Шотландский Эрмитаж, королева Мэри и скачка через болота

Шотландский Эрмитаж, королева Мэри и скачка через болота История, Шотландия, Эрмитаж, Замки, Длиннопост

В настоящее время англичане называют этот замок «Хомитедж». И шотландцы вслед за ними тоже. Позабыли, однако, северяне свои исконные языки, Галик и Скотс. Вот, спрашивал владельца отеля в Инвернессе с оченно громкой шотландской фамилией на этот счёт. Нет, из Галика только несколько слов, а так – привозной Инглиш.


Но в 1242-м году даже в Англии государственным языком был французский. Просвещённые шотландцы также по Френчу в основном балакали. А основатель замка, Николя де Сюли, вообще был выходцом из Нормандии, правда, уже в каком-то поколении, полторы сотни лет примерно.


Французское l'Hermitage можно перевести как «караулка», «сторожка» и даже «жилище отшельника». Ну, не важно. Всё равно Эрмитаж. Как назвал упомянутый Николя свой замок, так и назвал.


Не, этот Николя был реально шотландец. Ну такой, равнинный, лоулэндер. Как и Брюсы, Дугласы, Хэмилтоны, Скотты и другие знаменитые кланы. Шотландец, но чуть-чуть всё-таки и француз тоже.


Здесь не буду описывать историю замка, как-нибудь потом. Чисто схематично. В 1333-м замок захватили англичане. Но в 1337-м его отбил сэр Уильям Дуглас по прозвищу Цвет Рыцарства.


Но этот Цвет Рыцарства настолько всех задолбал своими выходками, что, когда его убил его собственный крестник, никто ему, крестнику, тоже Уильяму Дугласу, и плохого слова не сказал.


Дугласы, значит, владели Эрмитажем ещё полторы сотни лет. Но.


Они, Дугласы эти, были в те времена наикрутейшим шотландским кланом. Как, впрочем, и в настоящее время. Да, вот прямо сейчас, в 2020-м году. Несмотря даже на то, что глава клана Макдоналдов официально именует себя потомком древних королей, в жилах Дугласов королевской крови не меньше.


Такое дело, конечно, не нравилось этим Стюартам, по недоразумению ставшим королями Шотландии. В 1492-м Джеймс IV Стюарт заставил Арчибальда Дугласа махнуть замок Эрмитаж на замок Босуэлл.

Шотландский Эрмитаж, королева Мэри и скачка через болота История, Шотландия, Эрмитаж, Замки, Длиннопост

Понятное дело, король Джеймс графу Арчибальду не особо доверял. А тут владения, прямо на границе с Англией. Арчибальд крут был до невозможности, у него были варианты стать не только шотландским графом, но и английским герцогом и серьёзно так повлиять на расстановку сил на Острове. Но это уже 1492-й. Арчибальдов друг, король Англии Ричард, тот, который Третий, уже на том свете, а сам Арчибальд Отчаянный вошёл в возраст и кураж малость подрастерял.


Владельцем Эрмитажа и окрестностей стал Патрик Хэпборн, граф Босуэлл.


Босуэлл!


С этим титулом связано наиболее известное в поп-культуре событие, связанное с замком Эрмитаж.


Осенью 1566-го Джеймс Хепборн, четвёртый граф Босуэлл, второй из Хэпборнов, владевших замком Эрмитаж, был ранен в стычке с браконьерами. Или с английскими риверсами, промышлявшими на сопредельной территории, не суть важно.


И что?


Мэри, суверенная королева не последней на тот момент европейской державы, мужняя жена, если что, устроила бешеную скачку по болотам, от Джедбурга до Эрмитажа, 36 км по нынешним дорогам, а как тогда – не знаю. Хотя если прямо через болота, то, может быть, и короче. Но через болота.


Всё с благородной целью проведать раненого рыцаря.


Два часа у постели умирающего/выздоравливающего (Хэпборн действительно довольно быстро выздоровел), больше почему-то приличия не позволяли. И назад, в Джедбург.


На обратном пути королева свалилась с лошади в болото, простудилась, заболела и чуть не умерла.


Некоторые источники утверждают, что эта поездка была вызвана государственными делами и заранее запланирована.


Ну да, конечно. Королева, верхом, по болотам, рискуя жизнью.

Шотландский Эрмитаж, королева Мэри и скачка через болота История, Шотландия, Эрмитаж, Замки, Длиннопост

Не такой уж важной государственной персоной был граф Босуэлл. Как-то другие соображения вызывают больше доверия.


И два часа “приличия”.


Приличия, они, конечно. У королевы был муж, лорд Дарнли. У Джеймса Хэпборна – жена, даже две. Ну, две жены – нормально. Джин Гордон – по шотландским законам, Анна Трондсен – по норвежским.


Конечно, через некоторое время (через несколько месяцев) граф Босуэлл и королева Шотландии с этими досадными помехами их личному счастью сумели разобраться.


Да, ещё.


Если королева Мэри при жизни посещала замок Эрмитаж по скучным государственным делам, то с чего бы ей сюда наведываться после смерти, в качестве привидения?


А она, говорят, наведывается.


Фото автора