Rocket Report: SpaceX отменяет контракты, Astra возвращается к полетам
ЭРИК БЕРГЕР - 24.03.2022
Первоисточник:
Добро пожаловать в Rocket Report. Выпуск 4.36, и он будет довольно объемным, поскольку включает в себя новости за две недели.
Astra успешно возвращается в полет. Компания Astra запустила 15 марта свою ракету-носитель Rocket 3.3, выведя несколько полезных грузов на низкую околоземную орбиту, сообщает Space News. Ракета Rocket 3.3, обозначенная компанией Astra как LV0009, стартовала с космодрома Pacific Spaceport Complex на острове Кодьяк и доставила полезную нагрузку для компании Spaceflight Inc. на солнечно-синхронную орбиту высотой 525 километров. Этот успех последовал за неудачным запуском 10 февраля ракеты-носителя Rocket 3.3, вызванным ошибкой в системе проводки в обтекателе полезной нагрузки.
Возвращение к полетам … Незадолго до запуска компания Asra объявила, что полет является частью сделки с компанией Spaceflight Inc. на несколько запусков. Условия «многопускового» контракта не разглашались. Акции компании Astra, которая торгуются на бирже, выросли примерно на 20 процентов за неделю после успешного запуска, что говорит о том, что компания, возможно, наконец-то решила проблемы с ракетой-носителем Rocket 3.3. Конечно, дальнейшие успехи будут способствовать росту доверия к компании Astra, но это было хорошее начало. (Предоставлено Ken the Bin и EllPeaTea)
Firefly получает доступ к космодрому и новое финансирование. Компания Firefly Aerospace предпримет вторую попытку достичь орбиты с помощью своей ракеты-носителя Alpha в мае, получив разрешение правительства на возобновление пусковых операций, сообщает CNBC. Генеральный директор Firefly Tom Markusic сказал, что компания «методично и совместно работала с правительством», чтобы завершить продажу акций и добавить «протоколы безопасности». По словам Tom Markusic, теперь у компании есть «полный доступ к нашим объектам, чтобы вернуться и запускать» с базы Space Force Ванденберг в Калифорнии.
Вливание денег ... В конце 2021 года правительство приостановило пусковые операции Firefly на космодроме Ванденберге, заявив, что компания украинского предпринимателя Макса Полякова должна продать свою 50-процентную долю в Firefly. Продажа акций произошла в конце прошлого месяца, вскоре после вторжения России в Украину. Кроме того, Firefly закрыла раунд привлечения средств в размере 75 миллионов долларов под руководством AE Industrial Partners, что, по словам Markusic, означает, что более широкий план роста компании «полностью профинансирован». Это хорошая новость для Firefly, поскольку компания стремится обеспечить регулярные полеты ракеты Alpha и разработать лунную платформу Blue Moon. (Предоставлено EllPeaTea и Ken the Bin)
Ursa Major начинает поставку двигателей. Стартап Ursa Major объявил в среду, что он завершил квалификацию своего ракетного двигателя Hadley для использования как в космической ракете-носителе, так и в гиперзвуковой системе запуска. Компания из Колорадо заявила, что уже начала поставлять готовые к полетам двигатели Hadley двум клиентам, Phantom Space и Stratolaunch, и планирует произвести в общей сложности 30 двигателей в этом году. Поскольку двигатель Hadley предназначен для обслуживания нескольких пользователей, он прошел значительно больше испытаний - прожиг около 40 000 секунд, сообщает Ars.
Стремясь контролировать расходы ... Двигатель Hadley относительно небольшой по сравнению с ракетными двигателями, его тяга составляет около 5 000 фунтов. При таком уровне тяги Hadley сравним с двигателем Rutherford компании Rocket Lab, девять из которых установлены на первой ступени ракеты Electron компании Rocket Lab. Ursa Major - это новая космическая компания, которая занимается разработкой только ракетных двигателей, а не всей ракеты. Компания стремится снизить стоимость двигателей за счет использования массовых 3D-принтеров и относительно низкой численности персонала. Только недавно общее число сотрудников компании превысило 200 человек. На сегодняшний день Ursa Major привлекла около 140 миллионов долларов инвестиций.
Blue Origin готовится к следующему запуску New Shepard. Первый запуск компании в 2021 году состоится 29 марта. Хотя Blue Origin первоначально заявила, что актер Пит Дэвидсон будет гостем этого полета, позже компания сообщила, что он «больше не может» участвовать в миссии. Вместо него Blue Origin выбрала Гэри Лая. Возможно, Лай не такой знаменитый, как Дэвидсон, но он, безусловно, более достоин. Сотрудник Blue Origin, он был архитектором системы New Shepard и высоко ценится в отрасли. Здорово, что у него есть шанс полететь.
Еще один достойный пассажир... В этом суборбитальном полете также примут участие Марти Аллен, муж и жена Шэрон и Марк Хейгл, Джим Китчен и Джордж Нилд (также очень достойный пассажир за его работу в FAA по коммерческому космосу). Этот полет станет четвертым пилотируемым полетом для программы New Shepard и 20-м в истории программы. Старт намечен на 8:30 утра CT (13:30 UTC) со стартовой площадки №1 в Западном Техасе. (Предоставлено Ken the Bin)
RFA заявляет, что никаких проблем с двигателем из-за Украины нет. Ракетный завод Аугсбурга (RFA) объявил ранее в этом месяце, что после публичного конкурса он назвал ступенчатый двигатель для своей ракеты-носителя RFA One «Helix». Девять двигателей с тягой 22 500 фунтов, работающих на керосине и жидком кислороде, будут приводить в движение первую ступень ракеты. RFA заявляет, что она близка к завершению создания первых «Хеликсов» в летной конфигурации и подготовке их к длительным испытаниям в горячем режиме. Есть беспокойство о происхождении этого двигателя: по некоторым данным, он был приобретен у одной из украинских компаний.
Повлияет ли война на планы компании? ... По словам Йонаса Келлнера, руководителя отдела коммуникаций компании, короткий ответ - нет. Более развернутая версия: «RFA совершила разовую покупку подержанного турбонасоса у «Южмаша» и импортировала его в Германию со всеми необходимыми лицензиями на импорт. Это было сделано для того, чтобы быстро приступить к испытаниям этого оборудования и получить ценные данные для собственной разработки турбонасоса и остальных компонентов, которые в значительной степени зависят от него в двигателе со ступенчатым сгоранием. Данная летная конфигурация Helix на 100% разработана и построена RFA, все ее компоненты на 100% принадлежат RFA. «Южмаш» не является поставщиком RFA. Соответственно, RFA полностью независима от «Южмаша» и не ощущает прямого влияния войны в Украине.
Индия завершает испытания малого ракетного ускорителя. Индийское космическое агентство ISRO завершило испытания твердотопливной разгонной ступени новой малой ракеты-носителя (Small Satellite Launch Vehicle - SSLV), сообщает The Indian Express. На этом программа наземных испытаний всех трех ступеней ракеты-носителя завершена. Новая ракета-носитель теперь готова к первому испытательному полету, который запланирован на май этого года. Как правило, ISRO объявляет ракету-носитель готовой к эксплуатации после двух успешных испытательных полетов.
Меньшая ракета, меньшая цена ... Первоначально дебют планировался на 2020 год, но работа над новой ракетой была отложена, в частности, из-за пандемии COVID-19. Новая ракета должна быть меньше, дешевле и быстро собираться для коммерческих запусков по требованию. Стоимость одного запуска SSLV, вероятно, составит от 4 до 6 миллионов долларов по сравнению с 16-25 миллионами долларов за полярную спутниковую ракету-носитель (PSLV), которая является рабочей лошадкой Индии. SSLV может быть собрана командой из шести человек в течение семи дней по сравнению с командой из 600 человек, которой требуется несколько месяцев для сборки PSLV. Ракета-носитель будет нести меньшую полезную нагрузку - около 500 кг по сравнению с 1 750 кг, которые выводит PSLV. (Предоставлено Ken the Bin)
OneWeb обращается к SpaceX для запуска своей группировки. В понедельник компания OneWeb заявила, что достигла соглашения со SpaceX для завершения создания группировки широкополосных спутников OneWeb на низкой околоземной орбите, сообщает Ars. Это решение было принято после того, как британская компания OneWeb решила, что больше не сможет запускать спутники на российской ракете «Союз» после войны против Украины. Ракета «Союз» запустила почти все 428 спутников компании, которые в настоящее время находятся на орбите. Компания планировала использовать ракету «Союз» для завершения своей группировки первого поколения из 648 спутников к концу 2022 года.
Это было трудное решение... После отказа от ракеты «Союз» у OneWeb, штаб-квартира которой находится в Лондоне и частично принадлежит правительству Великобритании, осталось мало других вариантов запуска. У Европы нет свободных пусковых мощностей, все оставшиеся запуски Ariane 5 уже расписаны под нагрузки. Между тем, до ввода в эксплуатацию ракеты Ariane 6, вероятно, осталось не менее двух лет. OneWeb также рассматривала варианты в Японии и Индии, но в действительности SpaceX — единственная западная компания, имеющая избыточные пусковые мощности для запуска средних ракет в ближайшей перспективе. SpaceX, конечно же, управляет собственной широкополосной группировкой Starlink. (Предоставлено martialartstechie и Ken the Bin)
Falcon 9 ставит рекорд повторного использования. Компания SpaceX в начале субботы в 12-й раз запустила одну из своих ракет Falcon 9, доставив на орбиту еще 53 интернет-спутника Starlink и завершив первый квартал 2022 года 11 полетами, сообщает Spaceflight Now. Ракета-носитель под номером B1051 дебютировала в марте 2019 года с непилотируемым испытательным полетом космического корабля Crew Dragon компании SpaceX. Ракета стартовала со всех трех действующих площадок SpaceX во Флориде и Калифорнии.
Длинная череда успехов ... Когда нынешняя версия ракеты Falcon 9, известная как Block 5, впервые стартовала в 2018 году, представители SpaceX заявили, что ракета-носитель может летать 10 раз, прежде чем потребуется капитальный ремонт. Наблюдая за тем, как наземные команды ремонтируют и повторно используют РН Falcon 9, и имея за плечами более 110 успешных запусков ракеты Falcon, SpaceX теперь расширяет границы срока службы ракеты. Было бы интересно узнать, что думает компания о том, как далеко она сможет завести свои первые ступени Falcon 9. (Предоставлено Ken the Bin и EllPeaTea)
Немецкая атака на ракету Ariane 6? Немецкий производитель спутников OHB, миноритарный акционер Arianespace, ведет закулисную кампанию за то, чтобы следующие спутники Galileo были запущены ракетами Falcon 9 компании SpaceX, а не Ariane 6, сообщает французское издание Challenges. Шесть спутников Galileo планировалось запустить на ракетах «Союз», но эти планы были нарушены войной в Украине.
Вероятно, этого не произойдет ... Зачем Европе обращаться к SpaceX, если у нее есть своя собственная институциональная ракета-носитель? Потому что ракета Ariane 6 не готова и дебютирует только в конце этого года или в 2023 году; запасных Ariane 5 нет. «Falcon 9 - это единственное краткосрочное решение, к сожалению», - сказал один из источников изданию. «Мы бы не оказались в таком положении, если бы последняя партия Ariane 5 не была отменена». В Европе существует пункт о безопасности, который требует запуска спутников Galileo из европейского государства, так что в целом сделка со SpaceX все еще кажется маловероятной. (Предоставлено TM)
SpaceX разрывает связи с Spaceflight Inc. Калифорнийская компания SpaceX разорвала отношения с компанией Spaceflight Inc. после нескольких лет тесного сотрудничества, сообщает Space News. В электронном письме, разосланном компаниям, которые отправляют спутники на орбиту в рамках популярных миссий по аренде малых спутников, «Команда SpaceX Rideshare» заявила, что SpaceX «больше не будет летать или работать со Spaceflight Industries после завершения текущих миссий. Мы с нетерпением ждем надежных запусков всех клиентов, включенных в наш список, и развития наших отношений с новыми операторами». Компания Spaceflight была уведомлена о решении SpaceX по СМС за несколько минут до того, как это письмо было отправлено клиентам компании.
Любопытная ситуация... «Мы были удивлены, узнав об этом в пятницу, и нам не дали никакого представления о причинах такого решения», - сказала Джоди Соренсен, вице-президент Spaceflight по маркетингу. В декабре SpaceX сняла буксир Spaceflight Sherpa с полета ракеты-носителя SpaceX Falcon 9 Transporter-3, поскольку в двигательной установке, предоставленной компанией Benchmark Space Systems, возникла утечка топлива. Затем SpaceX отказалась от полета другого буксира Sherpa в рамках программы SpaceX rideshare, запуск которой запланирован на апрель, из-за опасений по поводу влияния несвязанных факторов окружающей среды на космический аппарат, установленный на Sherpa. Это любопытная ситуация. Возможно, SpaceX решила самостоятельно повторить услуги Spaceflight по интеграции запуска внутри компании. Возможно, SpaceX беспокоят вопросы безопасности. Возможно, это и то, и другое. (Предоставлено Something Witty и Ken the Bin)
SpaceX повышает цены на запуски, ссылаясь на инфляцию. SpaceX подняла цены на специализированные запуски Falcon 9 и Falcon Heavy, сообщает Space News. В прайс-листе на сайте компании теперь указана цена в 67 миллионов долларов за Falcon 9 и 97 миллионов долларов за Falcon Heavy. В версии этого документа, опубликованной в начале этого года, цена Falcon 9 составляла 62 миллиона долларов, а Falcon Heavy — 90 миллионов долларов. Новые цены отражают увеличение примерно на 8 процентов. Цены на полеты в совместных миссиях компании выросли на 10 процентов, с 5 000 долларов за килограмм до 5 500 долларов.
Это инфляция - или «Союз» убирают с рынка? ... «Корректировка цен [была] произведена в марте 2022 года для учета чрезмерного уровня инфляции», - говорится в прайс-листе компании. «Миссии, приобретенные в 2022 году, но запланированные после 2023 года, могут быть подвергнуты дополнительным корректировкам в связи с инфляцией». Руководители SpaceX, выступавшие на конференции Satellite 2022 на этой неделе, не упоминали о повышении стоимости услуг по запуску. Увеличение стоимости пусков вряд ли окажет значительное влияние на спрос на запуски Falcon, учитывая ограниченное предложение конкурирующих ракет-носителей. Таким образом, в данном случае повышение стоимости может отражать тот факт, что SpaceX - единственная доступная компания на рынке.
SLS достигла стартовой площадки, и она выглядит великолепно. Огромная ракета NASA еще не совсем готова к полету, и, возможно, она не поднимется с планеты еще несколько месяцев. Но когда полностью собранная, размером с небоскреб, ракета вкатилась в безмятежный флоридский вечер в четверг в Космическом центре имени Кеннеди, никто не мог отрицать, что она наконец-то здесь. Инженеры и техники сейчас готовят ракету к важнейшему испытанию заправки топливом, известному как «мокрая генеральная репетиция», во время которой ракета будет загружена охлажденным топливом и доведена до нескольких секунд до зажигания двигателя. Если все пройдет хорошо, испытания должны начаться 1 апреля. Запуск произойдет не раньше июня, сообщает Ars.
Но, но, но... Честно говоря, после более чем десятилетнего периода написания статей о Space Launch System, трудно сказать, как относиться к этой ракете. Конечно, нельзя не восхищаться ракетой, высота которой равна длине американского футбольного поля. Проектирование, строительство и испытание такой большой и сложной машины представляет собой значительное инженерное достижение. Но невозможно вести рациональную дискуссию о ракете Space Launch System и ее полезной нагрузке - космическом корабле Orion - без учета ее огромных расходов, постоянных задержек и приближающегося устаревания.
SpaceX нацелилась на май для орбитального запуска Starship? В понедельник основатель SpaceX Элон Маск написал в Твиттере, что первая попытка орбитального запуска Starship и Super Heavy будет осуществлена на аппарате с ракетным двигателем нового поколения Raptor 2. Эти двигатели значительно мощнее, чем двигатель Raptor 1, с тягой около 500 000 фунтов на уровне моря. «К следующему месяцу у нас будет 39 пригодных для полета двигателей, затем еще месяц на интеграцию, так что, надеюсь, в мае мы проведем орбитальные летные испытания», - написал Маск в Твиттере.
Проверка реальности... Маск давно известен своими агрессивными графиками запусков, и это, вероятно, еще один из них. Источники в компании предполагают, что SpaceX будет хорошо работать над тем, чтобы орбитальные летательные аппараты — вероятно, Ship 24 и Booster 7 в их соответствующих линиях разработки — были готовы к запуску во второй половине 2022 года. Есть также немаловажный вопрос получения разрешения от Федерального управления гражданской авиации на запуск из Южного Техаса. Хотя в настоящее время FAA заявляет, что решение будет принято к 28 марта, я бы ожидал услышать об очередной задержке до этого времени. (Предоставлено Tfargo04)
Руководители программы Blue Origin уходят. В то время как Blue Origin приближается к критической точке поставки готовых к полету ракетных двигателей BE-4 компании United Launch Alliance, инженер, отвечающий за программу ракетных двигателей компании, решил уйти, сообщает Ars. Генеральный директор Blue Origin Боб Смит недавно сообщил сотрудникам об уходе Джона Вилья, старшего вице-президента Blue Engines. В электронном письме Смита сотрудникам, полученном Ars, говорится, что Вилья покидает Blue Origin, чтобы заняться своими «многочисленными» интересами и хобби вне работы.
Он также является руководителем ракет... «Он также создал команду Engines мирового класса, набрав одних из лучших талантов в бизнесе», - написал Смит. Источники, знакомые с работой Вилья, подтвердили, что он был хорошим менеджером и инженером, который помог вернуть программу ракетных двигателей BE-4 на прежний уровень, а поставка двигателей United Launch Alliance, вероятно, произойдет этим летом. Его место займет Линда Кова, которая до перехода в Blue Origin курировала разработку двигателя AR1 в компании Aerojet. Два источника сообщают, что Стив Ноулз, руководитель программы New Glenn в Blue Origin, также покинул компанию.




Космическая движуха
2.2K постов1.5K подписчика
Правила сообщества
О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.
Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."