Ручная работа, или путь к реалистичным картам

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Мы делаем карты более реалистичными, чтобы жителям городов было проще ориентироваться на местности. Для этого мы перерабатываем внешний вид всей окружающей среды: домов и инфраструктуры вокруг, дорог, растительности и всех сопутствующих объектов вроде остановок, боллардов или пожарных гидрантов. И конечно же, делаем красивый 3D-рельеф.

Вулкан Креницына, Роза Пик, Медеу

В одном из прошлых постов мы подробно рассказали, что в каждое время реалистичность и иммерсивность карт и определялась возможностями технологий. Сегодня расскажем, как на современных технологиях мы сделали наши карты ещё красивее и реалистичнее.

Первые модели зданий

Первую объёмную модель с детальными элементами мы создали для Театра оперы и балета в 2011 году.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

На 2gis.ru мы тогда использовали растровый движок — карта с сервера передавалась отдельными фрагментами и уже в браузере склеивалась в единую картинку. Карту нельзя было покрутить, поэтому 3D-модели зданий можно было увидеть только с одного ракурса. А при их создании учитывалось, не перекроет ли оно другие объекты.

Позже, когда в 2012 году мы перешли на векторный движок, смогли настроить акценты карты на разных масштабов, а трёхмерные объекты сделать полупрозрачными и с тенями.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Всего наши моделлеры за 10 лет создали вручную ≈1500 объектов: зданий, достопримечательностей и инфраструктурных строений. Это были очень лёгкие модели. Первые — совсем упрощённые. Для минимального веса использовалась простая чёрно-белая 8-битовая текстура. В дальнейшем, с развитием движка карты и способов оптимизации размеров, детализацию постепенно получилось повысить.

Делали в 3ds Max, Blender 3D и Maya, а потом прогоняли через плагин, который их ещё сильнее сжимал и добавлял защиту. Одну модель создавали за три-пять дней, в зависимости от размера и количества деталей здания.

Общие принципы

Сегодня технологии позволяют создавать более сложные красивые модели с текстурами и подсветкой. Ещё, конечно, нельзя нарисовать реалистичным весь город, поэтому мы начали со знаковых зданий, достопримечательностей, исторически важных объектов и архитектурных шедевров.

Перед началом работы поставили себе правила:

  • Модели должны быть узнаваемыми
    У каждого здания — уникальный характер с собственной исторической и культурной ценностью. И это нужно передать.

  • Модели должны быть лёгкими
    Так как они будут отображаться на смартфонах и других мобильных устройствах.

  • Модели должны быть детализированными
    Мы хотели уделить особое внимание деталям каждого здания, чтобы передать их главные архитектурные особенности.

  • Модели должны быть оптимизированными
    Чтобы они занимали минимальное количество памяти и быстро загружались.

Для BIM-сообщества — профессиональных строителей и архитектурных эстетов — облегчённая модель может показаться недостаточно проработанной, ведь мы не отображаем детально все элементы здания: не моделируем капитель с подробным отображением акантов, кауликоли, каннелюр на фусте.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Каждый элемент существенно увеличит количество полигонов, из вершин которых состоит модель. А значит сильно увеличит их размер и снизит скорость загрузки и производительность. Такая детализация будет избыточной, когда нужно построить маршрут, найти товары или банкетный зал, посмотреть режим работы и решить множество других задач, в которых спасает 2ГИС.

Мы постарались подобрать оптимальный уровень детальности — чтобы с одной стороны они были узнаваемыми, с другой — с ними было комфортно и приятно работать на всех устройствах.

Сегодня в 2ГИС 1000 новых высокоточных моделей. Все здания разные с точки зрения архитектурных течений: от неоклассицизма и ампира до модерна и хай-тека.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний
Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний
Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний
Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний
Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Точное моделирование

Трёхмерная модель — это тысячи соединённых между собой точек, образующих форму зданий, с наложенными текстурами, которые создают реалистичный облик.

Масштабные модели со сложной архитектурой, конечно, могут занимать больше времени. Если у здания уже отрисована объёмная модель старого типа, как у Театра оперы и балета в Новосибирске, работа сократится в два раза.

В целом движок позволяет добавить даже отражения на окнах и блики на воде в реальном времени, но всё это очень много весит.

Наши 3D-объекты всегда видны в онлайне и в мобильном приложении, да ещё и в дневной и ночной темах. Мы уделяем большое внимание оптимизации — подбираем формат моделей, которые будут максимально детализированы и приемлемого размера. Это важно для скорости загрузки модели при просмотре.

В этом плане наша работа пересекается с геймдев-индустрией: разработчики игр также постоянно оптимизируют подход к моделированию, чтобы предоставить лучшую картинку и «не взорвать» девайс.

Сегодня моделлеры в первую очередь отрисовывают на зданиях те элементы, которые больше 20 см, и используют универсальные модели для популярных объектов, например, лавочек.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Скрин типовых моделей, как мы их видим в процессе работы

Ещё одна важная особенность — мы создаём трёхмерные объекты так, чтобы они гармонично смотрелись на картах и сохраняли удобную навигацию для пользователей. Реалистичные модели отрисованы в общей палитре — реальные цвета сделали бы карту пёстрой и неаккуратной.

Из-за этого пока не получается автоматизировать добавление новых объектов — брать готовые *.gltf-модели со стоков, прогонять их через скрипт и заводить в продукт.

Внимание к деталям

Технология создания 3D-моделей зданий основана на качественных фотографиях. Моделлер должен по фотографиям понять и повторить внешний вид объекта.

Используются все доступные фото- и видеоматериалы, сделанные с разных позиций относительно центра здания с шагом ≈45°. Если здание большое и/или сложной конфигурации, шаг можно уменьшить до ≈30°.

Если кадров не хватает, отправляем своих специалистов, чтобы они сделали фотографии с нужных ракурсов.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Все ключевые/сложные/фигурные/повторяющиеся элементы, которые определяют его узнаваемость, нужно снять чётко — без снега, грязи, падающих теней. Золотое правило — чем больше фото, тем лучше. Даже если здание симметрично, мы просим запечатлеть каждую из его сторон.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Примерно так выглядит работа с референсами

Благодаря такому подходу удалось проделать огромный и интересный путь от первой 3D-модели с небольшой детализаций до самых последних сложных шедевров.

Квадратные метры

Естественно, возможность показать объект с красивыми текстурами понравилась и строительным компаниям. В феврале 2023 года мы добавили первую коммерческую 3D-модель, созданную по проектным планам застройщика — ЖК «Грандо» в Новосибирске.

Так как ЖК — это не только дома, но и окружение, мы рисуем и придомовые территории: местность у подъездов, собственные набережные, детские и воркаут-площадки. В этом проекте получилось нарисовать даже зеркальные отражения фасадов — важную часть этих зданий.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Сакура Парк и ЖК «Бадаевский»

Для больших застройщиков и случаев, когда объекты хочется показать более детально, мы подготовили сервис для нашего MapGL JS API. С ним можно добавить карту со своими 3D-моделями на свой сайт или в приложение даже с поэтажным планом.

Озеленение

Первые реалистичные новогодние ёлки появились на картах 50 городов ещё в декабре 2022 года.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Но глобальное озеленение карт — задача посложнее. Важно, чтобы озеленённые объекты и смотрелись красиво, и достоверно отражали реальную среду на местности.

Представим себе какой-нибудь большой городской объект. Например, парк.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Зарядье, источник фото

Первое, на что мы обратим внимание — это обилие зелени. Если с фотографии убрать деревья, картина будет совсем другая. У нас останется, скорее, план-схема парка — сориентироваться можно, но впечатления уже не те.

Зелёные зоны — самые разные виды растительности, не только абстрактные хвойные или лиственные деревья, но также крупные кустарники или, например, пальмы. На одних территориях деревья высажены аллеями, на других — целыми массивами. И даже одиночно стоящие деревья игнорировать не хочется.

После стольких лет отрисовки зданий разрабатывать растительность оказалось совершенно новым опытом — занимательным и интригующим.

В первую очередь надо было создать 3D-модели деревьев, которые соответствовали бы концепции. Также важно было попробовать разные формы и структуры, подобрать цвет, вид и образ деревьев, которые будут подходить именно для карты 2ГИС. В итоге получилось много разных угловатых ёлок.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Во второй итерации решили посмотреть в другую сторону — сделать модели наряднее и живее. Лиственные деревья стали радикально другими, с длинными стройными стволами и изящными шапками, а ёлки нарядились в ажурные юбочки.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

На этом этапе поняли, что хочется видеть в 2ГИС: лаконичный внешний вид деревьев, который дополняет и наполняет карту, но не перегружает и не стягивает на себя внимание. В общем, золотая середина между первой и второй итерациями.

