что почитать по теме:

1. Статья в Йельском обозрении о юридической силе дисклеймеров

2. Книга Any Resemblance to Actual Persons

3. Книга Truth and Lives on Film