Сказ о том, как Минтранс собрал и просрал персональные данные таксистов Москвы и МО

Привет Пикабу, на связь опять выходит чудило по имени Выйтиизайти. В этой истории я не горю желанием обозначать свою роль, поэтому расскажу ее больше как наблюдатель со стороны, чтобы товарищ майор особо не возбуждался в мой адрес.

Для справки: автор - не пентестер, не хацкер, а просто любопытный мимокрокодил.

Все началось с того, что одна светлая голова в Минтрансе решила создать электронный реестр таксистов. И я сейчас пишу без сарказма, это вполне нормальный инструмент. Для тех кто не варится в сфере поясню: государство сейчас контролирует лишь перевозчиков, это как правило ИП или ООО владеющее машиной (и лицензией такси). Человек же сидящий за рулем этой машины - загадка.

Поэтому поступило вполне логичное предложение: сделать электронный реестр, у всех таксистов проверить документики и внести их в систему в добровольно-принудительном порядке. А дальше уже развивать функционал для контроля и анализа данных, ну вы поняли

Сказ о том, как Минтранс собрал и просрал персональные данные таксистов Москвы и МО IT, Уязвимость, Такси, Минтранс, Москва, Мат, Длиннопост

История эта как-то не задалась с самого начала. Вот что пишет Интерфакс в ноябре 2020 года:

До конца текущего года в Москве будет подготовлена цифровая база водителей такси КИС "АРТ", которая должна существенно повысить безопасность таксомоторных перевозок, сообщил замруководителя Центра организации дорожного движения столицы Александр Евсин.

https://www.interfax-russia.ru/moscow/main/cifrovuyu-bazu-ta...

Потом Известия анонсируют перенос в Июле 2021:

Правительство Москвы уведомило о решении перенести запуск системы отслеживания работы такси КИС «АРТ» с 1 на 14 августа в связи с многочисленными просьбами бизнеса. Об этом в пятницу, 30 июля, сообщили в пресс-службе столичного департамента транспорта.

https://iz.ru/1200698/2021-07-30/v-moskve-perenesli-datu-zap...

В августе 2021 года запуск состоялся, новости отчитались о том как замечательно все прошло, а отзывы об этом событии с форума таксистов я сюда вставлять не буду :)

Сказ о том, как Минтранс собрал и просрал персональные данные таксистов Москвы и МО IT, Уязвимость, Такси, Минтранс, Москва, Мат, Длиннопост

Да-да, я знаю что вы уже хотите увидеть "внутрянку" этой невероятной инновации, дайте мне еще минутку на экскурс. Вставлю цитатку:

КИС «АРТ» — комплексная информационная система «Аналитика работы такси». Действующая в Москве и Подмосковье система контроля таксистов.

Каждый водитель получает цифровой ID, на него заводится цифровой профиль, куда включают данные о действующих правах, наличии разрешения на перевозку пассажиров, о штрафах, судимостях, количестве отработанных часов.

Ну и про деньги, куда же без них:

Система обошлась столичному дептрансу в 123 млн рублей — 93 млн получила компания «Интермобилити», ещё почти 30 млн досталось компании «Стандартпроект».

Итак, барабанная дробь, инновационная система за 123 млн рублей на вашем экране!

Сказ о том, как Минтранс собрал и просрал персональные данные таксистов Москвы и МО IT, Уязвимость, Такси, Минтранс, Москва, Мат, Длиннопост
Сказ о том, как Минтранс собрал и просрал персональные данные таксистов Москвы и МО IT, Уязвимость, Такси, Минтранс, Москва, Мат, Длиннопост

Да, вы все верно поняли. Весь реестр представляет из себя небольшой сайтик со списками и формами, регистрация на котором происходит в ручном режиме (у водителей например требуют селфи с паспортом и фото ВУ, которые по всей видимости проверяет сотрудник Минтранса).

