Репетиторские байки-11. Вальдорфские ученики
Добрый вечер!
Я репетитор по математике и сегодня хотелось бы поделиться с вами своими мыслями о, так называемой, Вальдорфской школе.
Небольшие выдержки из Википедии:
Безоценочная система обучения, отсутствие соревнований не вызывает у ребёнка, который действительно слабее других, чувства неполноценности. Единственной мерой его достижений является сравнение его собственных успехов сегодня с достижениями вчерашнего дня, что даёт возможность каждому ребёнку испытать состояние успеха и тем самым способствует накоплению антисуицидальных факторов личности и профилактике наркомании. Индивидуальный подход избавляет ребёнка от лишних стрессов, исключает обесценивание личности ребёнка.
Первый урок (прим.: в течении каждого учебного дня) — это главный урок, один из главных общеобразовательных предметов (математика, родной язык, география, физика, химия и т. п.) Затем идут уроки, на которых происходит ритмическое повторение. Это иностранный язык, музыка, эвритмия, гимнастика, живопись и др. Практической деятельностью занимаются в послеобеденное время. Это ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки.
Я с учениками Вальдорфской школы сталкивалась всего дважды.
1. Девочка 10 класс, пришла готовиться к ЗНО (экзамен после 11 класса) за два года. В знаниях застряла, в лучшем случае, на третьем классе. Начинали просто со счета в столбик, потом я начала вводить программу четвертого. Она ее тянула и нереально радовалась своим успехам. Просила больше заданий и все такое. В общем радость любого учителя. Из-за ее энтузиазма я стала еще и бесплатно с ней дополнительно заниматься. (Иногда такое практикую, если сам процесс урока с конкретным ребенком и мне тоже приносит душевный подъем).
В общем программу четверного класса мы нагнали довольно быстро и на ура. Но потом пришел пятый. И тут все пошло наперекосяк. Она упорно не хотела вникать в обычные и десятичные дроби, а я с ужасом представляла, что будет, когда пойдет общий знаменатель. Из-за того, что программа стала слишком сложной (как ей казалось) она начала проявлять свой характер. Дерзить проще говоря.
Девочка она вообще своеобразная, но неплохая. Она могла прийти на час раньше урока и названивать мне в домофон, на резонное "урок через час" обижалась. Через час возвращалась и сидела обиженная, начиная дерзить с новой силой.
Или я могла дать ей задание и сказать, что на минуту выйду в другую комнату, чтобы отксерить ей новое. Стою ксерю, задумалась о жизни, поворачиваю голову, а она стоит за мной. "А я просто захотела пойти в эту комнату".
Но, повторюсь, кроме ее неожиданных резких перепадов настроение и редких действий а-ля я так захотела, больше ничего странного не было.
В одиннадцатом классе она плюнула, решила, что сама подготовится к ЗНО. Что я просто штаны просиживаю с ней рядом. В ее понимании я должна была постоянно что-то рассказывать. У нее в голове не укладывалось, что можно что-то непрерывно решать больше пяти минут. И что нужны десятки однотипных заданий, пока не набьешь руку. Подозреваю, что с ее стороны моя работа выглядела очень просто:
1. даю прочитать теорию (если не сложная для восприятия, так учу детей работать с литературой)
2. отвечаю на вопросы
3. записываем в тетрадь для правил ключевые моменты
4. показываю пример 1
5. она решает похожее
6. показываю пример 2
7. она решает похожее
....
N-1. повторение
N. вопросы и домашнее задание
Ко мне ходил еще и ее брат, 4 класс. Его отдали в обычную школу, дабы не губить академическую сторону учебы. С ним все отлично, ДПА в 4 классе сдал на 12 (это как 5+).
2. Мальчик, 8 класс. Все та же Вальдорфская школа. Не знает вообще ничего для 8 класса. Считать в столбик не умеет, таблицу умножения угадывает. Сравнить больше/меньше не может. Сейчас кое-как вывела на начало 6 класса его. Учу находить общий знаменатель. Процесс просто нереально долгий, сидим по 10 минут ищем наименьшее общее кратное для 7 и 9. В итоге у него это 54 (т. к. таблицу умножения угадывает).
Тяжело еще и то, что эти дети не получали оценок до 8 класса. Т. е. никакой конкуренции нет и быть не может. Дети уверенны, что они по знаниям нормальные. Конечно, они осознают, что слабее сверстников из обычных школ, но не понимают насколько.
И только ЗНО показывает реальный результат. Была бы еще надежна на ДПА (экзамен после 9 класса), но сейчас каждая школа составляет свой экзамен. Он больше не одинаков на всю страну. И в этой конкретной Вальдорфской школе они исключили пару лет назад из экзамена: прогрессии, координаты и векторы, многоугольники, методы интервалов и т. д.
Т. е. дети сдают экзамен якобы на 8 баллов (из 12), но почти половины тем в нем и не было. Так что оценка не объективная. И эти школьники потом идут сдавать ЗНО и с ужасом обнаруживают, что тем больше, что они о них если и слышали, то вскользь.
Мое мнение таково: это действительно неплохая методика для творческих людей. Но в сегодняшних реалиях с обязательным экзаменом по математике — это провальная стратегия обучения, если хочется получить высшее техническое образование. Как распознать творческие задатки ребенка еще с детского сада (как я понимаю есть и детсады по этой методике)?
Пишут ученики в альбомах, не в тетрадях. Я видела эти альбомы, в разделе стереометрии много кубиков разными цветами, НИ ОДНОЙ формулы. Наверное у них, в таком случае, развито пространственное мышление. Но толку? Если объем куба - это непосильная задача.
Или урок по теме "Линейные уравнения". Записано и решено три уравнения за весь урок. Домашнее задание - еще два уравнения. Как тут научиться их решать?
Но, конечно, не все дети в такой школе проваливают экзамены. Школа подчиняется министерству образования и должна давать по итогу такой же результат, как и обычная. Может просто мои дети такие, а остальные обычные. Но судя по отзывам в Интернете таких, как мои, очень и очень много.
Девочке из первой истории родители в итоге навредили. Она с такой злобой говорила, как ее бесит, что она ничего не знает и что она не могла заметить это еще в младших классах. Хотя ДПА сдала на 8 (это как 4), что уже показывает, насколько баллы завышены.
Мальчик из второй истории сидит читает уроки по С#, но не может на листе сравнить 1204 и 1240. Какое тут программирование.
Если Вы родитель или ученик из такой школы, или просто хотите высказаться, то буду рада. Мне правда интересно ваше мнение.