111

Робинзон, сын "животного общественного"

Давным давно Аристотель сказал: "Человек есть животное общественное". Другой забавный исторический факт произошел не так давно.


Мои ровесники – родившиеся в конце 60-х годов, частенько отправлялись в ясли… Угадайте - когда?


В два месяца! Это, напомню, период, когда ребенок только-только становится на человека похож больше, чем на червячка. Уже улыбается, но ещё в пространство, и головку пока не держит.

А куда деваться?


Отпуска по уходу за ребенком тогда не было. Вообще никакого.


Был декретный отпуск – 56 дней после родов с сохранением заработной платы. А дальше либо увольняйся с разрывом трудового стажа, либо напрягай бабушек, при отсутствии свободных рук и средств - сдавай грудничка в ясли. Это с 70-го года, если не путаю, стали давать полгода на домашнее воспитание, потом год, потом полтора, в 1990-м до трех увеличили.


Нет, правда. Вот выдержка из Советской энциклопедии: «В яслях выделяют 4 возрастные группы: грудных детей (до 9 мес), «ползунковую» (9—14 мес), среднюю (14—24 мес) и старшую (2—3 г.), для каждой из них устанавливается соответствующие режим, периодичность врачебного осмотра».

Вона когда начиналась общественная жизнь – в два месяца от роду!


Человек, можно сказать, и человеком-то себя осознавал уже в коллективе. Не, правда, не вру, рассказывали, был там такой мега-девайс – огромный манеж, куда всю эту компанию грудничковой малышни загружали оптом – пусть учатся переворачиваться, ползать и общаться.


Копошишься там, на людей смотришь, ума набираешься…

И, кстати, набирались, причем довольно быстро. Взгляните на педиатрические книжки 60-х годов – там написано, что к какому возрасту ребенок должен уметь. Уверяю вас, сегодня не каждый годовалый нормативы тогдашнего грудничка выполнит!


Школа коллектива была нелегкой, но эффективной.


Сидишь цельный день на горшке, в окружении таких же суровых всадников с мокрыми носами и красными попами. Периодически предъявляешь лошадь к осмотру. Кто отстрелялся – может полчасика поползать в свое удовольствие, потом – опять на горшок.

Через месяц на горшок просились все. А осознавали себя «животными общественными» - и того раньше.


Ну а дальше все в курсе.


Детский сад, школа, со школы вернулся, пообедал – марш на улицу, постигать во дворе тонкости изготовления снежных крепостей, рогаток или "секретиков" – в зависимости от времени года и гендерной принадлежности.

Лето пришло? Вперед в пионерский лагерь, учиться настоящим образом жизни без родительской опеки.


К окончанию школы мы имели индивидуума, блистательно владевшего всеми навыками социалистического общежития.


Он и со львом, и с бегемотом в одной комнате уживется.


А вы потом еще удивляетесь разнузданности людей предпенсионного возраста на корпоративных вечеринках. Да где еще сегодня люди могут выплеснуть подавленные инстинкты «животного общественного», впитанные с молоком матери, пардон, с детским питанием?


А на скачущих дедулек с бабульками круглыми глазами смотрят родившиеся в 90-е.

Которые росли, когда яслей не было – вымерли. Вообще. Полностью и окончательно присоединились к компании птицы Додо и коровы Стеллера.


С трех, реже с двух лет у них был шанс попасть в детский сад, но обычно не срасталось. В очередь надо становиться еще в утробе, ибо поголовье детских садов тогда сократилось в разы. Слишком уж лакомой добычей были в "святые 90-е" эти отдельно стоящие здания с прилегающей территорией и полной инфраструктурой.


Что им оставалось на общение? Школа, то есть три-четыре переменки по 5-10 минут. После школы – сразу домой! А во дворах они если и играли, то только в самом раннем детстве, в песочницах и на площадках под мамочкиным контролем. Летние лагеря тоже можно смело отминусовать, я уже не говорю про походы с ночевками и студенческие выезды на картошку, умершие навсегда.

И что мы имеем в итоге?


А в итоге мы имеем вступившего во взрослую жизнь социального Робинзона с чувством прайвеси, раздутым как живот больного водянкой.


Интересно, как эти робинзоны с общественными животными общаются?


Все-таки, как-никак, отцы и дети…

_______________


Это отрывок из моей книги "Служба забытых цитат"

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Фейсбук - https://www.facebook.com/BolsaaIgra/

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Лига историков

19.4K постов55K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения