Ребёнок-россыпь
Пост в Лигу психотерапии.
Ребёнок-россыпь
© Ross W. Greene PhD, The Explosive Child, 1998
© О.В. Бермант-Полякова PhD, авторизованный перевод и примечания, 2010, 2016
ГЛАВА 4
Многоликое рассыпание
Предыдущие 32 поста находятся на Пикабу по тэгу http://pikabu.ru/tag/ребёнок-россыпь и пересказаны в виде дайджеста здесь http://rabota-psy.livejournal.com/490318.html
Обложка одного из первых изданий знаменитой книги Росса Грина:
Как вы только что прочитали, "рассыпание" у разных детей разное, потому что "рассыпание" может сопровождаться и синдромом дефицита внимания, и постоянно мрачным настроением, и протестными настроениями, и отклоняющимся (от законного) поведением. Однако суть рассыпания, общая для всех этих детей, в другом.
Ребёнка-россыпь и взрослого-россыпь отличают от хорошо адаптированных в социуме людей две вещи:
1) досада, фрустрация, разочарование лишает их способности думать ясно и логично,
2) их внимание и мышление тугоподвижны, они застревают на одной и той же мысли и не могут с неё сдвинуться.
По опыту психологов, рассыпание может быть разным.
Тип А. Таким детям (и взрослым) достаточно самого незначительного знака или намёка на то, что всё идёт не по их плану, ожидания от других людей или от события не оправдаются, задуманное пошло не так или надежды не сбудутся, чтобы начать накручивать себя. Запугивая себя тем, что "всё пропало" и "никто не поможет", он доводит себя до такого градуса переживания, что теряет способность думать ясно, логично, последовательно и ведёт себя так, что окружающие только диву даются, "за что им прилетело" или "из-за чего весь сыр-бор".
Тип Б. Эти дети (и взрослые) более устойчивы к тому, что реальность может подкорректировать задумку и способны вытерпеть ситуацию, где порядок действий приходится переиграть из-за того, что поменялись обстоятельства. Они выдерживают эмоциональные нагрузки фрустрации, но не умеют думать "за себя и за того парня". У них словно не хватает мощностей, чтобы продумывать на несколько шагов вперёд свои разные действия, предвосхищать реакции окружающих (она подождёт меня / у неё не будет времени меня подождать). У них слепое пятно в зоне причинно-следственных связей между поступками (я не предупредил её, что опаздываю, не попросил подождать, и она не знала, что меня надо подождать). Такие дети (и взрослые) может быть и дольше "терпят" до момента большой истерики (скандала, когда разорался и стал швырять вещи), зато совершенно несносны, когда начинают предъявлять окружающим обвинения, "рассыпавшись".
Тип В. Эти дети (и взрослые) легко узнаваемы по привычке "выпаливать" слово "Нет!" в ответ на любое предложение. Они начинают любую коммуникацию с того, что отталкивают вас, критикуют ваши предложения, обесценивают вашу идею (и если у вас есть терпение предлагать одно и то же в трёх разных формулировках, на четвёртый раз они говорят вам "Давай так и сделаем"). В своём выпаливании "Нет!" они хорошо предсказуемы, поддаются прогнозированию, и с возрастом, когда созревает способность самонаблюдения, становятся самокритичными и могут притормаживать желание импульсивно отвергать всё, что приходит извне. Их "рассыпание" выглядит как ярость и сквернословие вместо простого "Нет!", желание прогнать физически и узнаётся по крикам "Я не могу говорить об этом прямо сейчас!", "Заткнись!", "Убирайся!", "Я ненавижу тебя!" или " Оставь меня одного!".
Тип Г. Эти дети (и взрослые) "рассыпаются" не мгновенно и сразу, а "въезжают в рассыпание" постепенно. У них "на лице написаны" дурное расположение духа и мрачный взгляд на любое новое предложение. Они чувствуют себя загнанными в угол, переполненными отвращением к людям, потом начинается скуление или нытьё "Я устал", а заканчивается всё криками, слезами или швырянием вещей, чтобы вас прогнать.
Тип Д. Эти дети (и взрослые) "рассыпаются", когда ничто не предвещало истерики или скандала. Они ничего не знают про свой событийный лимит и не осознают, когда приближаются к его пределам, - поэтому, с точки зрения окружающих, ведут себя неадекватно совершенно "неожиданно".
Тип Е. Эти дети (и взрослые) способны сдерживаться, пока они в школе среди других детей, или на работе среди коллег, зато дома, среди своих, "рассыпаются" почти мгновенно по самому незначительному поводу. Они словно умеют обуздывать себя "на людях" и не умеют - когда в кругу семьи.
Тип Ж. Эти дети (и взрослые) "рассыпаются" и дома, и в школе (на работе). Неважно, как именно они "рассыпаются" - кричат и ругаются, тихо и беззвучно стирают катящиеся из глаз как бы сами по себе слёзы, или заявляют, что хотят спать, уходят и ложатся калачиком где угодно, хоть на полу, чтобы моментально заснуть. Главное, что "рассыпание" тотально определяет их социальную жизнь.
Я дал в предыдущих главах несколько диалогов с детьми-россыпями, чтобы вы получили представление о том, как дети сообщают взрослым о своём "рассыпании", чтобы у вас возникли идеи, в чём ВАШ ребёнок-россыпь, которому вы приходитесь родителем или учителем, похож на того или иного героя данной книги. К детям, о которых вы прочли, и их семьям мы будем так или иначе возвращаться на протяжении этой книги.
(продолжение следует)


Лига психотерапии
5.5K постов26.1K подписчика
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.