"Слово пацана" и прочие бригады: в чем их секрет
давайте попробуем разобраться.
ставь лайк, если есть старое фото подобного антуража=)
я никогда не был склонен осуждать или возносить художественные произведения, не буду так поступать и в этом случае.
но что я буду делать, так это смотреть "Слово пацана" (пока посмотрел 2 серии, решил отложить просмотр, пока не выйдет полностью) - также, как смотрел и Бригаду, и Брата.
кто-то подумает: "о, круто, я тоже буду смотреть", кто-то: "ну ты и быдло". но, вероятно, там есть какой-то нарратив, который имеет чуть более сложно сформулированные ценности, ведь лучше любого хейта или восторгов за кино и сериалы говорят рейтинги и популярность. эти атипичные для российского сериала 9,1 на Кинопоиске заставляют меня задуматься, а что же там такого увидели люди.
когда произведение обретает такого рода популярность, то его стоит разобрать куда более основательно, чем поставить клеймо "для быдла". мне, как человеку, выросшему не в буквально таких, но отчасти в напоминающих сериальную обстановку условиях, неприятно наблюдать за многим, что происходило на протяжении этих двух серий; мне омерзительно насилие в любых его проявлениях. но я смотрел и буду смотреть по одной простой причине: сериал сообщает куда больше, чем просто о девиантном и преступном поведении молодежи в 80-90-е.
так о чем же сообщает этот сериал, что несет в себе помимо буквального повествования о жизни, если не близкой, то знакомой многим ныне взрослым людям?
мне кажется, что этот сериал, как и Бригада в свое время, как и Брат, попал очень точно в две неудовлетворенных на данный момент потребностей нашего общества и отдельных его людей - справедливость хоть в каком-то её проявлении и сообщество, в котором все члены разделяют определенные ценности, даже через споры и разногласия.
да, в сериале справедливость "по понятиям", которая вообще не про закон и не про правовое государство (в котором мы все хотим жить. хотим же, правда?). но она там есть, она неотвратима и последовательна в своей трактовке этих понятий.
да, в сериале де-факто сообщество преступное, но у людей там общие ценности и ориентиры, которые далеко не всегда купишь за денюжку, даже очень большую.
и смотрите, что происходит:
люди смотрят на условном Пикабу деятелей Госдумы, которые саботируют голосование по закону, выдвинутому народом, фразой "Не голосуем", ужасаются рецидивам освобожденных за участие в СВО арестантов, негодуют от засилья трудовых мигрантов и их поведения в нашем обществе.
люди живут в жизни, где не сотрудничество, а конкуренция повсюду, даже в семьях. где отсутствует понятие чести и преданности, потому что "100 долларов - это 100 долларов" и "ничего личного - просто бизнес".
а затем они просто включают "Слово пацана", Брата, Бригаду, где главные герои вершат справедливость в своем извращенном её понимании (о причинах этого извращения понятия справедливости можно понять что-то, если вспомнить бэкграунд главных и определяющих героев, о котором во всех этих произведениях упоминалось - армия/война), где главные герои хоть как-то могут положиться друг на друга, при этом и на них тоже можно положиться, где они формируют сообщество, в котором его члены разделяют общие ценности.
и сериал при хорошем сюжете, отличных образах и крутейших актерах (хочу особенно отметить Юлию Александрову, Рузиля Минекаева и Никиту Кологривого, последний рискует стать заложником одного амплуа, как тот же Андрей Панин, но от этого его игра и попадание в образ хуже не становятся), а также отлично воссозданного антуража, получает свои 9,1.
хочу обратиться к тем, кто думает, что такие произведения, как Бригада, Брат и Слово пацана романтизируют преступный образ жизни и культивируют негативные проявления в обществе:
перво-наперво, культивируют те или иные проявления исключительно люди. не произведения, а конкретные люди, которые в силу своего мышления, привитых моделей поведения и образов хотят становиться Сашей Белым, думая, что тот закономерный итог, который подвел черту под его жизнью и жизнями его друзей, с ними, конечно же, не произойдет. хотя в произведении очень ясно показано: "делал так - получил это".
мы все видим и обращаем внимание на то, что нам близко. например, когда Саша Белый под эпохальную музыку выходит из леса со своими братками и они садятся по машинам после того, как расправились с предателем (если я верно помню контекст), кто-то заметил справедливость, кто-то заметил силу, кто-то заметил сам образ. а кто-то заметил, что они только что убили человека, хоть нам этого не показали, но мы же взрослые люди (а если не взрослые, то у нас есть взрослые родители, которые могут и должны нам объяснить, что на самом деле происходит в кадре, в чем там смысл и о чем нам рассказывают между строк), мы ведь можем и понять, о чем там на самом деле, и другим объяснить. а если мы в этом видим пропаганду ауе, романтизацию преступного образа жизни и вот это вот всё, то мы вообще чем лучше того же Милонова, который, будь его воля, и радугу бы запретил. а если копнуть еще глубже, то выводы могут совсем не понравиться тем, кто так яростно ненавидит такие художественные произведения.
немного отвлеченная мысль сейчас пришла в голову: мне эти радикальные позиции в вопросах обсуждения подобных феноменов напоминают позиции людей "Сталин - герой!" и "Сталин - тиран!".
это эти самые люди, которые или демонизируют что-то, или возносят это к небесам, не желая рассматривать в комплексе и хоть как-то объективно, и культивируют крайности и их негативные последствия. возможно из-за того, что мы до сих пор не можем рассмотреть комплексно такую историческую личность и ту эпоху, принять его и её многогранность, мы и обрекли себя на следующую итерацию подобного правителя нашей страны.
проводя эту аналогию до логического конца: возможно, что из-за того, что мы не можем рассмотреть 80-90-е, распад СССР и другие непростые судьбоносные события в комплексе и объективно, без лишних эмоций, мы и обречем себя однажды на повторение в том или ином виде: как распада, так и 90-х.
в заключение: сложно сказать за весь сериал, но после просмотра первых двух серий, у меня возникло ощущение, что этот сериал может быть полезно посмотреть с детьми-подростками, которые, возможно, смогут понять, почему их родители такие, какие есть. а родители смогут порефлексировать о причинах того, почему они стали такими, а не просто купаться в ностальгии и деструктивных мыслях о том, как тогда было круто.
желаю всем смотреть содержательное кино, обращайте внимание, за что в нем цепляется ваше мышление, и делайте выводы не о кино, а о себе. старайтесь увидеть больше, чем вам показывают (и не только в кино=))
Всем хорошей недели!