Семья Барзани: Мустафа Барзани или «Спасибо деду за попытку» по-курдски
Автор: Кирилл Белоконь.
Веками гнули до земли
Твоё измученное тело,
Но душу курда не смогли –
Она, смеясь, вперёд летела.
Народ великий, гордый, славный
Твой дух мятежный не сломить,
И образ мыслей своенравный,
Не умирая, будет жить.
Уже на протяжении доброй сотни лет один ближневосточный, крупнейший по численности народ без государства, называемый курдами, сражается за свою свободу, право на самоопределение или даже на право говорить на родном языке. Живущие на территориях Ирана, Ирака, Сирии и Турции курды долгие годы терпели лишения и невзгоды, лелея мечту о независимом и великом Курдистане, «Стране курдов», часто сражаясь на грани своих сил. Этот народ дал мир за всю свою трудную историю немало поэтов, учёных, политиков и военных деятелей. Но самой известной курдской фамилией, несомненно, является Барзани, легендарное семейство борцов за свободу. В этом цикле рассказов мы поговорим об этой династии курдских лидеров поподробнее и начнём с самого известного её представителя, имя которому — Мустафа Барзани.
Курдские певцы желают вам приятного чтения.
Мустафа Барзани родился в семье руководителя вождя курдского племени Барзан, располагающегося в одноимённом посёлке в 1903 году (Барзан из рода Барзани, живущий в Барзане, спасибо, дорогая судьба). Сама семья происходила от шейха ордена мистиков Накшбанди, за что пользовалась почётом и уважением среди курдов. Его отец вскоре умер после рождения Мустафы, а воспитанием молодого Барзани занялись его братья Абдель-Салям и Ахмед. Примечательно то, что Ахмед Барзани уже показал себя как волевой лидер и утвердил господство Барзан над другими курдскими племенами. С самого начала жизнь Мустафы была пропитана ощущением несправедливости отношения к курдам (сказался арест семьи Барзани турками), отчего, едва закончив учиться в медресе одним из лучших учеников, молодой Барзани готовился вернуться на родную землю. Этот шанс выпал Мустафе в 16 лет, ведь его брат, шейх Ахмед, отправил его во главе отряда соплеменников на битву против англичан в целях поддержки Махмуда Барзанджи, в будущем ставшего королём Курдистана на 2 года и продолжавшим борьбу до 1931 года, даже потеряв территории собственного королевства.
Молодой Мустафа Барзани в годы поддержки Махмуда Барзанджи, 30ые годы XX века.
Мустафа сражался бок о бок с курдскими племенами до самой их сдачи по приказу Махмуда, и пока не пришли известия о том, что его родной брат Ахмед поднял восстания в Барзане. В этих боях возле родных селений проявился талант полководца молодого Мустафы, который разгромил несколько иракских батальонах при помощи вверенных ему войск. Но племенное ополчение ничего не смогло сделать совместным англо-иракским силами, а потому, в 1932 году, восстание было окончательно подавлено, а семья Барзани сбежала в Турцию, где новое иракское правительство предложило им амнистию. Но вместо полного освобождения братьев Ахмеда и Мустафу сослали в Сулейманию, небольшой город на востоке Ирака, где они находились вплоть до 1943 года.
Иракское полевое орудие во время Барзанского восстания 1931-1932 годов. Тактики вроде массированных обстрелов курдской территории очень пригодились иракцам в будущем (где-то там улыбается господин Хусейн).
Мехабадская республика, начало самостоятельного пути Мустафы Барзани
Наступил 1941 год, англо-советские войска начали совместную оккупацию Ирана в рамках операции «Согласие», что сулило большие перемены в жизни этого государства. К 1943 году Мустафа Барзани окончательно возмужавший и готовый сражаться, начал готовиться к отправке в Иран, в этом ему помогли националисты организации «Хива» и, что самое интересное, сын того самого несостоявшегося курдского короля Махмуда, желавшего как-то помочь молодому племенному вождю (к тому моменту успешно вытеснявшего родного брата со всех руководящих постов). Прибытие в советскую зону оккупации привело Мустафу к знакомству с местной племенной знатью и осознанию того, что очень многие процессы в обществе курдов весьма архаичны, но очень крепки в сознании самих людей, веками живших с теми же традициями. Всё же, в 1946 году, при поддержке советских войск, в городе Мехабад, сразу после появления на территории Ирана Народной Республики Азербайджан (НРА), было объявлено о создании курдской республики. Тогда же Мустафа нашёл общий язык с местной племенной знатью, что было ознаменовано получением поста президента молодой республики Кази Мухаммедом, представителем мехабадской элиты и потомственным исламским судьёй. В этом правительстве наш герой стал министром обороны.
Кази Мухаммед и Мустафа Барзани в годы Мехабадской республики.
