5

Семья Растрелли

БАРТОЛОМЕО КАРЛО РАСТРЕЛЛИ.

Автор: Анна Беляева.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Автопортрет Бюст “Неизвестного”.

Бартоломео Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции. Его семья принадлежала к числу потомственных горожан. Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский язык, а позднее, когда обнаружились его художественные наклонности, был отдан для профессионального обучения в одну из скульптурных мастерских.

В мастерской его разносторонне подготовили к работе в различных материалах, а также обучили искусству художественного литья. Он хорошо рисовал, не был чужд ювелирного дела, мог выступать как театральный живописец-декоратор. Кроме того, он приобрел навыки архитектурного проектирования, разбирался в строительной технике и конструкциях.

Однако, молодой одаренный мастер не смог найти применения своим силам в Италии и был вынужден покинуть Родину. Вступив в брак с испанской дворянкой Анной-Марией, Растрелли вместе с ней отправился в Париж. Здесь в 1700 году у него родился сын - будущий архитектор, названный в честь деда - Бартоломео Франческо.

В 1702 году Растрелли получил заказ на проектирование и исполнение пышного надгробного памятника министру Симону Арно маркизу де Помпонну.

Первое крупное произведение скульптора в Париже встретило суровую критику в художественных кругах. Для французского искусства начала 18 века с его строгими классическими основами в архитектуре и сдержанным использованием барочных приемов в скульптуре произведение Растрелли уже казалось проявлением недостаточно взыскательного вкуса.

За пятнадцать лет, прожитых во Франции, скульптору так и не удалось ни достигнуть прочного положения, ни исполнить что-либо выдающееся.

В 1715 году умер король Людовик 14, любивший искусство роскоши, и царь Пётр I, поняв умонастроения западноевропейских художников, написал в Париж своему советнику Конону Зотову: «… понеже король французский умер, а наследник зело молод, то, чаю, многие мастеровые люди будут искать фортуны в иных государствах, для чего наведывайся о таких и пиши, дабы потребных не пропускать».

Конон подошёл к делу ответственно и именно, благодаря его стараниям 19 октября 1715 года был подписан контракт согласно которому: «Господин Растрелли Флоренский, кавалер ордена Святого Иоанна Латеранского, обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там, в службе Его Царского Величества три года…».

И вот в 1716 году по приглашению сподвижника Петра I Франца Лефорта Карло Растрелли вместе с 17-летним сыном Франческо Растрелли приехал в Петербург.

Сначала в России Растрелли выступал прежде всего как архитектор. Однако на его пути вскоре появился серьезный и даровитый соперник - французский архитектор Александр Леблон. С первых же дней встречи между ними возникли неприязненные отношения. В «мемории», отправленной Петру 19 сентября 1716 года, Леблон представил все проделанное Растрелли в Стрельне в самом невыгодном свете.

Растрелли пытался защищаться, но по настоянию француза его всё-таки отстранили от работ в Стрельне (там он проектировал Стрельнинский дворец). Лишь вмешательство Меншикова удержало мастера от отъезда из России. Но отныне Растрелли уже не выступал в качестве архитектора. С осени 1716 года он полностью обратился к занятиям скульптурой.

Работы.

Первой заметной работой Растрелли – скульптора стал бронзовый бюст «полудержавного властелина» Александра Даниловича Меншикова.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Бронзовый бюст «полудержавного властелина» Александра Даниловича Меншикова (конец 1716 года).

Время его создания – конец 1716 года. Над бюстом работали 14 человек: кузнец с помощниками, столяр, плотник, каменщики, слесарь, два ученика и переводчик. В 1717 году бюст был отлит из бронзы.

Князь изображён в лёгком, подчёркнуто спокойном и величавом повороте, как бы взирающим с благосклонной строгостью на подчинённых. На нём надет богатый рыцарский доспех с рельефными украшениями. Вокруг шеи повязан шарф из драгоценных кружев, на груди орденская лента и звёзды. Крупно завитые локоны парика, обрамляя надменное властное лицо с высоким лбом и несколько удлинёнными крупными чертами, свободно ниспадают на плечи.

Всей композицией бюста и его деталями скульптор стремился создать образ мудрого государственного мужа и в то же время показать, что это полководец, победитель во многих сражениях. Об этом напоминают доспех, воинские награды и барельеф на латах с изображением батальной сцены.

Скульптор сумел увидеть в своей модели не только «полудержавного властелина», волевого и умного сподвижника Петра, но и много испытавшего на своём веку человека. Лицо Меншикова, которому в то время было 47 лет, под внешним лоском высокомерия и величия таит тревогу, а две резкие складки между бровями придают всему облику оттенок жестокости.

И именно этот бюст, много лет хранившийся потомками Меншикова, послужил моделью художнику Сурикову для работы над его знаменитой картиной «Меншиков в Березове».

2) Вторая знаменитая работа это бюст Петра (1723 г.).

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Уникальность его состоит в том, что это не только прижизненное изображение первого русского Императора, но и в том, что при работе итальянский мастер использовал восковой слепок с лица Петра , снятый в 1719 году.

Барочный («новоманерный») бюст.

Растрелли изобразил фигуру Петра до пояса. Император облачён в боевые доспехи, покрытые рельефными изображениями аллегорических и батальных сцен, издали воспринимаемых как сложный декоративный узор. На груди Петра – лента ордена Андрея Первозванного. Горностаевая мантия с орнаментом, как бы сброшенная с плеч порывом ветра, извиваясь одним краем за спиной, ниспадает пышными складками по левой руке. На шее повязан кружевной шарф, из-за которого выступает стоячий воротник. Голова Петра приподнята и энергично повёрнута вправо. Лицо обрамлено париком, напоминающим львиную гриву.

Декоративные элементы несут очень большую смысловую нагрузку: каждая деталь бюста полна значения, дополняющего основное содержание портрета. На правом (если смотреть с нашей стороны, то на левом) нагрудном щитке кирасы Растрелли поместил аллегорический барельеф: Пётр в императорской короне и мантии высекает из глыбы камня фигуру молодой женщины в доспехах, со скипетром и державой в руках. Её идею он объяснил в одной из своих челобитных: статуя представляет Россию, которую «ваше величество вычищает», т.е. высекает из камня.

На левом щитке кирасы скульптор показал эпизод Полтавского боя, а на панцире – батальную сцену. В трёх барельефах сжато выражены основные моменты деятельности Петра: разгром армий Карла 12 и создание мощной России. Но этим не исчерпывается аллегоризм бюста. Андреевский крест на щите рядом с Петром-ваятелем и орден Андрея Первозванного напоминают о морских «достославных викториях». И, наконец, обрамляющая бюст горностаевая мантия служила символом императорской власти Петра.

Композиция рассчитана на трёхсторонний осмотр. При осмотре в фас хорошо ощущается огромный рост Петра, он подавляет могуществом. Слева прекрасно читается чёткая волевая линия профиля, сосредоточенность мысли. При осмотре справа на этом энергичном лице заметны следы усталости и тревоги. Очень эффектно проработан силуэт бюста, в котором сочетаются компактность с барочной разорванностью контура.

3) Он внес значительный вклад в скульптурное оформление петергофских фонтанов и каскадов.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Барельеф «Триумф Амфитриты».

Кроме сохранившихся барельефов «Триумф Амфитриты» и «Похищение Деяниры кентавром Нессом», выполненных им для водопадного уступа Большого каскада в Петергофе, он исполнил две львиные маски (маскароны), служащие фонтанами на верхней террасе этого же каскада.

Для Верхнего сада в Петергофе Растрелли создал большую свинцовую фонтанную группу «Нептун с колесницей».

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Фонтанная группа «Нептун с колесницей».

В 1737 году квадратный пруд Верхнего сада он оформил фонтанной композицией «Прозерпина и Алфей с сиренами и дельфинами», которая также из-за плохого состояния в 1773 году была снята.

Кроме того, Растрелли создал замечательную бронзовую композицию «Тритон, борющийся с морским чудовищем» (1726 г., бронза) для фонтана, расположенного перед южным фасадом Большой оранжереи. Она послужила впоследствии прототипом для его скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва».

В 1735 году в ознаменование 25-летия Полтавской битвы Большой каскад был украшен исполненной Растрелли композицией «Самсон, разрывающий пасть льва». Сильный, с мощной мускулатурой, Самсон, олицетворяющий собой Россию, разрывает пасть льву, который являлся геральдическим изображением Швеции.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Композиция «Самсон, разрывающий пасть льва» 1735 г.

4) И знаменитая, но лично не законченная Растрелли работа, - Конный памятник Петру I.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Проект конного монумента (1716 г.).

В конце 1716 года Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. Он создаёт несколько графических эскизов конной статуи, в которых варьируется по существу одна и та же идея: торжество над врагами России. Пётр был представлен в воинских доспехах на коне, попирающим побеждённых противников. Барельефы на постаменте должны были представлять главные исторические эпизоды его царствования и символизировать процветание и успехи Русского государства.

В начале 1719 года Петру I была показана модель конного монумента, отлитая из свинца осенью 1717 года. Одобрив модель, Пётр приказал отправить её Парижскую Академию словесности и запросить о том, какие латинские надписи, по мнению академиков, должны быть помещены на пьедестале. На этом работа над памятником приостановилась.

В начале 1720-х годов Растрелли изготавливает новую модель памятника. Модель имела 76 сантиметров в высоту и более метра в ширину.

Пётр осмотрел эту модель, но повеления приступать к работе не дал. Она останется у Растрелли до 1743 года. Лишь с восшествием на престол Елизаветы Петровны, Растрелли получил указание вернуться к работе. При этом он переработал первоначальную модель, утверждённую Петром.

Скульптор свёл число барельефов к четырём и столько же оставил аллегорических фигур, вернувшись в этом к первому проекту. Изменения направлялись в сторону большей композиционной лаконичности и обобщению пластической формы.

В октябре-ноябре 1744 года была изготовлена сначала глиняная, а затем и восковая модели конного монумента. Скульптору помогали свыше 20 человек. Однако Растрелли не увидел своё произведение отлитым в металле: 18 ноября 1744 года он умер.

В 1745-47 годах, под руководством сына архитектора, были построены две литейные печи. К ноябрю 1747 года отливка из меди была закончена. В 1799 году Павел I приказывает архитектору В. Бренна поставить монумент перед фасадом Михайловского замка на «наружном дворе».

Франческо Бартоломео Растрелли.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Родился в Париже в 1700 году. Его отец -придворный скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли -с ранних лет обучал сына мастерству. В 1716 году он с отцом переехал в Санкт-Петербург

Семья поселилась на нынешней Шпалерной улице, и молодой зодчий помогал отцу с заказами российского монарха и высшей знати. Известно, например, что он участвовал в итоговых работах над дворцами светлейшего князя А. Д. Меньшикова. После его посылали на учебу в Европу: во Францию, Италию и Германию.

Достоверно известно, что первой личной работой Франческо Растрелли стал дворец Дмитрия Кантемира. Здание было выполнено в духе петровского барокко с элементами северо-европейской архитектуры. Благодаря дворцу Кантемира Растрелли стал популярен у знати и в 1730 году у него сделал заказ князь Иван Долгорукий.

С приходом к власти Анны Иоанновны, Растрелли стал одним из лучших архитекторов, работавших в стиле барокко. Он много строил для императрицы, желавшей укрепиться на троне и окружить себя богатством и роскошью. Зодчий возвел для Анны Иоанновны Анненгоф в Кремле и дворец в Лефортово, а также Манеж на пустовавшем участке земли, рядом с которым более чем через век появился Исаакиевский собор Монферрана.

Работы молодого архитектора императорский двор принял с воодушевлением, и в 1734 году он получил заказ от главного фаворита императрицы - Бирона. Он поручил Растрелли построить Рундальский замок в Курляндии.

Несмотря на то, что при Елизавете Петровне Растрелли создал величайшие свои произведения, вознаграждение за свой тяжкий труд он получил от Петра III. От императора он получил чин генерал-майора и орден Святой Анны. При Екатерине II стиль барокко утратил свою востребованность. Растрелли был без работы. Его отправили на лечение в Италию, а через год был подписан указ об отставке Растрелли с ежегодной пенсионной выплатой 1000 рублей. Он уехал в Курляндию к помилованному Бирону достраивать его резиденцию, но вскоре и там ему нашли более молодую замену.

Академия Художеств пожаловала архитектора в ряды почетных вольных общников незадолго до его смерти. Никто не знает, где и когда скончался Растрелли. Предположительно, это произошло 29 апреля 1771 г. В этот день вышел приказ назначить пенсионное жалование архитектора его наследнику.

Работы.

1) Смольный собор 1748 г.

Смольный собор в Санкт-Петербурге - это центральная часть монастырского комплекса, располагающегося на левом берегу Невы. Со всех сторон он окружен церквями, при этом архитектурный ансамбль выстраивается в форму креста.

История Смольного собора. Возведение собора.

Все свое детство Елизавета Петровна провела в Смольном доме. В 1740-е годы, вскоре после восхождения на престол, она указала построить на месте дома монастырь. Он должен был быть величественным, с домовыми церквями и колокольней. Елизавета Петровна планировала в тихом месте прожить спокойную старость. Здесь же она велела учредить институт для девушек, родом из дворянских семей. Планирование будущего монастыря было поручено Франческо Растрелли.

30 октября 1748 года состоялась закладка собора. Через 3 года после закладки собора завершились подготовительные работы, были заложены фундаменты, и начался этап активного строительства.

Благодаря тому, что императрица не жалела финансирования на возведение монастыря, работы велись с размахом. На забивку свай под фундамент и складку стен были привлечены тысячи мастеровых и солдат. Каждый день на стройке работали около 3500 солдат. Строительные материалы изготавливали на невских, олонецких и уральских заводах.

Строительство продвигалось очень быстро, вскоре в Москве были отлиты колокола, архитектор завершил проекты иконостасов, и уже шла подготовка церковной утвари. Однако началась Семилетняя война с Пруссией, и финансирование на возведения монастыря было урезано, а работы замедлились.

Планами Елизаветы Петровны провести старость в этом монастыре не суждено было сбыться. При ее жизни строительство было окончено только на этапе черновых работ. После смерти императрицы работы остановились.

В 1762 году, после того, как Растрелли уехал в Италию, главным архитектором был назначен Юрий Матвеевич Фельтен. Средств для завершения не хватало, здание училища и отделка собора не были завершены, а возведение колокольни отменили. В 1768 году завершилась установка украшений и скульптур.

Собор еще 70 лет так и оставался недостроем, а его состояние ухудшалось с каждым годом. Своды покрылись трещинам, а вода затопила подвалы. Только в конце 1820-х годов работы были возобновлены. Указ издал Николай I, а в 1828 году был объявлен конкурс по оформлению Смольного собора, однако, работы начались только спустя 4 года. После масштабной реставрации собор был покрашен в желтый цвет с золочеными звездами – такое желание высказал император. Также было отлито 12 колоколов, а в 1832 году установили деревянный иконостас.

В 1835 году собор был достроен, спустя 87 лет после его закладки. Николай I присвоил храму статус собора всех учебных заведений, в память о матери.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Церковь Смольного монастыря, 1839 г., гравюра А. Дюран.

В 2013 году был освящен колокол, весом 10 тонн. Его отлили в Воронеже, на колокололитейном заводе Анисимова В. Н. Его украсили иконографическими сюжетами, а в нижней части отлили названия основных вузов Северной столицы.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Архитектура Смольного собора. Внешнее убранство.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

В плане собор имеет немного удлинённый базиликальный план и 3 нефа, которые приближаются к «греческому кресту», а также оформленные в такой же крест угловые часовни. Смольный собор был возведен в стиле классического елизаветинского барокко. Он окрашен в нежный голубой цвет.

Высота собора – 93,7 метра. У посетителей собора есть возможность подняться на звонницу — самую высокую смотровую площадку Петербурга и насладится прекрасным видом.

Внутреннее убранство.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Церковный зал был обустроен по проекту Василия Стасова. Был использован белый искусственный мрамор, установлено 3 иконостаса, церковная кафедра, обрамленная изысканной резьбой, ограждение перед алтарями - балюстраду, изготовили из граненого хрусталя.

Сад.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Вид из смотровой площадке на звоннице Смольного собора.

Территория, которая прилегала к Смольному собору, пустовала после его основания. Только в 1810 году вокруг храма основали сад, оборудовали дорожки с дерном, привезли плодородные земли для деревьев и установили деревянную изгородь.

За многие годы сад сильно изменился. Многие годы он оставался без ухода, и только в 1930-х годах занялись благоустройством сада. Здесь были высажены цветы и установлены 4 фонтана.

В настоящее время сад признан памятником садово-паркового искусства. Центральную аллею украшают ярко-красные цветы и памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году в саду высадили кусты сакуры, которые были преподнесены японской королевской семьей в качестве подарка к годовщине основания Петербурга.

Екатерининский дворец в Пушкино (Царское Село).

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе - это одна из самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга и объект культурного наследия России. Расположен он в городе Пушкин, в 25 километрах от Дворцовой площади.

История Екатерининского дворца в Пушкино. Строительство.

Когда-то на месте Екатерининского дворца находилась усадьба зажиточного шведа. Но в результате Северной войны эти места перешли во владение Российского государства. Через некоторое время Петр Великий, подарил эту усадьбу Марте Скавронской, которая впоследствии приняла православие и стала Екатериной Алексеевной. Затем она стала женой Петра I.

Чтобы усадьба соответствовала императорскому статусу, Екатерина I велела возвести дворец с 16 комнатами. В 1717 году к строительству приступил Иоганн Фридрих Браунштейн - немецкий архитектор, который также работал над возведением Кронштадта и Большого Меншиковского дворца. Но он не единственный, кто построил Екатерининский дворец в Царском Селе - дворец неоднократно перестраивался, пока не обрел нынешний внешний вид.

Первый дворец был открыт в 1724 году. Он сочетал в себе красоту и уют, однако, был довольно скромным.

Перестройка.

Когда Елизавета Петровна взошла на престол, она приказала сделать дворец просторнее и роскошнее, и поручила это русским архитекторам. Именно они расширили дворец до современных масштабов, достроили некоторые корпуса, изменили интерьеры церкви и Тронного зала. Именно в это время внешний и внутренний облик дворца приобрел привычный вид.

Но на этом перестройка не остановилась. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Бартоломею Франческо Растрелли вновь изменить дворец. Строительные работы длились 4 года, и появился дворец в стиле Русское барокко. На позолоту деталей интерьера и экстерьера ушло более 100 килограммов золота, а перед дворцом появился парк.

Внешнее убранство и двор.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Дворец построен в стиле барокко, а его фасад облицован накладными портиками так, что их симметричная осевая система гармонирует с пространственным планом парка. Фасад дворца украшен классической позолоченной колоннадой и изысканной лепниной, а также изящными античными статуями.

Перед императорской резиденцией обустроен Регулярный парк. Его жемчужины - 2 скульптуры: «Мир» и «Великолепие». Неподалеку разбит Фрейлинский сад, усаженный цветущими растениями. Вокруг дворца расположены пруды и оранжереи, зеленые стены из живых кустарников, березовая роща, множество деревьев - дубы, липы, клены и многие другие.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

«Мир».

Внутреннее убранство и интерьер.

До Великой Отечественной войны во дворце насчитывалось 57 залов. На сегодняшний момент восстановлено больше половины – 32 зала.

Янтарная комната.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Комната, отделанная янтарем - жемчужина Екатерининского дворца. Немецкие мастера создали ее за 10 лет, специально для первого короля Пруссии - Фридриха I. Спустя некоторое время его сын, будучи новым королем, преподнес Янтарную комнату Петру Великому. Она была перевезена в Северную столицу в 1717 году. В 1743 году, по указу Елизаветы Петровны, комната была дополнена золоченой деревянной резьбой, мозаиками из агата и яшмы, зеркалами.

Однако, сохранить комнату было трудно из-за сурового климата, печного отопления и сквозняков. 4 раза проводилась реконструкция, пятая из них планировалась в 1941 году. Когда фашисты оккупировали дворец, Янтарная комната была вывезена, так как эвакуировать её в начале войны не удалось из-за ее хрупкости.

Фашисты похитили комнату, чтобы передать её в музей Гитлера. Известно, что в течение нескольких лет панели Янтарной комнаты находились в Кенигсберге, в Королевском замке, который сгорел из-за авианалета. До сих пор доподлинно неизвестна судьба остальных частей, их поиски продолжаются.

Янтарная комната, которую можно увидеть во дворце сейчас - воссозданная копия. Работы над ней велись в течение 24 лет, использовали Калининградский янтарь, а немецкая энергетическая компания софинансировала проект. Её открытие приурочили к 300-летию Петербурга.

Светлая галерея.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Большой зал в 18 веке называли Светлой галереей. Это самая просторная комната во дворце - её площадь превышает 800 квадратных метров. Здесь проводились приемы и торжества, балы, званые обеды. Для освещения использовались ровно 696 свечей, а узор на стенах выполняли 130 резчиков. Большая часть интерьера пострадала в войну, однако сейчас зал полностью восстановлен. Реставрация Большого зала Екатерининского дворца стала самой сложной и масштабной во всем мире.

Картинный зал.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Картинный зал получил свое название благодаря необычному оформлению - все его стены украшены живописными полотнами. Большая часть картин были приобретены Елизаветой Петровной, а некоторые были написаны по указу Петра Великого в память о победах Северной войны. Однако сам император их так и не увидел - полотна были доставлены в Россию уже после его смерти.

Зал сильно пострадал в пожаре во время ВОВ, однако почти все картины были эвакуированы, утрачены было только 16 произведений из 130.

Зимний дворец.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Зимний дворец - это величественный памятник архитектуры и символ Северной столицы. Более века он служил зимней резиденцией для русских императоров, а теперь входит в состав Эрмитажа - самого посещаемого музея Санкт-Петербурга.

История создания. Первые варианты.

Сначала, в 1711 году, появился небольшой деревянный домик на берегу Невы, рядом с которым прорыли новый канал - Зимнюю канавку. А через пару лет у самого канала возвели двухэтажный каменный дворец по проекту немецкого архитектора Георга Маттарнови. После смерти Петра I здание расширили и построили вдоль канала дополнительные корпуса. Сейчас на этом месте располагается Эрмитажный театр.

С восшествием на престол Анны Иоанновны началось строительство нового Зимнего дворца, потому как прежний императрица посчитала недостаточно просторным. Чтобы освободить территорию, Анна Иоанновна выкупила соседние графские дома на Дворцовой набережной. К 1735 году на их месте уже возвышался огромный четырёхэтажный дворец, спроектированный Франческо Растрелли. Главный фасад был развёрнут к Адмиралтейству, а южный выходил на современную Дворцовую площадь. Дворец прослужил царской резиденцией 20 лет.

Зимний дворец Елизаветы Петровны.

С приходом к власти новой императрицы начинается история знакомого нам Зимнего дворца. Она несколько раз перестраивала резиденцию Анны Иоанновны, с каждым разом желая всё больше её расширить. В 1754 году Елизавета Петровна утвердила проект нового дворца.

Строительные работы под руководством Растрелли продолжались семь лет, и ещё год потребовался для оформления внутреннего убранства. Правда, в новом дворце императрице так и не довелось пожить. В 1762 году зимнюю резиденцию принял новый император - Пётр III, которого вскоре сменила Екатерина II. Она тоже внесла небольшие изменения в первоначальный проект, так как на смену модному во времена Елизаветы барочному стилю пришёл строгий классицизм.

Архитектурный стиль.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Зимний дворец традиционно причисляют к елизаветинскому барокко, которое отличается пышностью, обилием декора и золотой отделки, а также использованием контрастных цветов в оформлении фасадов.

Согласно проекту Растрелли, трёхэтажное здание построили в форме замкнутого прямоугольника с просторным внутренним двором. При создании дворца особое внимание архитектор уделил отделке фасадов. Белоснежные колонны на всём протяжении постройки в одних местах расставлены тесно, небольшими группами, а в других - широко, обнажая участки стен. Карниз дворца украшен древнеримскими статуями и вазами, а окна - богато декорированными наличниками. Интересно, что каждое лепное украшение в наружной отделке здания было сделано мастерами вручную, поэтому все они уникальны.

Несмотря на обилие декора, дворец выглядит сдержанно и аккуратно. Визуально всё здание поделено на два яруса: нижний - более приземистый и верхний - воздушный и парадный. Парадный вход южного фасада (со стороны Дворцовой площади) украшен тремя арками, а также фронтоном с часами и флагштоком.

Вплоть до начала 20 века Зимний дворец считался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. В 1844 году Николай I даже выпустил указ о запрете строительства домов выше 11 саженей (23,5 метра) - именно такой была высота дворца.

Интерьеры Зимнего дворца.

Внутреннее убранство царской резиденции впечатляет роскошью. Правда, далеко не все залы сохранили свой первоначальный облик таким, каким его задумывал Растрелли. Новые владельцы переделывали покои под свои вкусы, а после пожара 1837 года большую часть интерьеров пришлось восстанавливать. Рассказываем про самые интересные залы главной императорской резиденции.

Иорданская лестница.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Считается главной в Зимнем дворце. По ней поднимались иностранные послы и гости на аудиенцию с императором. Лестница выполнена из белого мрамора, а её высота - 22 метра. Пролёты украшены скульптурами 18 и начала 19 веков, золочёной лепниной и массивными колоннами на верхней площадке. Лёгкость и воздушность помпезной конструкции придают дневной свет, который отражается от ложных зеркальных окон, и огромная картина - плафон на потолке.

После пожара в начале 19 века Иорданская лестница была практически уничтожена. Её восстановлением занимался архитектор Василий Стасов, который сумел воссоздать проект Растрелли, правда, с некоторыми изменениями.

За время своего существования лестница сменила несколько названий: Парадная, Посольская и, наконец, Иорданская. Последнее она получила от слова «иордань», что значит прорубь. Царские особы в Крещение спускались по лестнице к Неве, чтобы окунуться.

Николаевский зал.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

За аванзалом следует самый большой парадный зал Зимнего дворца (около 1100 м²). Сюда после смерти Николая I перенесли его большой портрет, поэтому зал стали называть Николаевским. Интерьер помещения после пожара также восстанавливал Василий Стасов.

Просторный белоснежный зал предназначался для официальных приёмов и балов. Строгость и одновременно торжественность помещению придают коринфские колонны с лепниной, мраморная отделка стен и роскошные хрустальные люстры с позолотой конца 19 века.

В 1915 году по указу императорской семьи в зале разместили хирургический лазарет для тяжелораненых солдат.

Малахитовая гостиная.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Была парадной приёмной императрицы Александры Фёдоровны (жены Николая I), в которой она устраивала семейные празднества и принимала придворных дам. Именно в этой комнате заседало Временное правительство в 1917 году, когда большевики штурмовали Зимний дворец.

Военная галерея 1812 года.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Была основана в 1826 году в честь победы над Наполеоном, а также военных походов 1813 и 1814 годов. Торжественное открытие приурочили к знаменательной дате - 25 декабря (день, когда французские войска были изгнаны из России). После праздничной службы в церкви Зимнего дворца галерею освятили, а мимо портретов знаменитых военачальников торжественным маршем прошли солдаты пехоты и кавалерии.

Гербовый зал Зимнего дворца.

Семья Растрелли Общество, Российская империя, История России, Памятник, История города, Длиннопост

Парадное помещение, площадь которого - 1 000 м2. Здесь проводились балы и приемы, а также прощания с умершими императорами.