Скриншоты кстати свежие, далеко не 2021 год. Реестр работает, там стабильно появляются новые водители, причем появляются они там самыми разными способами:

Сказ о том, как Минтранс собрал и просрал персональные данные таксистов Москвы и МО IT, Уязвимость, Такси, Минтранс, Москва, Мат, Длиннопост

Давайте пропустим ту часть, где я ною о том что из заявленного функционала нихрена они не сделали, штрафы до сих пор проверить невозможно, консоль в браузере пердит ошибками, а жалкое подобие электронного путевого листа который генерируется этой системой не соответствует последнему закону о такси. Перейдем к сути.

Чтобы понять как именно из этой системы утекали данные, я объясню задумку Минтранса. В момент регистрации водителю присваивают идентификатор - так называемый КИС АРТ ID. Логика формирования прозрачна, хоть о ней никто и не говорит: это порядковый номер человека в системе. То есть, если КИС АРТ ID водителя 300001, значит до него уже зарегистрировалось 300000 бедолаг.

Кроме водителей в системе есть другие участники: пункты медосмотра, техосмотра, таксопарки. Последние могут "пригласить" водителя к себе (не суть важно зачем, оно все равно блять не работает). Вся проблема кроется именно в механизме этого самого "приглашения".

Сейчас форма поиска выглядит чуть иначе, поэтому я вставил скриншот с видео на Ютубе

Сказ о том, как Минтранс собрал и просрал персональные данные таксистов Москвы и МО IT, Уязвимость, Такси, Минтранс, Москва, Мат, Длиннопост

Они сделали форму поиска с двумя полями, но для работы достаточно лишь одного значения

Давайте предположим что у нас есть такой водитель:
ФИО: Иванов Иван Иванович
КИС АРТ ID: 300654
Телефон: 8 (000) 000 00 00

Таксопарк может искать водителя или по номеру телефона (который кстати является логином). Вбиваем и получаем следующий ответ от сервера:

id: 300654
full_name: "******* Иван Иванович"

Дальше ищем то же самое по номеру КИС АРТ ID

full_name: "******* Иван Иванович"
phone: *** *** 00 00

Зная КИС АРТ ID можно получить последние 4 цифры номера телефона водителя, его имя и отчество. Коды операторов сотовой связи - первые три цифры номера - для Москвы и области гуглятся за пару секунд. Ладно бы все это, но поиск по номеру телефона, который однозначно сообщает является ли его владелец таксистом, его ID, имя и отчество?

А теперь загадка от Жака Фреско. Как вы думаете, в системе за 123 миллиона рублей подрядчик реализовал защиту от дудоса? Ограничение на число запросов поиска, или хотя бы примитивную капчу как на сайте ГИБДД?

Сказ о том, как Минтранс собрал и просрал персональные данные таксистов Москвы и МО IT, Уязвимость, Такси, Минтранс, Москва, Мат, Длиннопост

Да, вы все верно поняли, никаких ограничений не было. На тему того, как используя эту информацию можно было выкачивать данные водителей такси я предлагаю порассуждать в комментариях :))

Осень 2021 года запомнилась многим таксишным IT-системам, сервисам и крупным таксопаркам невероятнейшим наплывом предложений купить СЛИТУЮ БАЗУ НОМЕРОВ ВОДИТЕЛЕЙ ТАКСИ КИС АРТ 2021. Какое количество персонализированного спама и звонков получили таксисты остается только догадываться.

Примерно через полгода постоянных лагов КИС АРТа дыру эту молча закрыли, установив ограничение на два поисковых запроса с одного аккаунта в минуту. Никаких комментариев от ведомства тоже не поступало. Капитализм, счастье, заебись!

А на этом у меня все! Пользуясь случаем передаю привет своему единственному подписчику, надеюсь этот пост тебе понравился <3

Лига программистов

1.5K поста11.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Будьте взаимовежливы, аргументируйте критику

- Приветствуются любые посты по тематике программирования

- Если ваш пост содержит ссылки на внешние ресурсы - он должен быть самодостаточным. Вариации на тему "далее читайте в моей телеге" будут удаляться из сообщества