Шлюхи за ними по пятам

История про шансон, техно и "Перезвоны".


Ох, чует душа моя, что собрались тут люди, воистину, обладающие великолепным музыкальным вкусом. Эдакие тертые калачи, что держат руку на пульсе, и упаси господь тебе начать затирать им про то, что им давно известно. Возьмут за грудки, тряхнут раз другой, да пойдут прочь посмеиваясь. Знаем, сами такие. По сему, ловите историю, достойную самых тайных богемских кулуаров, где в перерывах между употреблением кислоты и совместным сеансом тантрического сексу принято балакать за вечное.


PS кто скажет что букафмнога будет немедленно осмеян в комментариях и изгнан с позором из вида человека разумного.



Часть первая. Перезвоны.

Шлюхи за ними по пятам Музыка, СССР, История, Классика, Техно, Интересное, Неизвестная история, Видео, Длиннопост

Было время, когда в Петербурге стыдно было не знать, что такое "Перезвоны". Если вкратце, это творение великого русского композитора Валерия Гаврилина, которому филигранно удалось не то чтобы не присесть на сосуд, в котором хранится жидкость /семь букв по вертикали/, но еще и награду получить за свое весьма провокационное, на мой взгляд, детище. В особенности пленяет история создания данного произведения.


Владимир Минин, бывший на тот момент руководителем Ленинградской капеллы, попросил Гаврилина написать в эксклюзивном порядке что-нибудь эдакое для своего хора. Композитор не долго думая согласился. Ну что, вдарили по рукам, обещались быть на связи, после чего Гаврилин ... барабанная дробь ... исчез. Минин много раз звонил ему после этого, спрашивал как там обстоят дела с его обещанным произведением, на что всякий раз получал ответ:

"Вопросик на контроле, работаем".


Спустя каких-то 15 лет Гаврилин вышел на связь и позвал Минина совместно заценить это по истине легендарное творение. Надо признать, ожидание того стоило. Симфония-действо в, ни много ни мало, 20 частях, сносила головы неподготовленных слушателей только так. Концептуальный, как бы сейчас сказали, альбом Гаврилина описывает человеческую жизнь. В начале и конце дорога, в середине боль, счастье, страх, любовь и свет. Картины происходящего и стиль исполнения меняются так часто, что не успев отойти от одного культурного потрясения, на голову тебе сваливается новое. Почти как в Тик Токе. Тут тебе и молитва и хардкорные ужасы и неописуемой красоты меланхоличная музыка, от которой аж зубы сводит, а в самом конце добротное техно под названием "Дорога", на котором начинаешь понимать, что что-то здесь не чисто...



Часть вторая. Наполеоныч и первый русский шансон.

Шлюхи за ними по пятам Музыка, СССР, История, Классика, Техно, Интересное, Неизвестная история, Видео, Длиннопост

Казалось бы, чего более русского придумало человечество, если не наш всеми горячо любимый шансончик, да и тут есть свои Но...


Знакомьтесь, Юлиус Наполеон Вильгельм Гартевельд, для своих - просто Наполеоныч. Личность по истине легендарная. Швед по происхождению, в конце 19 века он приезжает в царскую Россию строить карьеру и остается в ней на 40 лет. Был он композитором, чьи произведения собственного сочинения особой славы не снискали. Другое же дело его хобби. Будучи авантюристом по натуре и романтиком в душе он увлекся собиранием российского тюремного и каторжного фольклора, став родоначальником такого жанра, как "шансон".


Множество произведений удалось ему отыскать в местах не столь отдаленных и показать миру. Далее речь пойдет о самом необычном из них.


"Подкандальный марш" он услышал и записал в 1908 году в тобольской пересыльной тюрьме. Не случалось еще тех обстоятельств, в которых бы душа русского человека увядала и не требовала песни. Правда на каторге из музыкальных инструментов только кандалы да расчески. Нормально, этого хватит. По тексту тоже не богато, всего одно четверостишие:


В ночи шпанята и кобылка,

Духи за нами по пятам.

Ночью этап, а там бутылку

Может, Иван добудет нам.


Два рабочих инструмента, четыре строки текста, ну чем не новая школа рэпа?

Для тех, кто, по какой-то причине, по фени не ботает, поясняю: кобылка- собственно каторга, шпанята-низшая каста осужденных, духи- конвой, Иван-смотрящий в камере.


Даже запись сохранилась. Музыка жутковатая, скажу я вам.

Наверняка, тот читатель, что еще не потерял нить повествования, задастся вопросом:

"Это все конечно здорово, но при чем здесь вообще техно и Перезвоны?"


А об этом речь и пойдет дальше.



Часть третья. Дорога.

Шлюхи за ними по пятам Музыка, СССР, История, Классика, Техно, Интересное, Неизвестная история, Видео, Длиннопост

Жизнь Гаврилина едва ли можно назвать простой. Отец его погиб на войне в 1941 году, мать, работавшая воспитателем в детском доме, была осуждена по ложному доносу, после чего сам Валерий попадает в детский дом. Приятного мало, надо полагать. Но не будем углубляться в биографию великого человека, это вы и сами в состоянии сделать. Вернемся к "Перезвонам".

Как композитор сам про них говорил:

Мне нужно было в этом сочинении собрать хотя бы по крупице всё, с чего начинался русский человек, и всё, что он прошел за свой многодесятилетний путь, из чего он складывался.

В глаза внимательному читателю бросается слово "многодесятилетний". Не сложно догадаться, о каком периоде идет речь, а также не сложно догадаться, какой след он оставил в жизни Гаврилина.


Как раз таки композиция "Дорога", финал эпопеи и намекает нам, о чем все таки эта симфония. Знакомый нам уже "кандальный" марш он видоизменил, добавив туда несколько четверостиший собственного сочинения:


В ночи шпанята и кобылка,

Духи за нами по пятам.

Ночью этап, а там бутылку

Может, Иван добудет нам.


Воют собаки, ветер носит,

Шлюхи за ними по пятам.

Скоро этап, а там, пожалуй,

Можешь катить ко всем чертям.


Чёрные черти чертят чёрно,

Бесы за ними по пятам.

Скоро этап, а там, ребята,

Будет хороший тарарам!


По стилистике данное произведение в интерпретации Гаврилина очень похоже на техно композицию с привычной бочкой, хэтами и атмосферой контролируемого хаоса. Но это все слова. Благо, у вас есть возможность услышать все своими ушами.

Вот так, лично для меня, все встало на свои места. Сначала тебя поражает форма повествования "Перезвонов", их многогранность, красота, живость, а после тебя втаптывает в асфальт истинное содержание. Боль человека, который старается жить по совести в страшное время в страшном месте. Однако, при всем при этом храня верность и любовь к своей Родине. В чем и обретает свет.


На последок скажу, что хоть рыночек порешал и спрос на такие концерты упал, они все еще идут. За какие-то смешные чесслово деньги вы сможете погрузиться в незабываемый, как любит выражаться БГ, экстаз от музыки. Сейчас мы покопались лишь в одном фрагменте большой истории. Про все что осталось за кадром я вообще молчу.


Идите и просвещайтесь, обогащайтесь духовно. А то смотреть противно, ей Богу.