Режиссура: почему «Молодой Папа» — один из лучших сериалов последних лет

Бывает так, когда все вокруг твердят: посмотри это, посмотри то, а ты отказываешься, ибо бесит, а потом всё-таки смотришь и становишься моментально biggest fan, потому что и правда же отлично.


«Молодого Папу» очень интересно сравнивать с другим итальянским сериалом 2016 года: «Медичи».


— Оба проекта об Италии

— В обоих есть Папы Римские

— Оба — итальянского производства, с большим количеством итальянских актёров — т.е. это не голливудский сериал об Италии, это итальянский сериал на английском

— В главных ролях оба раза мировые (и в обоих случаях — британского происхождения) звёзды.


Тем важнее получается анализ различий.

Главным образом они отличаются тем, как держат внимание зрителя. «Медичи» на фоне «Папы» — обыкновенное мыло, которое можно смотреть фоном. Можно готовить себе ужин, изредка раз в минуту-две поглядывая в экран, когда сменяются очередные планы и сцены — и ты ничего не пропустил, потому что в рамках одного плана не происходит и не меняется вообще НИЧЕГО.


Т.е. «Медичи» легко сделать в виде комикса, тупо наскриншотив по кадру из каждой сцены и запихнув в пузыри текста произносимые фразы. И всё, сериал полностью перенесён на бумагу без каких-либо потерь, кроме музыки. Но музыкальная тема там хоть и хороша, но не слишком разнообразна и к происходящему добавляет мало, так что потеря невелика.


С «Папой» это просто невозможно провернуть. Во-первых, он двуязычен, что уже унижает знатоков инглиша, думавших, что ухватили бога за бороду — а нет, нихуя. Если твой родной язык не английский или итальянский, то надо быть уже полиглотом, чтобы позволить себе отворачиваться от экрана.


Во-вторых, и это главное: ТАМ ПОСТОЯННО ЧТО-НИБУДЬ ПРОИСХОДИТ. Соррентино не просто выстраивает некую мизансцену, в которой актёры прочитают некие реплики, которые должны двигать сюжет. Покамест сюжет «Папы» тоже движется в основном через диалоги, но помимо них в кадре постоянно есть какое-то движение, действия, которые позволяют лучше понять происходящее. Или хотя на это просто интересно смотреть, чтобы проникнуться слегка абсурдистской атмосферой этой истории.


По сравнению с постановщиками Медичи, которые просто организовали прочтение написанных на бумаге реплик с подходящими выражениями лиц в подходящих декорациях и подходящем гардеробе, Соррентино на самом деле использует выразительные возможности кино как визуального искусства, чтобы передавать информацию через картинку, а не только текст. Картинка у него — не фон, не декорация, а часть происходящего действия. Говорят, это и называется режиссурой.


текст: https://vk.com/kinaoborot