Швейцарский транспортный музей 

Железнодорожный павильон

Главная заслуга музея — не столько в обширной экспозиции, сколько в интерактивности: здесь есть огромное количество стендов, на которых можно что-нибудь понажимать, покрутить, попробовать себя в роли машиниста или пилота самолета на симуляторах, посмотреть документальные фильмы, пройти тесты, вблизи изучить разнообразные механизмы и устройства, потрогать их руками, — детям здесь однозначно будет, чем заняться. Подробно описывать все активности музея просто нет смысла — их слишком много. К тому же я однозначно успел увидеть далеко не все — пришел под самое закрытие, поэтому времени было в обрез.


Добраться до музея очень просто, даже если вы едете на общественном транспорте. От железнодорожного вокзала до музея идут автобусы номер шесть и номер восемь. Шесть остановок, девять минут времени — и вы на месте. На сайте музея указано, что входной билет на одного взрослого обойдется в 30 швейцарских франков — это около 1800 рублей на наши деньги. Но, во-первых, меня пустили за 15 франков (как я понял, потому, что я пришел за час до закрытия), а во-вторых — экспозиция музея действительно того стоит. Потому что если вы в детстве играли в машинки, железные дороги и самолетики, то за эти деньги вы получите не просто билет на выставку — вы получите право на свидание с детством.


Начнем с первого павильона, посвященного железнодорожному транспорту Швейцарии. Ощущение удивительное. Ты входишь в зал и словно оказываешься в игровой комнате какого-то великана: по всему залу расставлены локомотивы и вагоны самых разных размеров, блестят черной краской трубы и котлы, поблескивают стекла вагонов-ресторанов вековой давности, заклепки на металлических листах, начищенные таблички.


Между огромными могучими паровозами можно затеряться, как в пространстве, так и во времени. Вот, например, старейший оригинальный локомотив в Швейцарии — Genf Ec 2/5 No 28 выпуска 1858 года. На швейцарской железной дороге этот "малыш" весом 45 тонн трудился до 1899 года, его паровая машина выдает мощность 294 кВт (400 л.с).

Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост

На соседних с ним путях выставочного павильона спит электровоз — гордость швейцарских железнодорожников, представитель семейства электровозов, известных в мире как "Швейцарские крокодилы". Нетрудно догадаться, что прозвали их так из-за характерного длинного "носа" и зеленого цвета. Тяговый трансформатор и кабина экипажа смещены к центру, малая жесткая база позволяла электровозу стабильно держаться на малых радиусах изгибов Сен-Готардской железной дороги, в силу своего горного расположения изобиловавшей крутыми поворотами и перепадами высот.

Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост

На той же железной дороге трудился и этот малыш, творение Чарльза Брауна, швейцарского инженера и основателя компании Brown, Boveri & Cie. Разработанный Брауном привод с высоко установленными цилиндрами позволил уменьшить ширину паровоза непосредственно над железнодорожным полотном — это решение впоследствии применялось для малогабаритных заводских локомотивов, а также для паровых трамваев..

Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост

..вот для таких, например. Это паровой локомотив производства Bern Tramway Company, и на нем тоже установлен привод системы Брауна. Небольшой паровозик мощностью 103 кВт (140 л.с.) был способен тянуть до трех пассажирских вагонов и развивал скорость до 25 километров в час.

Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост

А этот необычный вагон был создан как спецтранспорт для проверки многочисленных швейцарских железнодорожных туннелей, которые постоянно необходимо инспектировать на предмет трещин. В железнодорожный вагон был установлен небольшой паровой двигатель, который служил источником энергии для осветительных ламп. На службе этот вагон находился с 1884 по 1920 годы, после чего железная дорога была национализирована, и вагон отправили на пенсию.

Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост

В дальнем углу павильона притаился настоящий монстр апокалипсиса: паровой роторный снегоочиститель Xrot m 1895 года, трудившийся на все той же Сен-Готардской железной дороге. Диаметр снегоочистителя достигает почти трех метров, угол наклона фрез регулируется под разную плотность и высоту снежных наносов. Двухцилиндровая паровая машина с давлением 12 бар выдает 515 кВт (700 л.с.), на всех парах Xrot мог рубиться сквозь снег со скоростью 10 километров в час, выбрасывая снежный фонтан на 18 метров высоту и на 90 метров в длину. Подозреваю, что выглядело это весьма эффектно.

Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост
Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост

Но самое большое впечатление в экспозиции на меня произвел другой монстр: огромный электровоз SBB Ae 8/14. Он был создан специально для работы на Сен-Готардской железной дороге, которая требовала по-настоящему мощных локомотивов для перевозки тяжелых грузов. Всего было сконструировано три прототипа этого электровоза, в музей Люцерна попал последний, под номером 11852. Он единственный из трех "одет" в современный по тем меркам (1939 год) обтекаемый кузов.

Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост
Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост

Впервые этот экземпляр был представлен на Швейцарской национальной выставке 1939 года как образец достижений швейцарской промышленности, за что и получил на родине прозвище Landi-Lok (Landi — от Landesausstelung, немецкого названия той самой выставки, а Lok — от слова Lokomotive). Долгое время этот красавец носил гордое звание самого мощного электровоза в мире: у него было шестнадцать электромоторов, по два на каждую из восьми ведущих осей, и два трансформатора с масляным охлаждением. При движении накатом электромоторы работали как генераторы. Силовая установка развивала тяговое усилие в 8.800 кВт (11.965 л.с.) , что по тем временам было настолько высоким показателем, что сцепки вагонов не выдерживали такой нагрузки, и на полную мощность этому электровозу работать не давали.

Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост
Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост

Судьба этого мастодонта непроста. В 1971 году, во время движения через один из тоннелей Сен-Готардской железной дороги, в трансформаторе произошло возгорание. Вовремя справиться с огнем не успели, и пожар настолько сильно повредил локомотив, что его пришлось списать. Электровоз был отреставрирован внешне и долгое время простоял перед зданием музея транспорта, после чего был перемещен в павильон, в основную экспозицию.

Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост

Это один из немногих экспонатов музея, которого можно изучить изнутри. Заходишь — и складывается ощущение, что ты попал в чрево какого-то гигантского спящего василиска. Мостки ведут сквозь полумрак кабины над могучими тяжелыми механизмами, основные узлы и агрегаты подсвечены зловещим красным цветом. В задней части локомотива оборудована небольшая лекционная с несколькими стульями, на стене висит экран — при желании можно сесть и посмотреть небольшой документальный фильм об истории электровоза.

Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост
Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост
Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост
Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост

Удивительный павильон. Никогда особо не увлекался и не интересовался железнодорожной техникой, но эта экспозиция произвела впечатление. Все эти огромные механические драконы, когда-то выдыхавшие клубы пара или напряженно звеневшие тысячами вольт, словно впали в глубокий волшебный сон, и даже ходить между ними пытаешься потише, поаккуратнее, словно опасаясь спугнуть историю.

Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост
Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост
Швейцарский транспортный музей  Железная дорога, Музей, Паровоз, Электровоз, Трамвай, Швейцария, Длиннопост

Источник: Андрей Шульдешов