100

Роскошный корабль строился три года и затонул в считанные минуты

Роскошный корабль строился три года и затонул в считанные минуты Музей, Корабль, Васа, Стокгольм, Швеция, История, Длиннопост

Признаюсь откровенно: я равнодушна к музеям. Не знаю, почему, но не привлекает меня история в такой ее подаче, да и к старым вещам я отношусь без придыхания и трепета. Поэтому музеи, в которых я побывала, можно пересчитать по пальцам. И особое, отдельное место в этом списке займет Музей корабля Vasa. Тот, кто там побывал, скорее всего, согласится со мной.


За две недели, что мы с подругой провели в гостях у семьи наших друзей в Стокгольме, мы много где успели побывать. Но идея посетить Морской музей на острове Юргорден принадлежала не мне – наша хозяйка посоветовала непременно его посетить, Ирина загорелась идеей, ну а мне ничего не оставалось, как присоединиться. И, надо сказать, я ни разу об этом не пожалела – именно это стало самым ярким моим впечатлением от поездки в столицу Швеции.


Во-первых, весь огромный многоэтажный музей посвящен истории… всего одного корабля! Причем корабля, который «прожил» всего ничего – он затонул в свое первое плаванье, преодолев всего около 2000 метров от берега! И этот корабль целиком стоит… прямо в музее! И это самый необычный и интересный музей, из которого я (!) не хотела уходить.


Во-вторых, само здание музея выглядит чрезвычайно оригинально – словно случайно что-то понастроенное. Но на самом деле неслучайно – оно должно было вместить в натуральную величину огромный корабль, который шведы подняли со дна в 1961 году (в музее можно посмотреть документальный фильм о том, как это происходило).


В-третьих, сохранился Vasa просто отлично, практически полностью, а что не сохранилось, то удалось восстановить по рисункам и чертежам. Благо, материалов осталось много – корабль имел статус королевского, создавался как флагман шведского военного флота и строился около трех лет. Его размеры лично утверждал сам король, который, к сожалению, и явился главной причиной кораблекрушения. Следствие, конечно, проводилось, король велел сурово наказать виновных, но… разумеется, никто не посмел указать на то, что главный виновник тут один – он сам.


Именно правящий в то время король Густав II Васа распорядился установить на корабле аж 64 бронзовых пушки – в два ряда! Говорят, главный кораблестроитель пытался доказать, что нельзя это, опасно, но… короля не переспоришь. И Vasa получился таким, как хотел король, но узким, высоким и тяжелым, причем центр тяжести находился у него слишком высоко. Он красиво начал свой путь от пристани, но на выходе из гавани резкий порыв ветра положил его набок, через открытые люки пушек хлынула вода, и корабль затонул очень быстро. Он успел отплыть от берега не больше 2 000 метров. Вот и вся история, если не считать годы строительства.


Но трудно передать, что испытываешь, войдя внутрь музея. Входишь и видишь громадную темную нижнюю часть корабля, медленно поднимаешь голову ввысь, туда, где на уровне восьмого этажа заканчиваются его мачты. А потом спускаешься на цокольный этаж, где Vasa опирается на специальные конструкции и стоят мощные нагнетатели воздуха, смотришь, читаешь, идешь вверх этаж за этажом. Там есть все – и искусно вырезанные в виде человечков перила, и толщиной с мою талию уцелевшие канаты, и громоздкие якоря, и воссозданные пушечные отсеки с пушками – и многое-многое другое, что в мельчайших деталях, очень живо и ярко создает перед глазами картину – каким получился этот бесподобный корабль.


Это стал единственный музей, из которого я вышла потрясенной. Кроме неизгладимого впечатления у меня осталось чувство острой жалости. Безумно жаль людей, погибших в чреве корабля: он затонул слишком быстро, чтобы все успели спастись. И безумно жаль сам  великолепный корабль, в который было вложено столько труда и усилий, который был рожден, чтобы гордо бороздить морские просторы… А в итоге пролежал на морском дне больше 300 лет из-за ослиного упрямства одного человека, который ничего не понимая в кораблестроении, наплевал на предупреждения тех, кто в этом разбирался.

Роскошный корабль строился три года и затонул в считанные минуты Музей, Корабль, Васа, Стокгольм, Швеция, История, Длиннопост

Найдены возможные дубликаты

+7

Только вот про причины его гибели несколько скомкано, ведь там есть ряд нюансов:

1)Получись корабль так как его задумали - он бы был одним из передовых кораблей. Шли на риск. Кстати главный конструктор не дожил, а ученики которые достраивали тупо по черновым наброскам развели руками. В процессе постройки правки почти не вносились.

2)Не было полноценной школы к тому моменту по созданию линейных кораблей - по факту строился корпус, а потом "на глаз" ставилось вооружение, пушечные порты прорезались там где выйдет, ну и там где нет шпангоутов.

3)Выбор калибра. Вполне реально было выполнить и ТЗ и увеличить балласт, увеличив остойчивость и прочее.

