"Шурави-шайтан"

1982 год. Сергей Пивоваров (на переднем плане) и его бойцы с отбитым у душманов оружием.

"Шурави-шайтан" Афганистан, Шурави, ВДВ, Длиннопост

Девять месяцев Сергей Пивоваров препирался с командиром 103 дивизии воздушно-десантных войск Слюсарем.


Нет, ну в самом деле, стоило ехать на войну в Афганистан, чтобы при штабе дивизии в Кабуле командовать комендантской ротой?!


Наконец, настырный старший лейтенант достал-таки комдива бесконечными рапортами, и Сергея отправили от начальнических глаз куда подальше - в Лашкаргах.


Дальше в Афгане не посылали, дальше было некуда, и там, в пустынях Регистан и Дашти-Марго на стыке границ с Пакистаном и Ираном, Сергей хлебнул войны полной мерой.


Главной задачей 3 батальона 317 парашютно-десантного полка в Лашкаргахе была борьба с караванами с оружием, боеприпасами, наркотиками и уничтожение проникающих с территории Пакистана боевых групп душманов.


Через зону ответственности десантников проходили три десятка "официальных" караванных маршрутов, и только Аллаху было известно, сколько тайных.


В центральные районы Афганистана со стороны распахнутой настежь границы с Пакистаном через перевал Шебиян небольшие караваны и одиночные машины пытались прорваться по пустыням практически каждую ночь.


Командир 7 роты Сергей Пивоваров стал их ловить. Большей частью пытались проехать рядом с тропой Александра Македонского.


По ней воины великого полководца шли покорять Индию. До сих пор в пустыне стоят поставленные ими оплывшие от времени столбики, они и сегодня служат ориентирами. Сергея сразу прозвали везунчиком. Старлей и его бойцы уверенно перехватывали мелкие группы врага, а потом пошла и "большая рыба".


Задержания проходили ночью. Днем группа выдвигалась на технике или высаживались с вертолетов недалеко от караванной тропы, а ночью скрытно перемещались к ней и устраивали засаду. В светлое время сделать это было невозможно.


У каждого пуштунского пастуха за пазухой пирохан-тумбона - это такая длинная афганская рубаха - хранился выданный душманами коробок спичек и 300 афгани. "Увидел русских, запалил сигнальный костер - деньги твои".


В ноябре 1982 года группа Пивоварова перехватила автокараван "отпускников". Моджахеды ехали на отдых в Иран. В скоротечном бою десантники положили 25 вооруженных душманов, не ушел ни один. К встрече нового, 1983 года рота десантников готовилась в засаде.


Только собрались поставить на расстеленную "праздничную" плащ-палатку тушенку и "красную рыбу" - кильку в томате, как дозорный доложил о появлении противника.


По мандеху - высохшему руслу ручья - в сторону Пакистана на большой скорости шли две "Тойоты". Все сразу пошло не так. Не завелся БТР-70 боевого замполита роты Александра Дорохина, а БТР Пивоварова, находившийся на взгорке, не смог огнем остановить мчавшиеся внедорожники - в мандехе они оказались в мертвой зоне. Хорошо, что четко сработал пулеметчик РПК рядовой Равиль Садыков.


Наткнувшись на пулеметную очередь, одна "Тойота", не разобравшись, рванула прямо к БТР Дорохина, ее и расколошматили из всех стволов, а вторая скрылась за барханом.


Ребята на броне выскочили, а машина стоит, затаилась. Видимо, водитель думал, что десантники побоятся в кромешной темноте их преследовать.


Увидев бойцов, он сразу дал по газам… Но было уже поздно. Пивоваров из автомата прострелил водителю руку, а сержант Акай Алиев из пулемета убил одного из пассажиров. Вверх по бархану метнулись две тени, десантники бросились в погоню. Душманы отстреливались до последнего. Они вообще были хорошие враги, афганцы. Но наши парни оказались сильнее.


В оставленной машине пахло дорогим парфюмом. Рядом с двумя лепешками терьяка - опиума-сырца нашлись письма, написанные на английском, и магнитофонная кассета с надписью на обложке "Диско-82".


Кто же был тот единственный сбежавший из расстрелянной "Тойоты"? Утром 1 января на вертолете солдатам доставили новогодние подарки. Оставив их и Снегурочку - наряженного в сарафан батальонного писаря - на земле, Пивоваров сел в вертушку и попросил пилотов долететь до пакистанской границы.


Думал: может, сбежавший "дух" был подранен и по дороге умер? Но ничего не нашли. А через десяток дней в Лашкаргах доставили из Союза свежую прессу. В газете "Неделя" Пивоваров прочитал, что отряды моджахедов в Афганистане негласно проинспектировал генерал армии США. На газетном фото улыбающийся американец в чалме и пирохан-тумбоне позировал, опираясь на капот "Тойоты", очень похожей на ту, которую Сергей приказал после боя сжечь. До сих пор он не знает, может быть, от него действительно тогда сбежал американский генерал. Очень уж фанатично его защищали афганцы, письма эти на английском… И кассета "Диско-82".


Ну откуда она могла взяться в самом диком углу мира?


Тактика ловли караванов была проста. Восемь БТР роты разъезжались по пустыне. Ночью, когда было слышно каждый шорох и виден даже свет подфарников, можно было этим "неводом" держать под контролем до ста километров. Но враги тоже не дураки были. Оповещенные пастухами или жителями приграничных кишлаков, они на время прекращали активность или объезжали опасный район. Засядут десантники в засадах и "млеют".


День, другой, третий… Летом жара достигала +70 градусов - на разогретой броне БТР жарили яичницу. Зимой - до -5. И часто сильный и пыльный ветер-"афганец". Как задует, руку протяни и пальцев не увидишь в несущемся песке. Сергей, получивший к тому времени звание капитана, стал думать, как избежать выматывающих "пустых" выходов. Где вероятнее всего пойдут караваны? Капитан прикидывал по карте расстояния, просчитывал азимуты. Догадка пришла не сразу, но оказалась верной - Наби-Чах.


Древний колодец, выкопанный, наверное, еще за века до походов Александра Македонского, был единственной значимой реперной точкой в пустыне. Все караванные пути и тропы так или иначе сходились к этому рукотворному ориентиру.


Сергей устроил там засаду. Бойцы изловчились достать воду из колодца. Глубина - буксирный трос плюс 20 связанных солдатских ремней. Жидкость пахла сероводородом, но заваренный на ней чай был превосходным…


У колодца Наби-Чах группа Сергея провела один из самых эффективных своих боев. Десантники разбили большую банду на четырех автомобилях "Симург". У наших был ранен замполит Дорохин и сгорел подбитый БТР. Противник потерял убитыми около 70 человек. Среди них были все руководители исламской партии Афганистана Гиришского уезда. Главной ценностью "улова" была партийная документация исламистов - с именами, адресами и номерами оружия.


За нее советники от КГБ при ХАД Афганистана благодарили Пивоварова еще очень долго. А враги после этого боя прозвали капитана и его солдат "шурави шайтан" - советские дьяволы.


Самый большой караван Пивоваров взял по наводке разведки. Беззвездной ночью у реки Аргандаб десантники ждали караван с пулеметами. На группу комвзвода Анатолия Матюнина вышли верблюды с поклажей. Взлетели осветительные ракеты, раздалась пальба. Среди наших солдат потерь не было, а от каравана осталось несколько тел на земле - людей и верблюдов. Подползли потихоньку, осмотрели. Пулеметов нет, но из вьюков на убитых верблюдах течет что-то черное и вонючее. И душманы явно полегли не все - кто-то ушел.


Сергей дал команду ждать до рассвета и не высовываться. И оказался прав: в темноте прямо на группу Пивоварова вышли два афганца. Столкнулись нос к носу, капитан пришел в себя первым и скомандовал солдатам: "Ломай их!" Допросили. "Кочевники мы, заблудились", - говорят.


Один по виду и правда простой крестьянин. А у другого - холеные руки и пачка денег в кармане.


"С караваном шел?" - афганец не ответил. Комроты осмотрел место, откуда пришли "кочевники", и нашел израильский автомат "Узи". Из ствола пахло недавно сгоревшим порохом, но затвор заклинило. Если бы не этот факт, кочевники наверняка положили бы многих бойцов из темноты.


Поняв, что разоблачены, задержанные прямо со связанными руками попытались бежать - их срезало автоматной очередью. Оказалось, что жижа в мешках - это терьяк, опиум-сырец. Килограмм такого наркотика стоил в Союзе пять "Жигулей" - 26 000 рублей.


По негласной таксе, установленной в Ограниченном контингенте советских войск в Афганистане, за захват 500 кг опиума, как за "Стингер", офицеру давали Звезду Героя Советского Союза. Когда прилетели офицеры КГБ и посчитали добычу, то вышло больше двух тонн опиума.


"Крути дырки в мундире, командир - говорили бойцы – Здесь на всех звезд хватит".


Но им не объявили даже благодарности в приказе. Наверное, у вышестоящего начальства случился передоз и все оно впало в кому, - смеялись ребята.


Большего количества наркоты за один раз в Афганистане не брали ни до, ни после за все десять лет войны. Впрочем, к званию Героя Сергея Пивоварова представляли не раз. И к ордену боевого Красного знамени представляли.


Но наградные документы затерялись где-то на большом пути от Лашкаргаха до Москвы. За Афган у офицера только ордена Красной Звезды и "За службу Родине" и несколько медалей.


Полковник ВДВ Сергей Леонидович Пивоваров после Афганистана прошел несколько горячих точек. Он участвовал в наведении порядка после резни в Сумгаите. На первой чеченской командовал опергруппой ВДВ.


В августе 1996 года после захвата Грозного боевиками и гибели  205 бригады, пробивал коридор к центру города, где в окружении сражались сотрудники ФСБ и  чеченские милиционеры.


Он спас их и жизни большинства своих десантников, в ожесточенных боях погиб тогда один офицер ВДВ.


Затем Сергей Пивоваров командовал российскими миротворцами в Абхазии и служил начальником штаба миротворческой бригады в Боснии и Герцеговине.


Такова судьба настоящего боевого офицера.


Автор -Александр Хохлов.

Полковник ВДВ в отставке Сергей Пивоваров

"Шурави-шайтан" Афганистан, Шурави, ВДВ, Длиннопост

https://www.kp.ru/daily/26410.4/3284302/