Сашка (на холме)

Посвящается
моему другу Александру К. ,
с огромной благодарностью
от Ксении.

Стою тут, на вершине холма, на краю деревни, в которой жил мой добрый друг Сашка. Наверное, он не раз бывал в этом месте, вид тут потрясающий...
Река делает крутой изгиб и уходит за рощу березок. Домики раскинулись яркими крышами. А еще левее пестреет поле подсолнуха. Красотища...
И тут память разворачивает меня далеко назад в мою беспечную молодость и беззаботную студенческую жизнь.
Мне нравилось учиться в медицинском колледже, было в этом что-то благородное и сильное. Фельдшера или скоропомощники - так шутковато мы называли себя. Наши молодые умы и понятия не имели, что же скрывается за буднями людей в белых халатах. А пока мы, студенты, наслаждались учебой, дружбой и молодостью. Грызли гранит науки и конечно же любили, жизнь наша бежала своим чередом. Лекции, практика, сессии, рефераты, экзамены...
И вот в этой весёлой молодой жизни появился у меня друг - Сашка. Сдружил нас забавный случай. Я тогда впервые обратила на него свое внимание. Улыбчивый парень, со вздернутым носом, добродушной улыбкой и распахнутыми на этот мир глазами.  У него была смешная особенность вживаться в историю, которую он рассказывает, да так виртуозно...
-Актер - смеялась я.
- Тебе в театр надо, а не в медицину.
Мы ехали в маршрутке с учебы дружной компанией и Сашка принялся рассказывать в привычной ему манере, какое-то кино. Размахивая руками, изображая на лице то удивление, то страх, то тревожную озадаченность. Поняв, что он завладел вниманием не только нас, но и всей маршрутки, он так разошелся в своем рассказе и жестикуляциях, что ненароком шлепнул по голове лысого мужчину, который наклонился,чтобы найти упавшую сдачу. Шлепок вышел от души, громкий неожиданный. Водрузилась тишина... Сашка замер, покраснел, как помидор и сказал извините. Маршрутка взорвалась диким хохотом. Смеялись все, даже тот попавший под удар мужчина, а Сашка сконфуженно улыбался и отворачивался, пытаясь спрятать пунцовый румянец.
Ему еще долго вспоминали эту историю и он не так ярко, но краснел.
Сашка был стеснительным, но с огромным сердцем. Любил животных, подкармливал кошек и собак. Именно от него ко мне перешла хорошая привычка - откладывать хлеб для голубей. Помню его эти слова: " Гулек надо покормить" и он осторожно разворачивал целофановый пакет и неспеша крошил хлеб для птиц.
Отца у Сашки не было, и может быть поэтому, он был какой-то не по годам рассудительный и даже взрослый, лучше и не скажешь - настоящий мужчина. Была у него мама и сестренка. О которых он часто рассказывал и заботился. Мы уже не удивлялись, что он крестился перед едой. Всегда помогал девочкам с их просьбами, был вежлив и осторожен.
А девочки наши души в нём не чаяли, не обделяли вниманием и даже нарошисто старались понравиться.
Как-то раз над ним неловко подшутила Маша - наша староста. В разговоре прощупав, что у Сашки еще не было девушки, она колкими словами вогнала его в такую краску, что Сашка просто побагровел. И все начали хихикать вокруг, а он уже видно вот-вот  был готов провалиться сквозь землю. И вот в таком состоянии, его слабого и беспомощного, не умеющего ответить на глупые шутки девочек, застала я.
Точно и не помню, какие мои слова перебили весь этот некрасивый женский базар, но то, что все угомонились и Сашка, наконец, вздохнув спокойно, посмотрел на меня с благодарностью, хорошо помню.
А потом мы с ним подружились уже серьезно. Он учил меня играть в настольный тенис на физ-ре. Дрынькал что-то на гитаре. Рассказывал про успехи в футболе и боксе, делился рецептом супа с сыром и грибами. Мы вместе готовились к экзаменам и с нетерпением ждали практику в областной больнице. Много прошли.
И я замечала, что мой новый друг смотрит на меня с восхищением. Не с какой-то влюбленностью, а именно с восхищением. Мы видели друг в друге достойных людей, близких по духу и наслаждались временем вместе.
Потом была практика на скорой, госы, экзамены, выпускной... И везде меня приследовала его детско-взрослая улыбка с яркими синими глазами.
Как мы попали вместе на одну подстанцию, я уже и помню, несговариваясь совершенно. На вторую неделю моей работы, выпала наша дружеская встреча. Как и всегда радостно удивившись, мы осознали, что продолжаем теперь и работать вместе, правда в разных бригадах.
И тем не менее, когда наши графики работ совпадали мы частенько пересекались и перекидывались то,  интересным случаем на работе, а то и  просто фразой "как дела?".
И всегда это был маленький праздник, встреча друзей...
В том обычном разговоре в осеннее утро, он вдруг ляпнул такую глупость.
- Знаешь... - на распев и как-то вдумчиво вдруг сказал он мне.
- Я бы за тебя жизнь отдал.
Фраза так мне не понравилась, что я недовольно стукнула его по лбу газетой.
- Вот герой нашелся! - и мы оба рассмеялись.

В тот день, я была на дежурстве. Первые заморозки. Ледок на улице. Я выскочила в ларек за пирожками и как-то неудачно растянулась на ступеньках.
Возвращалась уже хромая. А тут смотрю моя бригада засобирались на вызов.
В коридоре меня встретил Сашка.
- От ё-маё, горюшко, а не девушка! - заключил он.
- Горюшко, как ты теперь работать-то будешь?
Я пожала плечами и вручила ему пакет с пирожками, но он его не взял.
- Так, Ксюх, заваривай чай. Я с твоими доеду погляжу чего- почем. А потом и чай попьем и ногу полечим.
С Сашей было спорить бесполезно и я согласно кивнула. Он накинул куртку и побежал к моей машине.
На вызов уходит не так уж много времени, но его все не было и не было... Чай давно остыл. Я включила телевизор и щелкала каналы. Я не совсем поняла в какой момент обычные звуки с первого этажа вдруг изменились и превратились в топот ног и взволнованные голоса. Нога моя прилично отекла, но я все же заковыляла вниз.
Людской гул усилился и я почуяла что- то неладное. Из обрывков слов стало ясно, что речь идет о моей бригаде.
На вопрос, что же случилось, все как-то резко замолчали, а потом кто-то с дрожью в голосе сказал:
- Саши больше нет.
В тот момент мне показалось весь мир вздрогнул и остановился.
- Как нет? - непоняла я.
И вдруг в глазах моих аж потемнело.
Потом пошла суета. Кто-то наливал мне воды, кто-то подхватив под руки сажал в кресло. А я просто ревела.
- Как нет?! Как? Саша, Саша!!!

Вскоре меня пригласили на похороны.
Утро было черно-белое. Холодное.
Я впервые была у него дома. Маленький домик за городом. В доме прибрано, много икон, лампадки. Я долго стояла и не могла сделать шаг вперед, подойти к нему. Только и смотрела на страшную красную ткань, и она меня все сильнее пугала. На дворе готовили место, чтоб вынести Сашу и попрощаться с ним всем. Была суета какая-то, на отпевание я не успела и очень корила себя за это. В какой-то момент мы остались одни.
Я и заснувший навсегда Сашка, мой друг. Я подошла ближе. И тут мне вспомнились его те, пророческие, дурацкие слова " я бы за тебя жизнь отдал..." - так оно и вышло...
- Саша... - только и вырвалось у меня. Слезы побежали по щекам. В груди моей всё рвалось на части. Казалось, это все страшный сон, который никогда не кончится.
Он лежал так, словно спал, но не мог проснуться. Я сама, не понимая себя, сжала его холодную руку и наклонилась к лицу.
Мои слезы капали на его грудь.
- Спасибо - только и смогла сказать я и не понимая до конца, что же я делаю, вдруг неожиданно для себя самой поцеловала его в губы.
Потом вздрогнув и испугавшись какого- то шума за спиной, резко отвернулась.
Похороны прошли, как в тумане. Я ничего уже не видела из-за слез и донявшей боли. Она изгладала меня окончательно. Чувство несправедливости и горечи, от всего, что происходило в тот день, овладело мной. Он ушел вместо меня на вызов. Страшные мысли звенели в моей голове. Какие-то бесконечные вопросы в пустоту, без ответов...
А потом, я только и повторяла:
- Спасибо. Спасибо... Саша.
Я просто не знала, что ещё ему сказать.

Холм на котором я стою, наверное, был любим Сашкой. Мне почему-то так кажется. Я представляю, как он стоял тут, и с улыбкой, смотрел на речку в которой скорее всего купался, на рощу в которой гулял. На кусок асфальтированной дороги по которой уезжал в город на учебу, пока ему не дали общежитие.
Смотрю на все это и кажется, как будто он и сам сейчас рядом и хочет, но не может сказать свой веселый звонкий  "привет".

Сашка (на холме) Дружба, Любовь, Доброта, Помощь, Воспоминания, Длиннопост