Самодельный стратостат. Часть 2б

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Ок, в части "А" мы подготовились (не без неудач) к новому запуску нашего самопального стратостата из собачей шерсти и слёз. Улетел не тот, что мы хотели, но какой-то улетел. Настало время его запустить и посмотреть, что из этого получилось. Поехали!


Запуск


Вы, наверное, обратили внимание на закуп перчаток и материала для тента? Рассказываю :)

Сначала про перчатки. Начитавшись инструкции к шарам, мы обнаружили, что, во избежание повреждения оболочки, рекомендуется не прикасаться к шару голыми руками — жир может негативно сказаться на характеристиках латекса. Там же рекомендуется использовать х/б перчатки. Ну ок, взяли перчатки.


Тент. Помните видео крушения Vostok-2? Чтобы снизить нагрузку на горловину во время надува шара, было принято решение поднадуть шар под тентом, а потом уже фиксировать его положение исключительно тентом, не держать за горловину. Как-то так:

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Так и сделали, но… вы помните видео крушения Vostok-3a? :) Честно говоря, еще когда я увидел этот тент, закрались в мою голову сомнения насчет целесообразности и его и перчаток. Ну какие перчатки, если у нас тент из мешковины с гвоздями? Сие сомнение было озвучено, но демократия страшная сила и мой голос был отклонен — все в перчатках, кроме шара. Шар в тенте. Крушение конечно произошло не по причине грубого материала тента или каких-то не тех перчаток, но результат вы видели:

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Перейдем к хорошим новостям. Потеряв L-800, мы вспомнили про запасной L-300. За пару минут перемонтировали нагрузку к нему, закачали остатки гелия (а это было чуть меньше нужного количества) и отпустили, не питая особых надежд. Но он взлетел плавно и ровно!

Vostok-3b успешно стартовал и, по опыту первого запуска, мы собрались и двинули домой. Искать нам его предстояло минимум на следующий день, а то и на следующей неделе (все же по будням люди заняты на работах).

Поиск и спасение


И ехали мы примерно час (а до дома оставалось еще 3), пока поисковый трекер не прислал мне сообщение что он остановился… Проведя форум прямо там, на обочине, мы решили: не ну а чо? Время еще не позднее, до места падения ехать полтора часа, упал он, похоже, рядом с какой-то дорогой — поехали, быстро цапнем и домой разбираться? Разумеется мы поехали. Ехали час и трекер прислал — я двигаюсь!

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Нуштош, время еще не позднее, постоим, подождем. На этот раз ждали не долго — он снова прислал Movement Stop.

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

В этот раз подальше от трасс, но спутниковые снимки показывали наличие деревни неподалеку. Это обнадеживало. От нее какая-то сотня метров то ли по лесу, то ли по полю — там не ясно, но мы выдвинулись… Приехав на место уже в сумерках, мы выгрузились в месте, где дорога терялась, взяли снарягу и двинули пешком. Проплутав часик, стемнело окончательно, а перед нами маячила нехорошего вида лесополоса. Знаете, именно в этот момент я взял со всех обещание — больше никогда не пытаться искать зонд в день запуска. Это мертвая затея, поверьте. Запустили и езжайте домой отдыхать. Ничего с ним не будет, полежит недельку, другую — не испортится! Мы вернулись к машине и поехали домой. А зонд… Опять прислал движение...

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Но мы уже летели домой, строить планы на поиск и спасение через неделю. Среди планов на полном серьезе рассматривалась возможность поднять этот зонд квадрокоптером и принести нам. Я даже проводил дома испытания грузоподъемности Mavic Mini 2, но он осилил только 750г. Ок, эта идея отпала.


Окончательная точка падения была в 8км от того места, где мы плутали в день запуска. Местность, судя по всему, совершенно безлюдная, так что только если медведи унесут. А их мы потом тоже найдем, так что все ок.

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Итак, давайте осмотримся, что там, в этих координатах? Зонд лежит на берегу реки "Смердомка", ближайший райцентр — Смердомский. А ехать нам в пятницу 13го. Так себе знаки… Но желание получить данные с зонда сделало всех участников команды несуеверными, так что начали строить варианты подхода/подплыва/подлета к точке.


Главный конструктор полезной нагрузки выдвинул предложение: раз зонд на берегу речки — надо идти по речке. Сопротивляться никто не стал. Во-первых: он особо никого и не спрашивал, а во-вторых: ну было интересно на лодке покататься, чего уж там :)


Хорошо, вы уже видели в бухгалтерии расходы на аренду лодки с мотором — вот она. Проблема оказалась в другом — подобраться к этой речке с лодкой не так-то просто. Лодка с мотором весит прилично, а речка подходит к дороге в местах, расположенным довольно далеко от зонда. Значит если придется оттуда плыть — плыть придется далеко и долго. Мы накидали 3 маршрута.

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Start-1: доезжаем до поселка Смердомский, там спускаемся на воду и примерно 15км идем на лодке по реке. 15км это очень много для нас, но из плюсов — хороший подъезд к речке на машине (не надо тащить лодку с мотором на руках).


Start-2: доезжаем до поселка Турандино, оттуда… а оттуда не понятно. На каких-то картах там есть водные пути, на каких-то болота, на каких-то тропы. В общем — не ясно. Но по речке идти сильно меньше.


Start-3: Доезжаем до Пучнино (по официальной переписи там проживало 8 человек несколько лет назад. Сейчас — неизвестно). Дальше дорога до реки становится просекой. При хорошей погоде просека должна быть проходимой для обычного седана. По реке идти всего 3.3км


Я считаю, что человек развивался сотни тысяч лет не для того чтобы страдать, так что мы выбрали самую простую (как нам тогда казалось) точку старта — точку №3 (между собой мы называли ее "северная").


День первый


Просека оказалась… лесовозной дорогой, созданной лесовозами для лесовозов. Отнюдь не для нашего авто. Тем не менее мы решили рискнуть и проехать по ней, тем более, что большие грязевые колдобины виднелись только в начале, далее шла приемлемая дорога. По странному стечению обстоятельств у меня не сохранилось ни фото, ни видео с демонстрацией этой местности (это мы потом спросим с нашего оператора), так что просто поверьте — она непроходима для легковых авто. Мы даже катались там по соседним полям в надежде найти объезд, несколько раз увязли в грязи, но все тщетно. В итоге мы пропрыгали примерно километр, полтора по лесовозной, еще немного проехали по относительно ровной поверхности и уперлись в совсем плохое покрытие. С этого момента всем стало ясно — дальше мы точно не поедем. Доставать нас оттуда будет некому в случае чего.


Вернулись обратно и поехали на точку №1. Она же — восточная. От нее долго по реке, но, зато нормальный подъезд прямо к берегу. Ну не зря же мы лодку с мотором перли?

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Мы так увлеклись идеей покататься на лодке, что даже не обратили внимания на саму речку. А это оказалась "речка Шредингера" — она вроде и есть, но ее вроде и нет.

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат
Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Сильно позже мы узнали, что более-менее судоходной она, в лучшем случае, становится только весной. А в августе ее средняя глубина — полметра. Средняя. Да, это создает проблем для мотора, но у нас были и весла. А спустя метров 10-15 мы нашли проблему и для весел — пороги. Да, речушка оказалась очень порожистой, камни выступали над поверхностью воды. Это означало, что лодку придется через них перетаскивать. Дальше было 2 новости: хорошая и плохая. Хорошая: у нас был вот этот парень:

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Он мог тащить лодку. Плохая новость — телепузы (сапоги по грудь) были только у него. Значит лодку ему предстояло тащить вместе с нами. На энтузиазме он проделывал это пару часов, но силы его заканчивались (а нам было нормально). Начали появляться предложения вернуться обратно, потому что мы прошли от силы всего метров 200, а предстояло пройти 15км. В пользу этого предложения послужил еще и тот факт, что с такой средней скоростью продвижения мы доберемся до точки как раз к весне, а там уже сможем пересесть на мотор.

Ок, развернули лодку и пошли обратно. На обратном пути утопили GoPro, которую использовали для съемок этой экспедиции. Честно говоря, никому ее жалко не было, жалко было потерять материалы с нее. Но ребята вознамерились отомстить этой речке за камеру и вернуться за ней с:

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

… металлоискателем. Это было в другой день и без меня, но:

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Они ее нашли!

И небольшое отступление по материалам. Примерно в середине экспедиции, мне стало лень отписывать родственникам\друзьям как идут дела (там где появялалсь связь, но в 90% местности, где мы обитали — связи не было совсем! ни у кого!) и я решил записать селфи-видео с коротким рассказом: как прошла та или иная вылазка. Это неплохо развеселило ребят и мы решили и дальше так делать. В итоге у нас накопилось некоторое количество видеоматериала с поисков в формате репортажа-отчета. Но. У него нет начала и не установлен контекст (начал снимать то я практически с середины). Так что у меня это все хранится в виде набора разрозненных записей. Возможно, чуть позже, я смонтирую что-то из этого и досниму недостающий контекст, но пока я буду оставлять ссылки на отдельные видео — кто хочет смотрите, кто не хочет — игнорируйте :)

На точку №2 (западную) никто особо ехать не хотел. Мы уже и так потратили много времени и сил на выяснения окружения точек №1 и №3, так что было принято решение попытать еще раз удачу на северной точке. Но теперь уже без машины. Напомню — подъезд к реке нам нужен был, чтобы не тащить на себе лодку с мотором. Теперь мы знали — никакой ложки речки нет! В худшем случае — снимаем обувь и переходим вброд. Такая идея понравилась всем, даже лодочному фанату.