Разумеется, становление республики не могло быть без реформ, но по причине главенства племенной верхушки и слабости правительства никакие социально-экономические преобразования не оказались возможны. Да и вообще племенные вожди были готовы спасти рядового шаха начать переговоры с иранским правительством и оставить мысли о республике. Но культурные реформы Мехабада были действительно грандиозными в масштабах целого курдского народа: были созданы многочисленные курдские школы, произведена была модернизация курдского языка, курдские поэты имели право читать стихи на их родном языке, была создана типография единственной в Мехабаде и довольно молодой партии ДПК (Демократическая партия Курдистана).
Карта самого Мехабада и НРА.
Мехабадская армия же под руководством Барзани продолжала удивлять иранцев способностью не только грозить кулаками в сторону дворца шаха, но и обороняться, ведь наспех сформированная из барзанцев и местных племенных воинов армия сумела отразить иранское наступление и даже планировала собственный прорыв, но всё же Мустафа вместе с Кази осознавали тяжесть своего положения и предлагали иранскому правительству признать автономию внутри Ирана, на что почти было дано согласие, но всё же договорённость не увенчалась успехом из-за сопротивления иранских властей. Затем у курдских войск был обнаружен дебафф «Слив союзников», суть которого заключалась в том, что курдские войска сопротивления в самый важный момент покидали сильные союзники. Так и случилось в 1946 году, когда советская армия покинула территорию Ирана. Без поддержки извне Мехабад был обречён, все это прекрасно осознавали, а потому Мустафа вместе со своими офицерами и племенем вновь был вынужден отступить, из руководства остался лишь Кази, казнённый за измену иранскими властями. Маленький огонёк республики курдов в Иране очень быстро потух, но всё же он разбудил то, что очень долго дремало: осознание того, что курды могут бороться за собственную свободу.
Флаг Мехабадской республики, ставший прообразом флага Иракского Курдистана.
Наш герой, Мустафа Барзани, снова ушёл в странствия со своим племенем, но уже как признанный лидер курдского народа, человек-легенда.
Возвращение в Ирак и предпосылки нового восстания
Мустафа Барзани после долгих лет жизни и обучения в военных академиях СССР вернулся в Ирак, но уже не как преступник, а как национальный герой, борец с империализмом и полулегендарный вождь.
Несмотря на первоначально хорошие отношения между новым, республиканским правительством Ирака и курдами, Абдель Керим отказывался даже рассматривать вариант автономии Курдистана, что вызвало гнев курдской общины и нашего героя.
Но и этого Ираку было мало. Начались культурные изменения и запреты на курдское наследие. Например, выращиваемая на севере Ирака «Курдская пшеница» стала «Северной пшеницей». Мелочь, а неприятно.
Ранние отряды Пешмерга (курдских полурегулярных военных частей) Барзани в Ираке.
Внутри политбюро Демократической партии Курдистана разгорелись споры по поводу нового восстания, ведь неудачные аграрные и финансовые реформы иракского правительства лишь подливали масла в огонь, делая конфликт всё более вероятным. Барзани же считал восстание совершенно неготовым и ратовал против вооружённого выступления, но события можно было лишь сдержать, не остановить.
Сентябрьское восстание. Их звёздный час
В сентябре 1961 года из-за многочисленных волнений на территории северного Ирака президент Касем вводит войска и начинает бомбардировку городов, приводя в негодование курдских жителей. Восстание началось, ничего уже не изменить, но неопытные отряды ДПК очень быстро оказываются разбиты иракскими регулярными частями. Мустафа Барзани же начинает договариваться с СССР о поставках вооружения, добившись успеха. Теперь курды начинают вооружаться при помощи своих новых союзников за рубежом. Быстро увеличив свой отряд с одной тысячи до 5 за счёт курдских племён наш герой, чьё восстание уже казалось подавленным, сумел разгромить 250 тыщ отборных солдат Ирака 3 иракских батальона, а затем, развив наступление, окружает 12 тысяч иракских бойцов, ознаменовав тем самым начало нового восстания и установление контроля над северным Ираком.
Курдские войска на марше.
Ирак же в случае любого своего поражения переживает очередной военный переворот. После такого катастрофы в северном Ираке к власти приходит панарабская партия Баас, которая находилась в тесном контакте с Барзани, обещая тому автономию Курдистана в случае успеха переворота. Но обещания оказались не выполнены, ведь новое правительство предлагало лишь самоуправление во всех провинциях, а не автономию Курдистану. Иракские войска продолжили наступление и начали громить отряды курдов и даже попытались взять Барзан, родину Мустафы. Но наш герой, собрав в кулак абсолютно все свои войска, сумел остановить иракское наступление и спасти малую родину. Тогда же командиры Пешмерга сменили тактику, сделав упор на партизанскую тактику. Итогом стало то, что иракская армия, занимая какой-либо город, оставалась без снабжения по земле из-за захваченных курдскими партизанами дорог. Такие неудачи стоили баасистам популярности и власти, а Барзани, военный лидер восстания, сумел пересоздать Пешмерга из полувоенного племенного ополчения в армию регулярного образца, опытную и хорошо вооружённую (по курдским меркам, само собой).
