Рисование как терапия

Когда мы ходим в музеи и любуемся на шедевры Васнецова, Брюллова, Репина, Айвазовского, Шишкина, Леонардо да Винчи, Рафаэля и других великих художников, мы получаем эстетическое наслаждение, обогащаемся, растем духовно. Когда мы рисуем сами, мы познаем окружающий мир, становимся наблюдательнее, развиваем абстрактное воображение и аналитическое мышление. Но также, методы изобразительного искусства широко применяются и в работе с психологическими проблемами и психическими расстройствами.


Изотерапия – одно из основных направлений арт-терапии, которая зародилась в 1938 году благодаря американскому врачу и художнику Адриану Хиллу. Собственно основы изотерапии начали разрабатывать психоаналитик Фрейд и аналитический психолог Юнг. Психологи часто используют изотерапию в коррекционной работе со страхами, переживаниями, агрессией, одиночеством, зажатостью, низкой самооценкой, и, конечно же, со стрессами. Следует отметить, что сотрудники Американской психологической ассоциации несколько лет назад проводили специальное исследование по проблеме стресса, и выяснили, что стресс, прежде всего, болезнь молодых. Люди 18-33 лет чаще всего подвержены данному состоянию, так как, по мнению ученых, у них меньше жизненного опыта, чтобы решать бытовые проблемы, в отличие от людей постарше. Так, среди молодежи 50% подвержены стрессам, а среди людей 45-60 лет, только 33 %. Молодежь испытывает состояние напряжения из-за финансовых трудностей, отсутствия или нестабильности на работе, отсутствия вакансий по специальности. По данным сайта о стрессе и стрессменеджменте «Жизнь без стресса» в подростковом возрасте данное состояние может вызвать любая обида или психологическая травма. У детей стрессы могут выражаться через резкие перепады настроения, усталость, расстройство аппетита, сна, либо усиленный аппетит или сонливость, проявление нервозности, агрессию по отношению к окружающим, низкую самооценку, постоянное желание похвалы. Семейные трудности, ссоры со сверстниками могут негативно сказаться на психическом здоровье ребенка. Следовательно, дети, подростки и молодежь могут особенно нуждаться в специальной коррекционной работе.


– Я считаю, что изотерапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Но даже во взрослом возрасте она может быть актуальна. Люди приходят с различными кризисными состояниями, утратами, – делится художник, психолог, арт-терапевт Светлана Овчинникова: «Я работаю с детьми и их родителями, или с детьми и их бабушками и дедушками. В работе использую стимульные карты». Стимульные карты, по словам психолога, специальные фотографические или рисовальные изображения. Клиент выбирает карту, которая привлекает его внимание, больше, чем остальные и рассказывает о том, что он видит. Делится своими ассоциациями и чувствами. Может даже сочинить целую историю. Если карта позитивная, то клиент может найти ресурс, который его подкрепляет и, отталкиваясь от него, нарисовать что-то приятное. Если карта носит негативный характер, то клиент может также продолжить свой рассказ рисунком, отталкиваясь от изображения. В конце занятия люди всегда делятся ощущениями, что было приятно, что неприятно. Рассказывают о том, какие эмоции у них преобладают, изменилось ли состояние, чего удалось достичь в результате проделанной работы.


Изотерапия активно применяется и в реабилитационной работе с детьми с особенностями здоровья. «Данный метод полезен для развития эмоциональной сферы ребенка, внимания, мышления и воображения, памяти, и, конечно же, речи и мелкой моторики», – отмечает педагог-психолог Дарья Синькова: «Также, изотерапия позволяет снять у ребенка коммуникативные барьеры, то есть научить его взаимодействовать со сверстниками, родителями, братьями и сестрами». По ее мнению, изотерапия должна носить регулярный характер, и продолжительность занятия зависит от возраста участника, примерно от 10-15 и до 40 минут, или пока сам ребенок чувствует в себе силы. Если он устал, то можно отвлечься, например, поиграть в игру. Но главное, договориться вернуться потом к рисунку, чтобы показать ребенку оконченность его деятельности и научить его доводить дело до конца. «На первых этапах занятий у ребенка не всегда может быть высокая мотивация к занятиям. Он может утомляться, отвлекаться. Поэтому в процессе занятий нужно постоянно его мотивировать», – рассказывает Дарья Синькова: «Нужно подбадривать ребенка, говорить, как у него красиво получилось. Если он сам не знает, что он хочет нарисовать, то можно подсказывать ему образы, исходя из его склонностей и интересов». По словам психолога, эти образы впоследствии могут способствовать детскому развитию, например, образ человека, образ дома.


– Рисование – процесс творческий и увлекательный. Моему ребенку арт-терапию рекомендовали в качестве лечебного метода. Детский рисунок – это самовыражение, запечатленное ребенком видение окружающего мира, – делится жительница Санкт-Петербурга Светлана: «В последнее время мой сын рисует часто, хотя раньше не испытывал особого энтузиазма. Сейчас в его рисунках можно узреть не только «абстрактную мазню», но и четкие картинки». По наблюдениям Светланы, ее сын стал более внимательным, общительным, менее капризным, у него появилось больше интересов и положительных эмоций.


Ольга Введенская

Рисование как терапия Музыка, Гармония, Хор, Музыкальная школа, Ольга Введенская, Длиннопост