Чтобы массивы деревьев получались более хаотичными и реалистичными, «сажаем» их с помощью рандомизации — деревья повёрнуты под разными углами, разного размера и сдвинуты относительно исходной точки. Кроме этого, мы вручную расставили больше 13 млн деревьев.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

И конечно, если мы говорим о реалистичности — деревья меняют цвет в зависимости от времени года. Зарядье в 2ГИС.

Дороги

Сложно представить реалистичные карты без объёмных дорог. Добавили объёма дорожным развязкам и тоннелям.

Раньше дороги на карте 2ГИС были одного уровня и пересекались на одной плоскости. Сейчас дороги, которые идут выше, рисуются поверх других:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

У дорог, которые уходят в тоннели, появились на карте въезды и выезды, а их «внутренняя часть» спрятана под землёй:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Мосты и эстакады стоят на опорах и отбрасывают тень:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Линия маршрута рисуется полупрозрачной в тех местах, где она идёт под какими-то объектами — под мостами и эстакадами, внутри туннелей:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

О технической реализации объёма у дорог можно почитать в нашем посте на Хабре.

Следующим этапом добавим разметку.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Что дальше

Мы в начале большого пути: результаты наших исследований и поисков будут постепенно появляться в ваших девайсах в 2024 году — в проектах, городах или на конкретных территориях.

Наши карты будут становиться всё более реалистичными, делая жизнь в городе ещё удобнее. А если хотите создавать 3D-карты с нами, то у нас как раз открыта вакансия C++ разработчика.

Реклама ООО «ДубльГИС», ИНН: 5405276278

Пожалуйста, соблюдайте правила общения в блогах компаний

Карты

1.1K постов5.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Привет, картограф. Добро пожаловать в наше сообщество! Главное правило - указывай источник, если карта не твоя.


Правила:

Начиная с 3 июня:

- Если карта не ваша, должна быть ссылка на оригинальный источник. Если не знаешь где оригинал, можно воспользоваться поиском по картинке.


Если правило не соблюдается, пост выносится (но всегда можно добавить источник и вернуть в соо).


Рекомендации:

- Если карта сделана вами, ставьте [мое].

- Ссылки на ваши соц. сети разрешены.

- Рекомендуется также давать источник на данные, если карта - визуализация чего-либо.



Если какие-то проблемы, вопросы, можно звать @admoders. День рождения 08.05.2020

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
76
Автор поста оценил этот комментарий

И еще: нахер мне, как пользователю, ваши елки-палки и 3Д???

Нахер, если вы половину информации о юрлицах не указываете?

Да, название фирмы есть, но контакты мы вам не покажем!

Это почему?? Вам фирма не заплатила и вы ее контакты не покажете?? А меня это каким боком касается, если я пользователь?

Простите, но с таким неприкрыто блядским подходом, это путь в никуда.

Уже народ от Яндекса отказываться начал из-за перегруженности рекламой и неудобства, вы тоже хотите?

Было ведь приложение, все было хорошо.

Вы дефективных "мэнэджэров" набрали, но зачем??

раскрыть ветку (22)
27
Автор поста оценил этот комментарий

Видим, что накипело.

Посмотрите на ситуацию чуть иначе. Если следовать строго вашей логике, то в итоге единственное решение — вообще ничего не добавлять. Так как всегда будут пользователи, которым нужно «ВОТ ТО А НЕ ТО», а добавить всё — просто нереально.

Чтобы понять, какие фичи и данные добавить, мы смотрим на запросы пользователей и стараемся добавлять те, которые решат задачи большинства.

Если же вам очень нужны расширенные данные по организациям — заходите на https://dev.2gis.ru/data

раскрыть ветку (9)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Может стоит сделать облегчённую веб версию без 3D? Чтобы минимально тормозила и работала у всех

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

дядь, у меня на i9 и 4070 сайт с тормозами, это боль

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так я о том и говорю, если не могут оптимизировать то пусть хоть сделают облегчённую версию

3
Автор поста оценил этот комментарий

Оптимизируйте web-версию! На маке 21 года она несчадно тормозит. Даже куда либо нажать невозможно

15
Автор поста оценил этот комментарий

Вот не нужно передергивать!

Еще раз уточню: на кой хрен мне ваша 3Д и прочие свистоперделки, если речь идет о прямой атрибутике вашей же карты - контактные данные???

Не нужно вуалировать свой шкурный интерес - все давно знают, что вы контакты юрлиц не размещаете, если они вам не хотят платить.

Просто мне, как пользователю, глубоко по хрену на ваши корпоративные стандарты, правила и прочую херь, важную ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС!

Мне нужна информация об адресе и телефоне (иногда), как и подавляющему большинству пользователей.

Если мне это не дают - перестаю пользоваться.

Так что не отмазки нелепые лепите в ответ, а лучше признайте свой просчет.

Не в состоянии признать??

Так лучше промолчать, а не себя убого выгораживать.

раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий

падажжи, я работаю на ИП, ипшник есть в 2гис оба филиала и у всех показывает контакты нормально, сайт, ватсап, номера телефонов. Что значит:


вы контакты юрлиц не размещаете

?
Я уверен что не потратил ни копейки на продвижение или размещение там, потому что сам и добавлял всё)

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Блин! Ты везунчик! Я не могу отыскать номера телефонов 2/3 Офисных центров. А надо!!!

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

может это в московиях конечно ваших) у нас в глубинке всё с этим хорошо) отсюда и недоумение)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

так и живем)))

9
Автор поста оценил этот комментарий

Они делают все чтобы завлечь рекламодателей, кто им денюжку занесет. 2гис давно клали на ваше удобство, на правдивость отзывов и прочее.

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Вово, с отзывами здец творится, реальные затирают по просьбе фирмы, зато искусственных мильон

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Накрученных отзывы есть на всех площадках, проблема в том, что накрученных родить гораздо проще, чем честных... Кстати 2гис с этим хоть как-то пытается бороться. Если давать репорты на подозрительные отзывы (например если появляется по 10 штук отзывов за день с 5 звёздами) тг их удалят

Автор поста оценил этот комментарий

Если несложно, покажите, пожалуйста, пример. Посмотрим.

8
Автор поста оценил этот комментарий

Вы отчасти правы, но не совсем. Мы делаем много, чтобы нашим рекламодателям было комфортно. Но комфорт пользователей на первом месте. Сейчас объясним почему.

Если следовать логике вашего сообщения и добавлять только то, что хотят рекламодатели — с высокой долей вероятности такое однажды приведёт к проблемам с удобством для пользователей. Они уйдут, а за ними — рекламодатели. То есть даже если бы мы упор...захотели так делать (а мы не хотим), то это дорога в один конец. Поэтому в первую очередь мы смотрим на удобство для пользователей.

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

> Поэтому в первую очередь мы смотрим на удобство для пользователей.


Никто никогда не смотрит на удобство пользователей. Иначе бы не меняли интерфейс каждый год (условно) и на каждую новую функцию делали бы опрос "надо или нет"

1
Автор поста оценил этот комментарий

Комфорт пользователей - это удобная картинка во время движения. Не перегруженная лишним. Ну и, вам, если честно, до яндекса далеко. Особенно во всяких медвежьих углах

4
Автор поста оценил этот комментарий

Какие контакты тебе нужны о юр лице? Сбер выписка и сведения о сотрудниках?)
Ты перегрелся , мальчик.

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий

сыночка, ты папу не учи, умней выглядеть будешь.

а касаемо контактов, речь идет об элементарном телефоне/эл почте.

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Клоун в 90% карточек есть контактный телефон.
В глаза кончи долбиться.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ко-ко-ко! Как возмужал наш петушок, уже и голосок прорезался)

Понятное дело, что контактные телефоны школ, садиков, ПНД - как разе те самые места, что тебе актуальны - показаны.

Но если вот за рамками соцучреждений для малолетных/беззащитных/убогих - то их хрен найдешь.

Так ясней, о любитель долбления в очи?

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Рандом кофейни,в которые в принципе звонить не нужно.Лови пруф.
Будь тише,мальчик.

Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку