3

Сильный поэтический эксперимент...

Зная, что сегодня 01 апреля 2021 года, публикуем для Вас редкий поэтический эксперимент, далее – цитата:


«Одним из наиболее цитируемых стихотворений книги — написанным позже других — стало «Когда я устаю от пустозвонства», принципиальное выражение собственной литературной позиции начала тридцатых. Это стихи, по пастернаковским меркам, неважные.

Сильный поэтический эксперимент... Рациональность, Поэзия, Комбинаторика, Стихи, Эксперимент, Длиннопост

Мы позволим себе небольшое литературное хулиганство:


Когда я устаю от пустозвонства

Во все века вертевшихся льстецов,

Мне хочется, как сон при свете солнца,

Припомнить жизнь и ей взглянуть в лицо.


Я не хочу средь юношей тепличных

Разменивать последний грош души,

Но, как в колхоз идёт единоличник,

- Я в мир иду, и люди хороши.


И вот года строительного плана,

И вновь зима, и вот четвёртый год.

Две женщины, как отблеск ламп Светлана,

Горят и светят средь его тягот.


И ты, Москва, сестра моя, легка,

Когда встречаешь в самолёте брата

До первого трамвайного звонка:

Нежнее моря, путаней салата

Из дерева, стекла и молока.


Мы в будущем, твержу я им, как все, кто

Жил в эти дни. А если из калек,

То всё равно: телегою проекта

Нас переехал новый человек.


Я должен жить, дыша и болшиевея,

Работать речь, не слушаясь, - сам-друг.

Я слышу в Арктике машин советских стук.

Я помню всё: немецких братьев шеи

И что лиловым гребнем Лорелеи

Садовник и палач наполнил свой досуг.


Когда ж от смерти не спасёт таблетка,

То тем свободней время поспешит

В ту даль, куда вторая пятилетка

Протягивает тезисы души.


И не ограблен я, и не надломлен,

Но только что всего переогромлен.

Как «Слово о полку», струна моя туга,

И в голосе моём после удушья

Звучит земля - последнее оружье –

Сухая влажность чернозёмных га!


Все нечётные строфы принадлежат Пастернаку («Когда я устаю...», 1932), а чётные - Мандельштаму (воронежские «Стансы», 1935).


Первое стихотворение написано поэтом, входящим в новую, всероссийскую славу и постепенно принимающим действительность, хотя и с оговорками; второе написано в ссылке.


То, что два текста, написанные разными людьми (во многом, как мы покажем, антиподами), да вдобавок в противофазе (Пастернак переживает канун своей недолгой симфонии с властью, Мандельштам — канун окончательного с ней разрыва), до такой степени совпадают и интонациях и приёмах, при всём различии мандельштамовской и пастернаковской манер, - властно приводит к единственному выводу: эти тексты, вызванные понятными обстоятельствами и безусловно искренние, для обоих глубоко неорганичны.


Так бывает: поэт искренен, а текст фальши и особенно грустна, конечно, у Пастернака мысль о том, что не следует отчаиваться по поводу своей искалеченности: пусть нас переехали - но ведь кто переехал! новый человек! телегой пятилетнего плана!».


Быков Д.Л., Борис Пастернак, М., «Молодая гвардия», 2007 г., с. 424-425.


Дополнительные материалы:

Более 70-ти материалов по теме: «Комбинаторика»