Садовник Рамакришна
Многие из вас знают, что недалеко от Калькутты стоит замечательный храм, храм Дакшинешвара, и что Шри Рамакришна жил там. Когда его значимость стала ясна всей Бенгалии, многие люди стали ежедневно приходить к нему в гости. Некоторые из них были истинными искателями Бога, а некоторые - любителями достопримечательностей, ищущим удовольствий от прекрасных видов, храмов, садов, Ганги, огромных зданий, растений, цветов и т. д. Однажды, так называемые, культурные юноши из высших классов общества приехали в Дакшинешвар по какому-то поводу. Они оставили повозку возле храма и, наслаждаясь легким бризом, отправились гулять по великолепному саду на берегу Ганги. Потом они подумали о том, что пора бы войти внутрь храма. Тут они увидели человека, стоящего недалеко. Казалось, этот человек ничего не знал о прибытии этих высоких гостей. Он не казался «просвещенным» в их понимании. На нем была только набедренная повязка. Они были уверены, что он является садовником и решили получить цветов из сада. Зачем? Вставить их в петлицы чтобы выглядеть весьма культурными. — Подойди сюда, садовник, — крикнули они властным тоном, и человек подошел к ним. «Сорви цветы там и принеси их нам», — скомандовали они. Садовник сделал это сразу. Он не произнес ни единого слова. Эти «культурные» господа надели их на петлицы и были очень довольны. После того, как они посетили храм, то решили, что хорошо бы увидеть и Парамахамсу, выяснив, где он живёт. Так они дошли до его комнаты. О Боже, садовник, которого они уже встречали, сидит там на небольшой кровати. Они были так ошеломлены, что не могли сделать ни шагу, остановившись в недоумении. Постепенно пришло понимание, что человек, которому они властным голосом приказывали рвать цветы, ни кто иной, как Дживанмукта, проведший годы в интенсивных садханах, осознавший Бога и теперь являющийся Гуру для бесчисленного множества людей. Пораженные стыдом и печалью, они покорно пали ниц перед Богочеловеком и поспешно удалились, не зная, как им поступать. Но спокойное и невозмутимое лицо Бхагавана Шри Рамакришны не изменилось. Казалось, он забыл, что те, кто сейчас распростерлись перед ним, были теми же самыми людьми, которые командовали им несколько минут назад.
Выйдя из храма, они с большим сожалением рассказывали другим о совершенном ими серьёзном грехе. Так и мы узнали об этом случае. Потом мы спросили об этом Шри Рамакришну. Мы сказали: «Когда они отдавали тебе приказы из-за своего заблуждения, разве ты не мог им ответить, что ты саньясин, живущий в храме, а не садовник». Ответ Бхагавана был таким: «Что ты говоришь? Разве я не садовник? Да, я садовник, в саду всего бытия. Не вижу никакой разницы. То, что они мне сказали, совершенно верно».
Это и есть истинное равностное ко всему отношение. Это и есть истинная ПАНДИТЬЯМ (ученость). Это состояние, описано Кришной в Гите как САМАДАРШИТВАМ — видение всего одними глазами. Это состояние видения единства, неразличения, достигаемое истинным гьяни. Именно к этому состоянию неразличения мы должны стремиться, полностью уничтожая наше эго. Без этой честной попытки нет смысла изучать Шастры и пытаться их толковать. Стремитесь применять на практике то, чему научились. Да благословит вас на это Шри Рамакришна.
SWAMI NlRMALANANDA HIS LIFE AND TEACHINGS