Смысл послания Короля Ночи (8 сезон 1 серия)

После выхода первой серии многие подписчики задаются вопросом, что означает тайное послание, оставленное Королем Ночи Тормунду, Берику и членам Ночного Дозора. Многие считают, что символ похож на герб Таргариенов, и в этом есть какой-то скрытый смысл. Что ж, смысл действительно есть.


Итак, Король Ночи выкладывает на воротах Последнего Очага какой-то непонятный символ, используя части человеческих тел и тело юного лорда Амбера. Этот символ появляется в сериале неоднократно и действительно напоминает герб дома Таргариенов. В мифологии и истории мира «Песни Льда и Огня» нет случайных элементов, и все они связаны между собой. Например, сам Джон Сноу является средоточием льда и огня – плодом любви Лианны Старк и Рейгара Таргариена. Союз Джона и Дейенерис – это союз льда и огня, и если у них когда-нибудь будет ребенок, он тоже станет средоточием двух противоборствующих стихий. Именно поэтому я уверен, что создатели сериала ввели в первую серию восьмого сезона особый символ неслучайно.


Чтобы понять, что хотел сказать Король Ночи, необходимо изучить историю символа и понять, что он значил для своих создателей, детей леса. С хронологической точки зрения, символ впервые появляется на экране в моменте создания Короля Ночи – в плане сверху его образуют выложенные камнями кривые, которые расходятся в разные стороны от центра, чардрева. Далее символ можно увидеть в наскальном рисунке, в пещере под Драконьим Камнем. Если помните, этот рисунок рассказывает о том, как во время первой долгой ночи дети леса объединились с первыми людьми, чтобы победить Короля Ночи и белых ходоков… ну или прогнать их в Земли Вечной Зимы. Рисунок был сделан детьми леса во время или после долгой ночи – предположительно, 4 или 5 тысяч лет назад. Оценка основывается на недавнем интервью Джорджа Мартина, где тот рассказывает о грядущем приквеле «Игры престолов». События приквела будут происходить во времена первой долгой ночи. Судя по тексту книг и сказкам старой Нэн, первая долгая ночь началась 8-9 тысяч лет назад, но Мартин немного сдвинул дату. Итак, рисунок появился после того, как дети леса создали Короля Ночи, и после союза с первыми людьми, максимум 5 тысяч лет назад. Почему это важно? Потому, что в те времена валирийская империя еще не расцвела, а семейства Таргариенов не существовало и в помине. Значит, Таргариены позаимствовали у детей леса идею для герба, но почему?

Дети леса поклонялись древним богам, то есть, по сути, природным силам. Реальным прототипом детей леса послужили кельтские друиды, которые поклонялись деревьям, в особенности дубам (именно поэтому чардрева так похожи на привычные нам дубы). Друиды верили в магию числа три, а их знаменитый символ – трискель (трискеле, трискелион*) – состоял из трех спиралевидных кривых, исходящих из одной точки. Все, что можно было возвести к числу три, становилось для друидов священным. Схожая мысль звучит в пророчестве об Азоре Ахае – «у дракона должно быть три головы».


Что же касается кривых, образующих трискель, подобная символика присутствует и в других культурах. Древние люди по всему миру наблюдали за природой и видели эти спирали** повсюду, давали им имена и пытались объяснить, почему они существуют. Некоторые объяснения считаются логичными и до сих пор.


Символ детей леса очень похож на армянский символ вечности (аревахач или «солнечный крест), который появился еще в средние века и символизирует бесконечность жизненного цикла.


Детям леса символ служил не только визуальным представлением их верований в природные силы, но и инструментом для проведения магических ритуалов. Мы знаем, что в мире Мартина есть магия и что дети леса ею владели. Они изображали особые символы и черпали в них магическую силу – точно так же, как какие-нибудь клирики в фильмах про добро со злом чертят в воздухе кресты, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к религиозному культу и получить временную божественную поддержку, после чего эффективнее воюют или исцеляют союзников.

Но Король Ночи не принадлежит к детям леса, а потому пользуется символом немного иначе. Он не пытается получить благословение древних богов – он и так владеет их даром. Король Ночи намеренно извращает символ, чтобы продемонстрировать свою ненависть и презрение ко всему живому, а также к верованиям детей леса. Актер, который играет Короля Ночи, Вла́димир Фу́рдик (при чтении обратить внимание на ударения – прим. пер.) в одном из интервью рассказал, почему его персонаж так себя ведет. По словам Вла́димира, Король Ночи давно не испытывает эмоций, однако в нем по-прежнему живет частичка человека, которым он когда-то был. Он не хотел становиться Королем Ночи, дети леса провели ритуал насильно, поэтому Король ненавидит их и все, что с ними связано. А еще он ненавидит своих предков, первых людей (дети леса воевали с первыми людьми и выбрали одного из них, чтобы он стал их оружием). И эта ненависть распространяется и на их потомков, то есть современных жителей Вестероса. По мнению Короля Ночи, именно первые люди виноваты в его печальной судьбе. Логика у него примерно такая: «Дети леса забрали у меня жизнь, надо их убить» (и в этом он, надо сказать, преуспел). «А первые люди заставили детей леса так со мной поступить, значит, я должен убить и тех, и других». Так в его понимании выглядит абсолютное возмездие.


Создатели шоу тоже не раз подтверждали, что Король Ночи хочет уничтожить все живое, и никаких других целей у него нет. Когда это произойдет, на мир опустится вечная зима, а сам Король Ночи с чувством выполненного долга отправится на покой. Как видите, все очень просто - Король Ночи оставил символ на воротах, чтобы выразить свое наплевательское отношение к детям леса и людям, их верованиям и надеждам, а еще чтобы сказать им очевидное «Скоро я приду и за вами».


С праотцами дома Таргариенов, которые взяли тот же символ в качестве основы для своего герба с трехглавым драконом, тоже все понятно. Валирийская культура во многом похожа на культуру детей леса. Она основывается на тех же традициях и верованиях. Кстати, я надеюсь, что создатели приквела раскроют эту тему как следует и уделят должное внимание возвышению Валирийского Фригольда.


Как я уже говорил. многие объекты реального мира имеют спиралевидную форму. Спирали присутствуют везде – от микроорганизмов до галактик. Мир «Песни Льда и Огня» во многом походит на мир реальный, поэтому даже если валирийцы не переняли культуру детей леса целиком, они черпали силы в тех же источниках, наблюдали те же самые природные явления и делали примерно те же выводы (с поправкой на разницу в интерпретации). Именно поэтому в валирийском пророчестве об Азоре Ахае, увлекшем Мелисандру и Рейгара Таргариена, присутствует трехголовый дракон. Еще раз: валирийцы позаимствовали веру у детей леса, прототипом для детей леса послужили кельтские друиды, а друиды верили, что все, что связано с числом три, великолепно и священно.


Фраза про «три головы» неоднократно звучит в сериале. В первый раз мейстер Эймон беседует с Джоном Сноу и вспоминает Рейгара Таргариена. Он говорит, что Рейгар был одержим пророчеством о «принце, что был обещан», и поначалу считал принцем себя, но потом решил, что эта роль отведена его сыну. По иронии судьбы, Джон и оказался тем сыном.


Во второй раз головы упоминаются в одном из видений Дейенерис в Доме Бсссмертных. В сериале сцена с видениями сильно обрезана – видимо, для того, чтобы зрителям было интереснее смотреть следующие эпизоды. Так вот, в одном из видений Дейенерис заходит в комнату и видит человека, которого поначалу считает Визерисом, но потом понимает, что ошиблась.


Визерис, подумала она, когда перед ней предстала следующая картина, но тут же поняла, что ошиблась. Волосы у этого человека были как у её брата, но он был выше и глаза имел не лиловые, а цвета индиго.

— Эйгон, — сказал он женщине, лежавшей с новорожденным на большой деревянной кровати. — Лучше имени для короля не найти.

— Ты сложишь для него песню? — спросила женщина.

— У него уже есть песня. Он тот принц, что был обещан, и его гимн — песнь льда и огня. — Сказав это, мужчина поднял голову, встретился глазами с Дени и как будто узнал её. — Должен быть ещё один, — сказал он, но Дени не поняла, к кому он обращается — к ней или к женщине на постели. — У дракона три головы. — Он взял с подоконника арфу и провел пальцами по её серебряным струнам. Звуки, полные сладкой грусти, наполнили комнату. Мужчина, женщина и ребенок растаяли, как утренний туман, и только музыка лилась, провожая Дени.

Битва королей, Дейнерис IV


Одна из возможных интерпретаций гласит, что в пророчестве речь идет о драконах Дейенерис – их действительно было три, но один пал в бою с Королем Ночи. Существуют и другие интерпретации – например, что головами являются сами Таргариены. Сейчас у нас есть только Дейенерис и Джон, так кто же тогда третий? Ответ напрашивается сам собой – это ребенок, потенциальный ребенок Дейенерис и Джона.


Итак, у нас есть пророчества об Азоре Ахае, о трехголовом драконе и о «принце, что был обещан» (или принцессе, так как в высоком валирийском это слово не имеет рода). Выходит, что у Джона и Дейенерис должен родиться ребенок, который, будучи принцем, третьей головой и новым воплощением Азора Ахая одновременно, сможет победить тьму и закончить долгую ночь, которая угрожает Вестеросу.


Но пока этого ребенка в сериале не наблюдается. Дейенерис не беременна (ну, или не знает об этом) и вообще считает, что детей у нее быть не может. Тем не менее, в седьмом сезоне создатели шоу не раз намекали нам на иной вариант развития событий. Сам Джон Сноу сомневается в том, что гадалке, убившей первого ребенка Дейенерис, можно верить. Кто знает – может, «третья голова» уже на подходе? Если Таргариены и правда скоро обзаведутся потомством, интересно, как скоро они об этом узнают?


Бран Старк – единственный человек в сериале, способный видеть прошлое, настоящее и будущее. Может, он уже в курсе? Я надеюсь, создатели шоу не доверят Брану сообщать всем такие важные новости, однако он, по крайней мере, мог бы показать нам парочку любопытных видений – если не о Дейенерис с Джоном, то хотя бы о Лианне с Рейгаром.