Российские фильмы 1917 года

Мировая война, а затем революция оказали существенное влияние на кинематографический процесс России, но не остановили его. В течение бурного 1917 года выходило множество фильмов — некоторые из них готовились годами, а другие были оперативно слеплены в угоду политической конъюнктуре. Согласно каталогу сохранившихся игровых фильмов «Великий Кинемо», из 1917 года до нас дошло 45 картин. Это больше, чем сохранившихся фильмов 1913 и 1914 годов.


Некоторые из фильмов 1917 года, полностью или частично, можно посмотреть в интернете. Представляем подборку таких лент.


Вера Чибиряк (Процесс Бейлиса)


Из пяти частей фильма сохранились только три. Этот фильм был поставлен писателем Николаем Брешко-Брешковским, сыном «бабушки русской революции», одной из главных политических звёзд 1917 года и соратницы Керенского Екатерины Брешко-Брешковской.


Фильм в художественной форме повествует о знаменитом «деле Бейлиса». Безосновательные обвинения еврейского приказчика Менделя Бейлиса в убийстве киевского мальчика Алексея Ющинского всколыхнули русскую общественную жизнь накануне Первой мировой войны. Фильм Брешко-Брешковского Временный комитет Кино-Союза счёл несвоевременным и картина «Вера Чибиряк» практически не показывалась в кино.

Революционер


Один из тех политических фильмов, что были сняты после Февральской революции. Кинокартина сохранилась полностью. Режиссёром «Революционера» стал Евгений Бауэр, один из самых плодовитых постановщиков эпохи. Трудно поверить, но он снял с 1913 по 1917 год 80 фильмов.


«Революционер» раскрывает распространённый конфликт для политической реальности после Февраля — противостояние между старыми революционерами-народниками и более радикально настроенными большевиками. Конфликт завершается в пропагандистском духе: отец-народоволец и сын-большевик совместно отправились на фронт. Фильм был дурно скроен. Критики сразу после выхода фильма утверждали, что «Революционер» является «образчиком агитационного кино», а «художественная часть оставляет желать многого».

За счастьем


Предпоследний фильм Евгения Бауэра. В ходе работы над кинофильмом Бауэр сломает ногу и серьёзно заболеет. Летом 1917 года режиссёр умер.


«За счастьем» — традиционное для режиссёра кино. Это мелодрама с семейными перипетиями и эмоциональными сценами. Любовный конфликт между дочкой и матерью за сердце мужчины проходил в антураже заграничных курортов. Таким было массовое кино 1917 года. В фильме снялась Эмма Бауэр, супруга кинорежиссёра.

Продолжение (ещё три фильма): https://www.vatnikstan.ru/culture/movies_1917_rus/