Мустафа Барзани как хорошее вино: с возрастом становится только лучше.
Новый переворот в Ираке под руководством Абдул Салам Арефа дал Барзани возможность подписать перемирие с иракскими войсками, так как было вполне ясно, что курдские войска уже находились на грани, нужна была перегруппировка. В перемирии не было ни слова про автономию, что дало возможность Политбюро ДПК, которое и так недолюбливало Мустафу из-за его связей с племенной элитой и отказом от левой риторики, обвинить Барзани в предательстве, но тот, как самый настоящий сторонник демократии, созвал экстренный съезд и исключил «фракцию Политбюро» из ДПК, фактически устранив силой всех своих конкурентов внутри курдского народа и сослав их в Иран (ironic).
Никогда не стойте между человеком и курдской автономией.
Иракское правительство снова пошло на переговоры и предложило Мустафе и улучшенный вариант мирного договора с децентрализацией Ирака и курдским языком в качестве одного из официальных. Барзани согласился, как и иракский премьер-министр, но последний был отправлен в отставку и заменён сторонником жёстких мир, перемирие вскоре было нарушено.
Более современные Пешмерга после реорганизации Мустафой Барзани.
Попытки предложить новый мирный договор на тех же условиях оказались неудачны, Барзани теперь считал автономию единственным вариантом урегулирования конфликта, к этом склонялись и в Багдаде. Молодой политик, руководитель иракских спецслужб и баасист Саддам Хусейн был одним из тех, кто ясно это осознавал, вопрос был лишь в границах автономии. После напряжённых переговоров, курды и иракцы согласились на договор в 1969, который предусматривал предоставление автономии на основе переписи населения, а Пешмерга должна была быть реорганизована в приграничные иракские войска (ближневосточные курды-казаки).
Мустафа Барзани и Саддам Хусейн.
Договор был крайне тепло принят во всём Ираке: курды праздновали свою первую крупную победу за долгие годы, иракцы праздновали окончание долгой и тяжёлой войны, но радость была недолгой, ровно как и затишье. Сменились союзники: курдов перестал поддерживать Советский Союз и стали поддерживать США, Израиль и, что самое важное, Иран. Ирак же стал союзником СССР.
В 1974 году Ирак выпустил закон об автономии, который оказался невероятно урезанной версией договора пятилетней давности, лишавший курдскую автономию всяческой самостоятельности. Это был удар для курдской гордости, заметно возросшей за 70 лет (ровно, как и Барзани). Война стала самой жестокой за все курдские выступления в XX веке, ведь Саддам Хусейн усилил иракскую армию новой бронетехникой, а шах Ирана же предоставлял курдам новые ракетные установки, в то время как сумрачный израильский гений обучил Пешмерга. Первоначально иракские войска сумели вклиниться на территории Барзани на 100 километров вперёд, но их стали окружать партизанские и не очень части, курды планировали новое наступление, но дебафф Мустафы снова прокнул.
Шах Ирана Реза Пехлеви, главный спонсор курдской гордости.
Крах восстания, эмиграция и смерть
Шах Ирана Реза Пехлеви и президент Ирака Саддам Хусейн подписали договор о пересмотре границ Ирака и Ирана в пользу последнего в обмен на отказ спонсировать курдские вооружённые формирования. Союзники в очередной раз отвернулись от свободолюбивого Барзани, сделав его лёгкой мишенью. Без иранской поддержки курды не смогли противопоставить современной иракской армии. Восстание, которое длилось 14 лет, закончилось полным разгромом курдов. Мустафа Барзани уехал на лечение в США, когда у него обнаружили рак, за ним последовала и его семья. Поражение и предательство сильно подкосили легендарного курдского лидера, его власть в ДПК держалась лишь на его былых заслугах, а последней проблемой для него в жизни была возможность распада партии из-за вражды его детей, Идриса и Масуда, которые приходились друг другу единокровными братьями. В итоге, так и не вернувшись на родину из Штатов, Мустафа Барзани, с 16 лет сражавшийся за мечту о Курдистане, 1 марта 1975 года скончался от рака в Вашингтоне.
Смерть Барзани стала настоящим ударом для курдского сообщества, но он остался почитаемым героем и идеалом борца за свободу, человека высоких моральных качеств.
Мустафа Барзани (справа) и его сын Масуд в США.
Ну, а о том, что случилось дальше с великой курдской идеей и о том, что произошло с ДПК, можно будет прочесть в следующей части этого цикла статей.
Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_171247
Автор: Кирилл Белоконь.Наш Архив публикаций за лето 2020
А вот тут вы можете покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)
Лига историков
18.3K постов54K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения