Русские пассажиры «Титаника». Кто из подданных Россиискои империи был на борту знаменитого корабля, и кому из них удалось спастись

Русские пассажиры «Титаника». Кто из подданных Россиискои империи был на борту знаменитого корабля, и кому из них удалось спастись Титаник, Кораблекрушение, Русские, Корабль, Длиннопост
Русские пассажиры «Титаника». Кто из подданных Россиискои империи был на борту знаменитого корабля, и кому из них удалось спастись Титаник, Кораблекрушение, Русские, Корабль, Длиннопост
Русские пассажиры «Титаника». Кто из подданных Россиискои империи был на борту знаменитого корабля, и кому из них удалось спастись Титаник, Кораблекрушение, Русские, Корабль, Длиннопост
Русские пассажиры «Титаника». Кто из подданных Россиискои империи был на борту знаменитого корабля, и кому из них удалось спастись Титаник, Кораблекрушение, Русские, Корабль, Длиннопост
Русские пассажиры «Титаника». Кто из подданных Россиискои империи был на борту знаменитого корабля, и кому из них удалось спастись Титаник, Кораблекрушение, Русские, Корабль, Длиннопост

«В трагедии «Титаника» есть русский след! Вы можете представить себе, что капитан лайнера Эдвард Джон Смит имел русские корни?! Это открытие позволит нам по-новому взглянуть на то, что произошло более ста лет назад...» - такой сенсационный заголовок не так давно пестрил на страницах зарубежных СМИ. Это неожиданное открытие приписали некоему исследователю крушения Титаника Сэмюэлю Халперну, который якобы копался в архивах и наткнулся на документы, пролившие свет на происхождения командира корабля. Сенсация тут же разнеслась по всему миру - и в этой трагедии есть русский след! Однако всё оказалось не так просто, как преподнесли журналисты.

Писатель-историк, исследователь трагедии «Титаника» Евгений Несмеянов провёл собственное исследование и нашёл первоисточник этой новости - некий польский сайт, на котором говорилось что дед капитана Смита эмигрировал из Российской империи в 1812 году в Великобританию. Но Евгений Несмеянов сам изучал биографию капитана Смита и считает, что автор сляпанной на польском сайте новости очень далёк от истории. «Даже если предположить, что у командира лайнера кто-то из родственников мигрировал из Российской империи, то он явно не был русским, - объясняет Несмеянов. - Мигрировали в то время меньшинства, русским эмигрировать было нельзя по закону. Это нужно знать из истории. ... Смит был британским капитаном, он учился в Великобритании, он получил британскую подготовку, капитанский диплом ему был выдан в Англии. И он действовал, сообразуясь с навигационными практиками, принятыми в Великобритании. Поэтому это полностью британская история. Русскими корнями тут даже и не пахнет».

Кстати, по словам историка, запущенную новость о русском происхождении Смита опроверг уже и сам американский исследователь Халперн. «Документов о русском происхождении капитана не существует, - утверждает Несмеянов. - Сам Халперн признал, что он не проводил таких исследований. А биография Смита хорошо известна, он сын гончара. Это всё перелопачено неоднократно. И фактов, что капитан - русский, не обнаружено».

ак известно, «Титаник» отправился в свой первый и единственный поход из британского Саутгемптона в Нью-Йорк 10 апреля 1912 года. На его борту находилось более двух тысяч человек. Но только 712 пассажирам удалось пережить его крушение - в ночь с 14 на 15 апреля лайнер столкнулся с айсбергом, раскололся на две части и пошёл ко дну. С тех прошло уже более 110 лет, но трагедия «Титаника» до сих пор остаётся самой громкой морской катастрофой в истории человечества, окутанной тайнами и загадками. Про одни из них пишут книги и снимают фильмы, про другие - известно очень мало. Например, практически забытой спустя столетие остаётся история русского отставного офицера Михаила Жадовского, ценой своей жизни спасшего женщину...

Первые сообщения о гибели «Титаника» стали появляться в русской прессе уже на следующий день после трагедии. Столичные газеты посвящали этому событию целые полосы - было невозможно поверить в то, что идеальный и продуманный до мелочей пароход ушёл ко дну. В газетах сообщали и о том, что при крушении было очень много жертв, среди которых были и соотечественники - сообщения о подданных Российской империи, которые находились на борту «Титаника», то и дело стали появляться в прессе. А данные о них предоставлялись из заграницы.

Для начала нужно отметить, что русскими в глазах европейцев и американцев того времени были все выходцы из Российской империи, включая поляков, прибалтов, финнов... С конца XIX века из Российской империи в поисках лучшей доли в Америку стали перебираться тысячи людей, и особенно большим был поток из западных регионов страны. Среди переселенцев было немало евреев с территорий современных Польши, Украины и Беларуси, уезжавших в Америку из-за притеснений со стороны властей и антисемитов.

Ехали в Америку и те, кого сейчас называют «гастарбайтерами» — люди, не собиравшиеся оставаться там навсегда, но рассчитывавшие на хорошие заработки. Поэтому они вполне могли оказаться среди пассажиров III класса в первом и последнем плавании «Титаника». Вот только списки пассажиров III класса грешат наибольшими неточностями, в связи с чем количество подданных Российской империи, которые могли находиться на борту, разнится — говорится и о 15-ти, и о 50-ти и даже о сотне человек.

Пожалуй, наиболее известным из россиян, имена которых связывают с «Титаником», был Михаил Михайлович Жадовский, сообщения о гибели которого появились в «Петербургской газете» примерно через неделю после крушения «катастрофы. Заметка под заголовком «На «Титанике» погиб русский — Жадовский» рассказывала о том, что это был отставной капитан 4-го стрелкового батальона Императорской фамилии, который принадлежал к дворянам нижегородской губернии и имел много родных среди великосветского общества в Петербурге. А оказался он на «Титанике» не как пассажир, а как работник - незадолго до этого Жадовский был принят на должность главного кассира и отвечал за финансы. Согласно самой распространённой версии, в конце 1911 года он отправился в Европу в поисках заработка, познакомился с владельцем британской судоходной компании Джозефом Брюсом Исмеем, а он порекомендовал его на должность главного кассира на новый круизный лайнер.

Во время катастрофы, когда на корабле началась паника, место в спасательной шлюпке стало единственным желанием богатых пассажиров. Но они оказались в той ситуации, когда деньги ничем не
могли им помочь. Правда, находились такие, кто путём обмана пытался пробраться в спасательную шлюпку, чтобы спастись - так молодой ирландец, некий Д.Бакли, переоделся в женское платье и попытался занять место в шлюпке. «Миллионеры предлагали баснословные суммы за место в спасательной лодке. Из-за этих мест дрались, сталкивали друг друга в воду, вёслами разбивали головы», - так
описывали газеты события той трагической ночи.

Михаилу Жадовскому место в шлюпке полагалось по должности - он должен был спасать кассу. Но дворянин передал сейф одному из матросов и сказал: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет. Осталось жить совсем немного, а деньги и без меня будут переданы по назначению». Своё место в шлюпке Жадовский передал француженке Жозефине де Латур, которая спустя время прислала родственникам своего спасителя письмо, рассказав о его героическом поступке. По её словам, Жадовский до последнего помогал спасать женщин и детей.

Об этом человеке известно, что родился он в дворянской семье в Нижнем Новгороде. В 1874 году окончил Нижегородскую военную гимназию, затем Константиновское военное училище, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов и был удостоен несколькими орденами и медалями. В 1888 году «по домашним обстоятельствам» Жадовский вышел в отставку с чином гвардии капитана и три года спустя поступил на службу земским начальником в один из уездов Казанской губернии. К тому времени у него уже была семья - жена и четыре сына, и всё бы ничего, но в его достойной биографии есть одно «тёмное пятно». В 1902 году Симбирский окружной суд приговорил Жадовского к четырём месяцам тюрьмы, лишив его всех прав, преимуществ и наград. Дело в том, что он оказался замешанным в мошенничестве некоего Владимира Приклонского, который пытался путём обмана продать крупной фирме 50 000 пудов отборной ржи, принадлежавших не ему, а его матери. А Жадовский был тогда членом-оценщиком дворянского земельного банка и оказывал Приклонскому содействие. В связи с этим фактом некоторые историки сомневаются: а мог ли человек с подобным прошлым добиться места кассира на «Титанике»?

Ещё одним серьезным разночтением является то, что в истории о самопожертвовании Жадовского на борту «Титаника» утверждается, что ему было 68 лет. Однако согласно выписке из метрической книги Сретенской церкви Нижнего Новгорода, «Михаил, сын писца 1-го разряда Михаила Никитича Жадовского и жены его Альбертины Андреевны, рождён 8 сентября 1856 года». То есть на момент катастрофы Михаилу Жадовскому было только 55 лет. А это уже подмывает доверие к фразе «осталось жить совсем немного».

Ряд исследователей ставят под сомнение и существование француженки Жозефины де Латур, спасённой Жадовским — по их сведениям, такой женщины не было в списках спасённых пассажиров «Титаника». Биограф семьи Жадовских, кандидат экономических наук Николай Кульбака высказал такую версию: «Вполне возможно, что эта история понадобилась его родственникам, которые были военными и которым нужно было восстановить репутацию рода».

Как бы то ни было, но история Михаила Жадовского стала очень популярной - его потомки до сих пор живут в Петербурге и историю о своём героическом предке передают из поколения в поколение. «Михаил Жадовский - двоюродный брат моего деда, - рассказывает Евгения Жадовская. - У нас в семье вообще много военных. Мой дед участвовал в революции, служил у Буденного... Отец тоже стал военным. Он работал в архивах, выясняя семейные дела, когда наткнулся на эту историю с «Титаником».

Однако, по данным, найденным семьёй Жадовских, их предок вовсе не был главным кассиром на лайнере. «Он перевозил крупную сумму денег по заданию одного богатого клиента. Эти средства он должен был передать какому-то человеку в Америке, - говорит Е. Жадовская. - А правда эта история со спасением француженки или нет, я точно не могу сказать».

Исследователь крупнейшей морской катастрофы, историк и автор книги «Титаник. Русский взгляд» Евгений Несмеянов считает, что всё это - просто красивая история. «В ту пору было много людей, жадных до славы. Они выдавали себя за пассажиров «Титаника», хотя никогда не были на корабле. Ни Михаила Жадовского, ни Жозефины де ла Тур нет ни в одном сохранившемся списке пассажиров и сотрудников «Титаника». Более того - на корабле вообще не было такой должности - главный кассир. В ресторане работали две кассирши и был казначей англичанин Хью Уолтер
МакЭлрой. Именно ему отдавали на сохранность все драгоценности на время плавания. Сохранились воспоминания, как уже во время крушения кто-то пытался вынести две кожаные сумки, набитые драгоценностями. Одна из сумок не выдержала, лопнула, и все эти несметные богатства рассыпались по лестнице... Хью Уолтеру МакЭлрою выжить не удалось», - рассказывает автор книги. Уже после крушения «Титаника», в компании «White Star Line» попытались оценить хотя бы примерную стоимость потерянных драгоценностей, которые везли с собой состоятельные пассажиры. Насчитали $250 млн.

История еще одного российского пассажира «Титаника» стала легендой в Северной Осетии, и легла в основу документального фильма, снятого одним из российских федеральных каналов. А рассказывает она о том, как в 1912 году молодой осетин Муртазан (Михаил) Кучиев поехал в Америку на заработки. Он планировал работать на лесозаготовках, чтобы накопить денег на собственный дом и свадьбу, и попал на борт «Титаника» в качестве пассажира III класса.

После столкновения с айсбергом Кучиеву удалось вырваться на палубу лайнера, но мест в шлюпках уже не было. Тогда он прыгнул в воду со спасательным жилетом, зацепился за обломок, и сумел продержаться до прихода парохода «Карпатия». На его борт Кучиева подняли уже без сознания, но молодому человеку удалось выжить. Затем он лечился в Америке, получил компенсацию от компании, владевшей «Титаником», и вернулся в Северную Осетию. На Родине он обзавёлся семьёй, но в 1930-х годах был раскулачен и сослан в Сибирь, где скончался незадолго до Великой Отечественной войны.

Историю Михаила Кучиева журналистам рассказала его дочь, Анна Кадзоева. И оснований не доверять рассказу женщины, который могут подтвердить и другие родственники Кучиева, нет. Однако, как и в случае с Михаилом Жадовским, ни в одном из списков лиц, связанных с историей «Титаника», Михаил Кучиев не фигурирует. «Его данных нет ни в одном из пяти списков спасённых пассажиров. А их вели, начиная со шлюпок и заканчивая пассажирами, требующими госпитализации», - говорит М. Пазин, автор книги «Русские на Титанике». Так что и эта история не имеет достоверного подтверждения.

Как известно, в первую очередь с «Титаника» спасали пассажиров I и II классов, о людях бедных, путешествовавших III классом, заботились меньше. Почти все они погибли. По сообщениям некоторых газет, в их числе было около сотни евреев-переселенцев из западных губерний России, искавших лучшей доли за океаном. Но другие источники утверждали, что пароход, на котором они плыли в Англию, к отходу «Титаника» опоздал, что и спасло им жизнь. Точное количество российских подданных, бывших на «Титанике» в момент крушения, установить не удалось. Историки считают, что пассажиров с российскими документами было не меньше сотни. Писатель М. Пазин в своей книге «Русские на Титанике» насчитывает не менее двадцати. А согласно данным из британских архивов, на лайнере было порядка 50-ти человек из России.

С учётом «пропавших душ» настоящие цифры могут быть гораздо больше. Дело в том, что поначалу люди неохотно покупали билеты на новый лайнер, поэтому ради престижа компания «White Star» в самый последний момент стала «перебрасывать» пассажиров с других кораблей. В спешке далеко не всех из них удалось перерегистрировать. К тому же дополнительной трудностью для подсчёта стало и то, что при английском написании русские
фамилии могли быть сильно изменены. Кроме того, некоторые пассажиры по разным причинам указывали при регистрации вымышленные имена.

В официальных списках пассажиров «Титаника» фигурируют имена нескольких русских женщин, которые смогли попасть в шлюпки и спаслись: это Берта Трембицкая, Евгения Драпкина, Мимиана Кантор и другие. Среди пассажиров лайнера были так же два коммерсанта-англичанина, которые уже давно жили в Петербурге — Артур Джи и некий господин Смит. Ни одному из них не удалось выжить.

Ростовский писатель Владимир Потапов в газете «Веселовский вестник» в 2004 году опубликовал материал под названием «Русские на «Титанике»: Семейное предание», где утверждал, что среди пропавших без вести пассажиров лайнера был его родной дядя Иван Мишин. В своей статье автор пишет, что в те годы с берегов Дона в Уругвай решили перебраться многие члены секты «Новый Израиль» - после того, как в 1905 году на секту начались гонения. В поисках более спокойного места жительства часть сектантов уехала сначала в США, а затем перебралась в Уругвай. А в 1912 году по следам единомышленников туда отправились ещё почти два десятка человек. Добравшись через всю Европу до французского Шербура, они на сэкономленные деньги купили самые дешёвые билеты на первый корабль, идущий в Америку, и отправились за лучшей долей. В своей статье Владимир Потапов даже приводит имена некоторых из этих людей, которые ему удалось установить, однако никому из них не суждено было выжить.

Самым достоверным фактом русского участия в судьбе «Титаника» сегодня можно считать то, что случилось уже после катастрофы: пароход «Бирма» под российским флагом был одним из получивших сигнал бедствия с борта тонущего лайнера. Тогда русский корабль изменил курс и отправился на помощь на максимальной скорости. «Бирма» прибыла на место катастрофы третьей, после «Карпатии» и «Маунт Тампль». В итоге всех выживших приняла на борт «Карпатия», и капитан «Бирмы» отдал команду вернуться на прежний курс.