4)Сам "поход" - устроить масштабную пьянку с семьями на боевом корабле, не прошедшем ходовые испытания... Шведы...

5)Ошибка экипажа - черпануть пушечными портами не в боевой обстановке, да ещё и возле собственного берега? Я уж молчу про проёб навигации в месте, где "внезапный" порыв ветра был известен лет так 1400 до катастрофы.

раскрыть ветку 2
+1

Вот это я понимаю, развёрнутое повествование.

-1

Вы много знаете об этом корабле, с большим интересом прочитала. Нас водил русский гид и однозначно всё свалила на короля. Я здорово тогда расстроилась - как-то очень уж обидно показалось и жаль людей и корабль...

+6

А меня больше поразил не сам корабль, а та колоссальная работа, которую провели и ежедневно проводят шведы для сохранения корабля. Очень впечатляют реконструкции останков моряков, лица одежда. Очень познавательно с научной стороны.

раскрыть ветку 1
0

Да, сил и средств там вложено море - молодцы, ничего не скажешь. Мне еще очень понравился документальный фильм, как поднимали Васу.

+2

Дважды была в этом музее) Люблю музеи, бродишь, представляешь как оно всё раньше было) Больше всего меня поразили музей Каира и музей естествознания Лондона.

раскрыть ветку 1
-1

А вот я, к сожалению, не была ни в том. ни в другом...

+1

Да,музей прекрасный! Мне повезло побывать там дважды, и хочу ещё.

Рассказала подрастающим сыновьям о нём, и даже купила книгу про этот корабль, с прекрасными иллюстрациями Свена Нурдквиста (автора иллюстраций к "Петсону и Финдусу").

https://www.labirint.ru/books/573186/


Дети  пищат от восторга, и от книги не отлипают уже полгода.

раскрыть ветку 2
+1

Вам повезло - я была только один раз. С удовольствием бы побывала еще. Благодарю Вас от души за полезуню информацию о книге!

раскрыть ветку 1
+1

Всегда пожалуйста :-)

+1
Васа, Титаник, Бисмарк... некоторые корабли рождены погибнуть в первом плавании.
раскрыть ветку 3
+3

За Бисмарком справедливости ради полфлота гонялось британского. Да и в Вальгаллу он Худа с собой захватил.

раскрыть ветку 1
+2

И превратил новейший на тот момент британский линкор "Принс оф Уэллс" в неспособный сражаться кусок металлолома.

0

Также как и некоторые люди гибнут в первом же бою...

+1

Главное, в ходе следственных действий не выйти на самих себя

+1
если бы не очередь...
раскрыть ветку 1
0

Видимо, нам повезло - большой очереди не было, быстро прошли.

+1

много текста это конечно хорошо , но фоторгафий бы

раскрыть ветку 4
+2

https://fex.net/s/ot2v5yb - как и обещал ссылочка на файлообменник с фоточками.

раскрыть ветку 1
0

Благодарю!

+1
Есть достаточно большое количество фото с того музея, постараюсь завтра залить на файлообменник и скинуть ссылочкой)
0

Там очень сложно фотографировать - довольно темно, не знаю почему такое освещение. А у меня так себе фотик, все фото темные-темные получились( Есть сайт этого музея - там много фото и даже видео есть.

+1

Был я в этом музее, но напротив в Скансене наверху уже яблоки поспели,  и они там очень вкусные!))

раскрыть ветку 1
0

В Скансене мы провели целый день, были в восторге! Лемурчики из рук прямо яблоки брали)

0

запах там еще особенный

из всего стокгольма понравилось в айфуре, люблю пожрать я и выпить

раскрыть ветку 1
0

Да. запах есть. Не скажу, что неприятный, но специфический.

0
Распил года. В лучших европейских традициях
0

"Это стал единственный музей, из которого я вышла потрясенной"

Сходите на выставку" Bodies".Там экспонаты-бывшие живые люди.

раскрыть ветку 1
0

Не, такие экспонаты не для меня, я слишком впечатлительна.

0

Музей и эта история - потрясающие, конечно. Это громадное сооружение производит впечатление. Но больше всего я мечтала попасть в музей АВВА... И попала, причем бесплатно))

раскрыть ветку 1
0

Все мы разные)) Не сомневаюсь, что это тоже очень классный музей (а бесплатно - вообще здорово!)), но для меня музыка - это не главное в жизни. Да и в этот музей я бы не попала, если бы не настоятельная рекомендация нашей хозяйки.

-13
Корабль-то был шведский.Направлялся на войну с Россией,видимо.И любой из тех людей,которых вам жалко мог убить вашего предка.
раскрыть ветку 13
+2

" В огороде бузина, а в Киеве - дядька" или даже "Я Вам про Фому, а Вы мне - про Ерему". Поражаюсь такой способности людей - выискать что-нибудь этакое, о чем даже не говорилось, но обязательно попенять. А то ведь не сказал кому-нибудь неприятное, считай, и день зря пропал, верно?

ещё комментарии
+2

Ну мы шведов тоже знатно потрепали. Не волнуйтесь все отомщены!

ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: