Скандалы, интриги, карикатуры
«Вернисаж Санкт-Петербургского общества художников»
Люди искусства часто отличались непростым характером. Во все времена между ними вспыхивали конфликты. Речь могла быть и о личной неприязни, и творческих разногласиях. О том, насколько запутанными и сложными могли быть взаимоотношения художников на рубеже 19 - 20 веков, можно судить по карикатурам П. Е. Щербова.
Павел Егорович Щербов родился в 1866 году в состоятельной дворянской семье. Его отец был крупным столичным чиновником. Щербов учился в частной гимназии Видемана, в 1886 году поступил в Академию Художеств, из которой ушел через два года. После ухода из академии он организовал на своей квартире художественный кружок "Ревущий стан", тогда же начал писать карикатуры. Карикатуры в итоге стали его визитной карточкой. Он сотрудничал с журналами "Шут", "Лукоморье", "Зритель" и не только. Щербов много путешествовал, успел побывать на Кавказе, в Иране, Турции, Китае. В 1888 году вместе с другом художником А. А. Чикиным отправился в Африку. Собранные в поездке экспонаты он передал Русскому географическому обществу, за что получил малую серебряную медаль. В 1896 году Щербов женился на дочери священника Анастасии Давыдовне Дармостук, и во время свадебного путешествия молодожены отправились в Японию.
В 1900 году супруги Щербовы поселились в Гатчине, где построили необычный дом, в котором сейчас находится музей художника. Дочь писателя А. И. Куприна Ксения писала: "Щербовы построили в Гатчине каменный дом. Дом такой же оригинальный, как и сами его хозяева. В детстве дом этот казался мне средневековым замком. Его окружала большая стена, булыжники для которой собирали сами Щербовы. Крыша и стена были покрыты красной черепицей. Внутри всегда ощущались какой-то очень своеобразный запах и особенная гулкость. Большой холл с оружием, медным огромным камином был как бы сердцем дома. Вокруг камина кованого железа принадлежности. Посередине холла лежала шкура белого медведя. На верхний этаж в мастерскую Павла Егоровича вела широкая лестница. К холлу прилегало несколько маленьких комнат, меблированных на восточный лад: низкие тахты, яркие половики, столики с медными подносами, с разными трубками и кальянами". В гостях у карикатуриста бывали Ф. И. Шаляпин, художники М. Нестеров, К. К. Первухин, композитор В. Андреев. После революции Щербов смог сохранить свой дом, предположительно, благодаря помощи Максима Горького.
С 1919 по 1929 год художник работал в Гатчинском дворце хранителем Арсенальной галереи, Китайской галереи и интерьеров Арсенального каре. Умер он в 1938 году.
Большая часть художников 18-19 века были выходцами из небогатых семей и часто нуждались в меценатах и влиятельных покровителях. Щербов был сыном высокопоставленного чиновника, поэтому не нуждался в «спонсорах» и, вращаясь в творческой среде, мог позволить себе прямо выражать то, что думает про авторитетов в мире искусства. Иногда он это делал в весьма едкой форме.
Значительная часть шаржей посвящена влиянию "Мира искусства" и его идейным противникам. Его лидерами были Александр Бенуа, Сергей Дягилев и Дмитрий Философов. Они ранее учились на юристов, но в итоге связали свою жизнь с искусством. Отношение к "Миру искусства" было среди художников неоднозначным, потому что это было в некоторой степени антиподом товарищества передвижников. Передвижники долгое время писали картины "на злобу дня", нередко затрагивали темы социальной несправедливости, сурового крестьянского быта и т.д., интересовались политикой. Если поначалу это было действительно ново и смело, то со временем выросло новое поколение художников, которым подобные темы были уже не так интересны, что привело к кризису в товариществе. Возникали споры и об эстетической стороне искусства, и том, какой смысл стоит или не стоит вкладывать в картины, и многом другом. Также сторонники "Мира искусства" считали, что картина важна в первую очередь как самовыражение художника (то самое "я художник, я так вижу"). Такой подход нравился далеко не всем. Щербов высмеивал и сторонников "Мира искусства", и противников, а также создавал шаржи на друзей и знакомых. Свои работы он подписывал Old Judge.
Интимная беседа об эстетике Вавилы Барабанова с Николой Критиченко. (Шут. №10. 7/19 марта. 1898 года)
На арене цирка в образе мужчины с трубой изображен известный художественный критик В. В. Стасов. Он был ярым противником "Мира искусства", считал, что творчество должно быть способом говорить о проблемах общества, политике, а не просто "показывать красивое". С ним борется художник и критик Н.И. Кравченко. Позади Стасова упавший Дягилев. В зависимости от того, какие газеты держат зрители, можно судить о том, за кого они собрались болеть. Стасов печатался в газете "Новости и биржевая газета" (соответственно, его поклонники с "Новостями"), Кравченко печатался в "Новом времени".
Salzburg (От нашего специального корреспондента) / Русско-финляндская выставка в Зальцбурге Карикатура. 1898
Эта карикатура сейчас хранится в Русском музее. Она посвящена организованной С.П. Дягилевым выставке русских и финляндских художников, которая прошла в начале 1898 года в музее Училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. Одни оценивали выставку позитивно, так как там были молодые художники, новые имена, и не было "тоскливых" картин передвижников. Другие, например, В. В. Стасов, считали работы пустыми и безыдейными. В роли деревенской бабы изображена княгиня Мария Тенишева. Тенишева была известной меценаткой и одно время выделяла деньги на журнал "Мир искусства". Продавец - Дягилев. Рисунок сопровождался подписью.
–Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло – в рубель. Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил
"В рубель" - намек на Врубеля. То, что предлагает Дягилев - пародия на панно М.А. Врубель "Утро".
Стасов, человек оппозиционных взглядов и давний друг И. Е. Репина, особенно возмущался, что "пустую" работу Врубеля тут же купили. Другие предметы - тоже намеки на экспонаты той выставки.
„Идиллия (Корова, которую доят разные прохвосты)“, опубликована в журнале "Шут". 1899. № 13
В виде коровы представлена М.К. Тенишева, в виде мамонта – меценат Савва Мамонтов, рыжеголовый петушок, разглядывающий навозную кучу – Лев Бакст. Доярка - Дягилев. Надо заметить, что Дягилев был открытым геем, и Щербов довольно часто изображал его в женской одежде. Позади доярки на стуле нарисованы рыбы - символ творческого объединения и журнала "Мир искусства". Упал перед коровой на колени И.Е. Репин с лавровыми листьями на подносе. В красном платочке с вышивкой в руках представлен художник М.В. Нестеров. Мария Тенишева была женой богатого князя В. Н. Тенишева, который был щедрым меценатом и делал крупные пожертвования на развитие науки и образования, основал в столице Тенишевское реальное училище. При этом из всех искусств он любил только музыку, а живопись ему категорически не нравилась. Художников и иных представителей богемы за редким исключением он считал пустыми людьми, но деньги на творческие проекты выделял под давлением жены. По принципу "чем бы дитя не тешилось". Позже она и сама вспоминала, что многие пытались присосаться к ее карману, в том числе Репин.
Щербов с Тенишевой даже знаком не был. Личных претензий к ней он, скорее всего, не имел, но эстетические взгляды ее не разделял.
Так сказал Заратустра (Поражение Стасовым сторонников нового направления в искусстве) (1899)
18 января 1899 года в музее Училища барона А. Л. Штиглица в Петербурге открылась Первая международная выставка журнала "Мир искусства". На ней были представлены 350 работ 63 художников Франции, Англии, Германии, Финляндии, России (в том числе — А. Беклина, Г. Моро, П. Пюви де Шаванна, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара, И. Е. Репина, Ф. А. Малявина, П. П. Трубецкого и Е. Д. Поленовой). 8 февраля вышла статья Стасова о выставке "Подворье прокаженных (Новости и биржевая газета. № 39).
"Новая Минерва" (Торжество Дягилева). Карикатура опубликована в журнале "Шут" № 12 в марте 1901 г.
Минерва - богиня-покровительница художников. Когда-то на Академии Художеств была ее статуя, которую уничтожил пожар. На шлеме Минервы - рыбки, которые были символом творческого объединения и журнала "Мир искусства". В ужасе отпрянули от такой Минервы служившие в Академии Г. Г. Мясоедов, В. Н. Беклемишев, Г. Р. Залеман.
«Базар ХХ века». 1908 год
Это, вероятно, самая известная карикатура Щербова. Она задумывалась еще в 1905 году. Работа была представлена в 1908 году на Петербургской акварельной выставке и куплена Третьяковской галереей (Русский музей тоже хотел). Няня-Дягилев везет в колясочке Малявина и за ручку ведет Сомова. Внизу в центре спиной сидит Тенишева с балалайкой, рядом Врубелеь. Ранее Тенишева участвовала в организации русского павильона на всемирной выставке в Париже, и в качестве экспонатов там были балалайки, которые расписал Врубель. Полная дама с лорнетом — Анна Павловна Боткина, дочь Павла Третьякова. Ее муж С. С. Боткин дружил с редакцией "Мира искусства". Вместе с Серовым и Остроуховым Боткина входила в совет Третьяковской Галереи, и они принимали решения о новых покупках. Боткина в лорнет разглядывает желтое пятно, которое при более детальном рассмотрении - петух Бакст. Н.И. Кравченко с гармошкой, А.Н. Бенуа с гуслями. Слева можно увидеть мужика с трубой - Стасова. Над ним академик М.П. Боткин, дядя С. С. Боткина. Он вкусы племянника не разделял. М.В. Нестеров держится за хвост коня. Всего около 90 персонажей. Художница А. П. Остроумова-Лебедева вспоминала об этой работе так: "Дягилев фигурирует кормилицей в русском сарафане с вышивкой двух рыб на своей груди(взятых с неудачной обложки журнала "Мир искусства").Он везет детскую колясочку ,в которой бесцеремонно развалился Малявин,а правой рукой он ведет Сомова в виде мальчика в кружевных штанишках.В центре карикатуры он поместил А.П.Боткину, рассматривающую в лорнет Бакста. Он изображен петухом и сидит в клетке, которую подает ей Бенуа. Здесь же скульптор Гинзбург. В левом углу громогласный Стасов с самозабвением играет на гуслях.Ему вторит Рерих.Сейчас за ними-Серов, собирающий подаяние (видимо,для журнала "МИ")... В.Васнецов верхом на былинном коне. За стремя держится Нестеров. В правой стороне художники-профессора Ак.Худ-в, режут пирог. Репин и другие насильно тащат к этому пирогу Куинджи..."
Из-за этой карикатуры Щербов поссорился с Архипом Куинджи. Художник Д. Я. Минченков вспоминал: «Ежедневно, в двенадцать часов, когда ударяла пушка в Петропавловской крепости, казалось, все птицы города летели на крышу дома, где жил Куинджи. На крышу выходил Архип Иванович с разным зерном и кормил птиц. Он подбирал больных и замерзших воробьев, галок, ворон, обогревал в комнате, лечил и ухаживал за больными. Говорят, что какой-то птице, заболевшей дифтеритом, он вставлял перышко в горло и тем спас от смерти. Жаловался на жену: “Вот моя старуха говорит: с тобой, Архип Иванович, вот что будет - приедет за тобой карета, скажут, там вот на дороге ворона замерзает, спасай. И повезут тебя, только не к вороне, а в дом умалишенных”. Карикатурист Щербов изобразил в карикатуре Куинджи с клизмой, которую он приготовляется ставить вороне на крыше дома». Куинджи был человеком обидчивым и мнительным, поэтому шутку не оценил.
Другие карикатуры Щербова
«Куприн в Гатчине». Карикатура П. Е. Щербова, 1910-е годы
На Кавказе. За кабанами.
Семейство гравёра В. В. Матэ.
Машина времени. «Вы, нынешние, ну-тка!» На велосипеде – писатель и фельетонист Василий Немирович-Данченко.
К.К. Первухин на этюдах
Петербургские художественные критики (Весенний концерт любителей Санкт-Петербургского критикфейна). 1901. ГРМ