Приехав к началу лесовозной дороги, мы сгрузились, взяли кому что надо и пошли — нас ожидали 5км пешего пути до речки. Прошли мы их довольно бодро, а в конце нас ждал сюрприз — через речку был мост. Ну как мост… бетонная плита. Но она работала как отличный мост. Это укрепило нашу мысль о том, что лодка в этом путешествии была лишней, так как этот "мост" — непреодолимая преграда для нашей лодки. Ладно, нет смысла сожалеть — мы только на середине пути и надо двигаться дальше. А дальше… дорога, даже лесовозная, закончилась. Совсем. Там было поле высокой травы (под 2 метра высотой), местами примятой под колею. Но колея эта точно оставлена не автомобилями. Мы предположили, что это могли быть охотники на вездеходах, тем более, что по пути мы видели несколько лабазов (специальные охотничьи укрепления, к которым загоняется зверь и оттуда по нему ведется огонь). Поле это то и дело пересекал бурелом, лес, овраги и т.п. В общем — недружелюбная среда. Еще эти лабазы… И в такой обстановке нам предстояло еще 5км пути. Время было вечернее. Посовещавшись, мы решили — никто не пойдет в этот лес/поле ночью. Даже если мы к полуночи придем на точку — надо будет еще дойти обратно. Слишком опасно. Но план — пробраться именно здесь, этой дорогой — выглядел хорошо. Так что мы решили заночевать неподалеку. Километрах в 20 проходило шоссе, а где шоссе — там и мотели. План "А" на этот счет был таким: едем ночуем в мотель, утром, пораньше, выдвигаемся на северную точку и снова: 5км по лесовозной + 5км по буреломам. На этом закончился наш первый день спасения Vostok-3b.


И вот короткое видео, где я рассказываю все то же самое:

День второй


Переночевав в сомнительного вида мотеле (где, к тому же, ночью у нас в номере прорвало трубу канализации), мы поднялись в 6 утра, в 7 позавтракали и выдвинулись на северную точку. План был надежный, как швейцарские часы — просто идем всю дорогу пешком, берем зонд и так же уходим. Ну что тут может сломаться?! Мы же полетали там на коптере и увидели вполне проходимое поле! Ну вот примерно такое:

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Наш план на начало второго дня:

Кадр из видео с квадрокоптера. Согласитесь — вполне нормально. Оказалось, что нет… Начиная от моста шла вездеходная колея, по которой мы и пошли. Вне колеи эта трава была высотой под 2 метра и она никому не нравилась по двум причинам. Во-первых: змеи. Во-вторых: кабаны. И те и те любят понежиться в травке, а, из-за ее размеров, видимость наша практически нулевая. Мы против убийства животных ради развлечений, но ружье у нас с собой было. Не от змей, конечно, от змей у нас были резиновые сапоги. Проблема заключалась в том, что кабаны спят в траве стаями. А в такой высокой траве увидеть их заблаговременно не получится. В итоге, любая встреча с ними была бы для нас неприятной неожиданностью.


В этот момент, вспомнив Биара Гриллза, в нашем отряде появилась почетная должность отпугивателя "медведей". Мы не знали наверняка — есть они там или нет, но проверять не хотелось. Заключалась эта функция в следующем: были найдены и вручены одному из членов отряда две металлические склянки. Ими он должен был бить друг о друга всю дорогу, оповещая весь лес — мы идем. Как минимум это поднимало нам всем настроение. Не знаю, сработало это против медведей или нет, но медведей мы по пути не видели.


Итак, мы упорно топали по колее, пока не закончилась и она. А до места приземления еще оставалось километра полтора. Мы просто уперлись в сплошную стену 2х-метровой травы (потенциально с полчищами кабанов внутри). Как я уже говорил: ружье у нас с собой, но никто из нас не Рэмбо — одно дело если ты видишь угрозу и можешь приготовиться, другое дело, когда она возникает неожиданно. Это означало только одно — надо возвращаться и пробовать последнюю точку захода "западную". И уже в который раз мы вернулись по знакомой дороге к машине, загрузились и, сильно потеряв в энтузиазме, двинули к западной точке.


Видео отчет за этот период:

И вы не поверите :) По пути нам навстречу попался вот этот парень:

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

Про встречу вездехода:

Это не просто вездеход. Это — решение абсолютно всех наших проблем! Я долго не мог поверить в такую удачу. Никто не мог. Но, тем не менее, за скромную плату мы арендовали это устройство вместе с водителем и двинулись снова на северную точку. На этот раз ни трава, ни овраги с человеческий рост, ни кабаны — не являлись для нас проблемой.


Пара видео с демонстрацией его возможностей:

Мы даже подумывали этот вездеход прямо там и купить, учитывая что его стоимость нас приятно удивила (по сравнению с Питерскими ценами), но хозяин сказал, что ему нужнее. Нуштош...


Думаю уже стало ясно, что до зонда мы добрались легко и без проблем, на месте мы распили шампанского на радостях и так же, благополучно, вернулись к машине.

Самодельный стратостат. Часть 2б Своими руками, Стратосфера, Зонд, Длиннопост, Видео, Стратостат

На этом моменте я столкнулся с новым (для себя) ограничением Pikabu - я больше не могу добавлять картинки в пост (лимит 25 блоков на пост). А без них нет смысла постить результаты. Так что Результаты и Выводы ожидайте в части "В".


До скорых встреч и... Fly safe, cmdr!