0

Разучиться ездить на велосипеде, возможно ли?

Дэстин Сэндлин решил научиться ездить на велосипеде, у которого руль и переднее колесо поворачиваются в разные стороны. Это заняло у него целых 8 месяцев, в течение которых он сделал несколько удивительных открытий о силе привычки, «нейропластичности» детей и работе нашего мозга.

PS Честно украдено у Жизнь Ютубa

Найдены дубликаты

+1
велосипеде, у которого руль и переднее колесо поворачиваются в разные стороны

С какой целью создан?

+1

с Подключением)))

+1

Очень мне нравится, когда берут какое-нибудь американское видео из программы 2000 годов и ОПА НОВЫЙ КОНТЕНТ ШОК ВСЕ СМОТРЕТЬ НЕ РЕКЛАМА БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ.

+1

А нафига, спрашивается в задачнике?

+1

Думаю, выложить бы это раньше - зашло бы. Смотрел это видео очень давно.

раскрыть ветку 2
+2

Как ты красиво пост баяном назвал :-)

раскрыть ветку 1
-1

Благодарю ._.

Похожие посты
63

Психологи рассказали о способе наладить контакт с кошкой

Подружиться с питомцем помогли медленное моргание и прищуривание глаз. Кошка воспринимает их примерно так же, как человек — искреннюю улыбку, — и начинает считать хозяина более дружелюбным и привлекательным.

Психологи рассказали о способе наладить контакт с кошкой Кот, Эксперимент, Дружба, Психология, Ученые

Команда психологов из Сассекского и Портсмутского университетов в Великобритании провела два эксперимента. В первом участвовала 21 кошка в возрасте от нескольких месяцев до 16 лет. Ученые предложили их хозяевам сесть в комнате собственного дома (это было необходимо, чтобы животные не испытывали стресс от незнакомой обстановки), в метре от питомцев. Затем под руководством психолога люди особым образом моргали или щурили глаза: предполагалось, что это позволит наладить контакт. Важно, что все кошки жили у своих хозяев не меньше трех месяцев.

Для второго теста взяли 24 кошки в возрасте от года до 17 лет. В ходе эксперимента с ними старался взаимодействовать уже незнакомый человек, один из исследователей. Вначале он протягивал каждому животному руку, чтобы проверить, готово ли оно идти на контакт, а затем либо медленно моргал, сидя перед ним, как и в прошлом опыте, либо просто сидел напротив, смотря в сторону и не выражая эмоций. Потом участник эксперимента вновь протягивал руку питомцу и смотрел, как изменилось его отношение. Тесты записали на видео, чтобы изучить в будущем.

Результаты, опубликованные в журнале Scientific Reports, показали что кошки склонны реагировать на то, что человек щурится или медленно моргает, и повторять его действия. Также выяснилось, что описанные движения кажутся животным проявлением дружелюбия — и они спокойно подходят даже к незнакомцу, если видят его.

Психологи рассказали о способе наладить контакт с кошкой Кот, Эксперимент, Дружба, Психология, Ученые

Ученые предположили, почему это происходит. Возможно, кошки становятся приветливыми в ответ на действия, поскольку ждут награды или рады, что человек таким образом прерывает зрительный контакт, который у животных ассоциируется с опасностью. Согласно другой гипотезе, кошки воспринимают движения глаз так же, как люди — искреннюю улыбку.

Профессор Карен Маккомб из Школы психологии Университета Сассекса и руководитель исследования отметила, что медленное моргание оказалось надежным способом наладить контакт с питомцем. «Попробуйте прищурить глаза, глядя на домашнего любимца, а затем прикрыть их на пару секунд. Вы обнаружите, что ваша кошка повторит эти действия, и сможете начать с ней своего рода разговор», — добавила она. Психологи уверены, что результаты этой работы рассказывают больше о поведении кошек и в будущем помогут лучше следить за их состоянием в разных условиях, в том числе в приютах и ветеринарных клиниках.

Источник

Показать полностью 1
154

Как работает социальное доказательство?

Один из шагов к переменам психики – понять, что можно жить по-другому. Жить без тревоги, без ревности, без воспоминаний о пережитой боли. Лучше всего с этим помогают примеры, которые доказывают, что это возможно.


Мы следуем деструктивным убеждениям, потому что однажды поверили, что это единственно возможное поведение. Так нам говорили примеры родителей и окружающих людей. Говорили, что нужно прятать свои желания, нужно не выделяться, говорили, что боль и насилие нужно терпеть. А мы поверили им, потому что не видели доказательств обратного.


Силу социальных доказательств в своё время наглядно показал американский психолог Роберт О'Коннор. О'Коннор изучал замкнутых детей дошкольников, робких детей, которые обычно стояли в отдалении от других мальчиков и девочек. О'Коннор понимал, что такое поведение сформировано примерами, которые дети скорее всего усвоили в ближайшем окружении и теперь боялись нарушить привычный порядок.


В ходе эксперимента учёный снял для детей фильм продолжительностью 23 минуты из 11 сцен в детском саду. Каждая сцена начиналась показом замкнутых детей, которые сначала просто наблюдали за своими сверстниками, а потом присоединялись к ним, а те их с восторгом встречали. После этого он показывал этот фильм замкнутым детям и наблюдал за результатом. Как вы догадались, посмотрев фильм, замкнутые до этого дети стали чаще играть и общаться со сверстниками. Самое же интересное произошло через 6 недель после показа фильма. За это время замкнутые дети, которые не видели фильма, не изменили своего поведения, а те, кто посмотрел фильм, стали лидерами в своих группах. Одного видео продолжительностью 23 минуты хватило для того, чтобы повернуть вспять детскую психику.


С одной стороны, это важное доказательство силы положительных примеров. Многие пишут мне после того, как заметили в своём окружении людей, со здоровой психикой и тоже захотели измениться. Один парень, который поддерживал самооценку через помощь окружающим обратился ко мне после встречи с другом, который вёл себя противоположным образом. Он всегда говорил о том, что ему не нравится, держался небольшого, но верного круга друзей и ни перед кем не заискивал. Парень понял, что хочет вести и чувствовать себя точно также.


С другой стороны, эксперименты О'Коннора доказывают силу всех (!) социальных примеров. Если бы он показывал фильм о том, как замкнутые дети пытались преодолеть стеснительность, но их отвергали, они бы сильнее ушли в себя. К сожалению, именно это происходило с большинством взрослых, которые сегодня страдают от неврозов. В детстве они видели ссоры и насилие, слышали упрёки и требования, и в итоге решили, что так устроен весь мир.


Положительные социальные примеры важны и сегодня. Именно на них строится психотерапия. Только тут взрослые сами становятся для себя примером. Они говорят о том, что им не нравится, и понимают, что мир от этого не рухнет. Они отказываются от собственничества и замечают, что это только укрепляет их отношения.


Грустно, что в детстве нам не показывали фильмы О'Коннора. Грустно, что сегодня эти фильмы не могут помочь нам также хорошо, как детям. С другой стороны, механизм остался прежним – здоровые примеры вокруг помогают нам менять свою психику. Мы можем искать эти примеры. Мы должны их искать. И, возможно, мы сами станем для кого-то примером.

Показать полностью
83

Выученная беспомощность нелюбви

Один из главных вопросов, которым я задавался, когда начал изучать психологию:


– Почему одни люди пытаются изменить свою психику, а другие нет?


Ведь психологические проблемы есть у всех. Каждому человеку полезно порефлексировать на свои мысли, желания и страхи. Но при этом кто-то готов это делать, а кто-то нет. Сегодня я знаю ответ на этот вопрос – выученная беспомощность.


Выученная беспомощность – это психологический феномен, открытый и доказанный психологом Мартином Селигманом полвека назад. Чтобы лучше объяснить суть феномена, я кратко перескажу самый известный эксперимент Селигмана.


Итак, группа учёных под руководством Селигмана взяла три группы собак и поместила их в большие клетки. Первая группа собак получала лёгкие удары током через пол клетки, при этом рядом была кнопка, на которую собака могла нажать носом, чтобы отключить ток, что она и делала спустя какое-то время. Вторая группа также получала удары током, но не могла самостоятельно отключить ток, он отключался только если собака из первой группы нажимала свою кнопку. Другими словами, собаки из второй группы никак не контролировали свои страдания. Собаки из третьей группы не подвергались никакому воздействию тока, а просто сидели в клетке.


После этого всех собак поочереди помещали в одинаковый бокс, на пол которого также подавался ток, но в этот раз каждая собака могла выпрыгнуть из бокса через перегородку в другой бокс, где тока не было.


Как же повели себя собаки из разных групп?


Собаки первой группы (из клеток с кнопкой) сразу перепрыгивали через перегородку, чтобы избавиться от боли. Собаки третьей группы, которые не получали тока, также перепрыгивали в другой бокс. Интереснее всего поступали собаки второй группы, которые в первой части эксперимента не могли остановить удары током. Эти собаки даже не пытались перепрыгнуть через перегородку бокса, сначала они просто ходили по боксу, а потом ложились на пол и продолжали терпеть удары током.


Так Селигман открыл феномен выученной беспомощности, который можно описать следующим образом – беспомощность вызывают не сами неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Другими словами, мы становимся беспомощными, если привыкаем к тому, что от наших активных действий ничего не зависит, и мы никак не можем повлиять на проблемы вокруг нас.


Теперь отвлечёмся от собак и поговорим о людях.


Мы приобретаем негативные психологические убеждения о допустимости жестокости, своей непривлекательности или неспособности в детстве, когда видим соответствующие подкрепления. Будучи маленькими мы чаще всего неспособны повлиять на отношение к нам и поэтому смиряемся с тем, какое есть, а когда вырастаем и получаем возможность разобраться со своими демонами уже считаем это бесполезным.


Например, если родители в детстве применяют физическое насилие к детям, первый раз ребёнок может даже попробовать что-то сделать, но чем чаще его будет постигать неудача, тем больше он будет склоняться к тому, что проще смириться со своей судьбой. Когда же он вырастет и будет способен дать отпор родителям и другим обидчикам, он не сделает этого, потому что беспомощность плотно въелась ему под кожу.


Тоже касается более простых убеждений. Берём родителей, которые с детства навязывают ребёнку свои желания, говорят, как нужно себя вести и не поощряют самостоятельность. Предположим, что иногда ребёнок даже пытался сопротивляться. Но опять же, видя бесполезность своих усилий, со временем он решает, что это не имеет смысла. И когда он вырастет и будет иметь возможность следовать независимым «хочу», он не сделает этого, потому что уже слишком привык, что это ничего не изменит.


Важно понять, что выученная беспомощность – это тоже внутренний механизм борьбы с тревогой. Когда ребёнку в детстве причиняют боль, у него есть два варианта:


– Пытаться бороться и получать ещё больше боли.

– Считать, что он заслужил это, и смириться.


С точки зрения мозга второй вариант более предпочтительнее, потому что тратит меньше психической энергии. Проблема в том, что во взрослой жизни уже первый вариант становится менее тревожным, потому что мы обладаем большим выбором и самостоятельностью, чтобы не испытывать душевную боль. Мы можем говорить о своих желаниях и уйти от любого человека, который их не принимает. Мы можем самостоятельно нести ответственность за свои решения и учиться на своём опыте. Но… Нас уже научили беспомощности.


Я не могу дать один совет, как это исправить. Хотя и очень хотел бы. Чтобы начать менять свою психику важно сделать несколько шагов: понять, что ты страдаешь, найти источник этих страданий и путь наружу. Осознание выученной беспомощности помогает сделать первые шаги. Но главное, оно помогает понять:


Мы не рождены беспомощными. Мы этому научились. А это значит, что можно научиться быть сильными.


Источник.

Показать полностью
66

Когнитивные искажения

Когнитивное искажение — это систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, вызванные субъективными убеждениями и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами.


Недооценка бездействия — одно из когнитивных искажений, проявляющееся в тенденции людей недооценивать последствия бездействия в сравнении с действием с аналогичным результатом. Примером такого феномена является антивакцинаторство, когда родители предпочитают риск получить осложнения от болезни риску получить осложнения прививки. Хотя риск осложнения от прививки намного ниже риска заболеть — вакцинация требует активного действия.


Гало-эффект — когнитивное искажение, результат воздействия общего впечатления о чём-либо (явлении, человеке, вещи) на восприятие его частных особенностей. Примером может служить впечатление, что у людей с привлекательной внешностью большие умственные способности

Иллюзия конца истории — люди любого возраста считают, что их личность сильно изменилась в прошлом, но слабо изменится в будущем.


Эффект фрейминга — когнитивное искажение, при котором форма подачи информации влияет на ее восприятие человеком. Так, одно и то же утверждение, в зависимости от формулировки и смысловых акцентов, может быть представлено как в негативном, так и в позитивном свете («Стакан наполовину пуст или наполовину полон»), в качестве выгоды или потери.


Сопротивление — потребность человека делать нечто противоположное тому, что некто побуждает его делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить свободу выбора. При сопротивлении индивид часто действует себе во вред.


Ошибка меткого стрелка́ — понятие из методологии, описывающее заблуждение, при котором берутся только сходные данные, тогда как отличные от них игнорируются, что приводит к неправильным выводам. Например "исполнение" пророчеств  Нострадамуса  подгоняются под свершившиеся события.


Предвзятость подтверждения — тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся ранее идеи.


Эффект ложного консенсуса— это склонность проецировать свой способ мышления на других людей. Иными словами, люди склонны полагать, что все остальные думают точно так же, как они сами. Эта предполагаемая корреляция, не подтверждающаяся данными статистики, вызывает впечатление несуществующего консенсуса. Такое логическое заблуждение затрагивает группу людей или отдельных личностей, предполагающих, что их собственные мнения, верования и пристрастия значительно более распространены в обществе, чем это есть на самом деле.


Искажение при описании черт характера — тенденция людей воспринимать себя как относительно изменчивых в отношении личных качеств, поведения и настроения, одновременно воспринимая других как гораздо более предсказуемых.


Феномен «справедливого мира» — тенденция людей верить, что мир «справедлив» и, следовательно, люди получают «то, что они заслуживают».

Ошибка игрока — тенденция полагать, что отдельные случайные события испытывают влияние предыдущих случайных событий.


Эффект недавнего (аберрация близости) — тенденция оценивать значение недавних событий выше, чем более ранних событий.


Эвристика доступности — оценка как более вероятного того, что более доступно в памяти, то есть уклонение в сторону более яркого, необычного или эмоционально заряженного.


Иллюзорная корреляция — когнитивное искажение преувеличенно тесной связи между переменными, которая в реальности или не существует, или значительно меньше, чем предполагается. Типичным примером могут служить приписывание группе этнического меньшинства отрицательных качеств. Иллюзорная корреляция считается одним из способов формирования стереотипов.


Искажение самовозвеличения — тенденция признавать большую ответственность за успехи, чем за поражения. Это может проявляться также как тенденция людей преподносить двусмысленную информацию благоприятным для себя образом


Отклонение в сторону позитивного исхода — тенденция переоценивать при предсказании вероятность хороших вещей.


Эффект сверхуверенности — одна из многих позитивных иллюзий человека. Это когнитивное искажение основывается именно на необъективной оценке своих действий и, как следствие, превозношении себя над окружающими.


Искажение уже определённого места — тенденция запоминать себя самого как показавшего лучшие, чем у других индивидов, результаты в тех заданиях, наши способности в которых мы оцениваем как «выше среднего»; также и тенденция запоминать себя самого как показавшего худшие, чем у других индивидов, результаты в тех заданиях, наши способности в которых мы оцениваем как «ниже среднего»


Феномен Баадера-Майнхоф или иллюзия частотности — недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.


Предвзятость относительно экономии времени — это человеческая склонность к ошибочной оценке времени, которое может быть сэкономлено (или потеряно) в результате увеличения (или снижения) скорости (в области дорожного движения и других сферах). В целом, люди недооценивают экономию времени в результате увеличения сравнительно низкой скорости (напр., 40 км/ч) и переоценивают экономию времени в случае повышения сравнительно высокой скорости (напр., 90 км/ч). Люди также склонны недооценивать потери времени в результате уменьшения низкой скорости и переоценивать эти потери в случае уменьшения высокой скорости.


Противление — проявление ментальной инерции, неверие в угрозу, продолжение прежнего курса действий в условиях настоятельной необходимости переключиться: когда откладывание перехода чревато ухудшением состояния; когда проволочка может привести к потере возможности улучшить ситуацию; при столкновении с экстренными ситуациями, неожиданными возможностями и внезапными помехами.


Эффект авторитета — тенденция приписывать более высокую оценку мнению авторитетной фигуры и в большей степени зависеть от этого мнения.


Приукрашивание прошлого — тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили



Предпочтение нулевого риска — склонность выбрать стратегию, при которой один из нескольких рисков исчезает полностью, вместо стратегии, которая частично снижает несколько рисков, даже если в этом случае общий риск окажется ниже. Это когнитивное искажение проявляется в таких областях принятия решений как инвестирование, здравоохранение, экология или общественная безопасность.


Иррациональное усиление — психологический поведенческий шаблон, при котором индивидуум или группа лиц, наталкиваясь на негативные последствия принятия какого-либо решения или действия, всё равно продолжает его делать. Экономисты  используют термин «ошибка невозвратных затрат» для описания явления, когда продолжается инвестирование во что-либо вопреки тому, что затраты превышают потенциальные выгоды.


В следующем посте расскажу про когнитивные ошибки, из когнитивной психотерапии.

Мой канал с интересным и полезным в телеграмме https://t.me/prizma_psy

Показать полностью
38

Три интересных психологических эффекта и 1 эксперимент

1) Эффект Бенджамина Франклина — психологический эффект, заключающийся в том, что человек, сделавший что-то хорошее для другого человека, с большей вероятностью еще раз поможет этому человеку, нежели если бы он получил помощь от него. Объяснением этому может быть то, что наш мозг видит причину, по которой мы помогли, в том, что этот человек нам симпатичен. Противоположным также считается случай, когда мы ненавидим человека, с которым поступили неправильно. Мы обесчеловечиваем его, чтобы оправдать плохие поступки, которые мы ему сделали.
Было высказано предположение, что солдаты, которые убили вражеских военнослужащих в боевых ситуациях, впоследствии ненавидели их, потому что этот психологический маневр помогал «уменьшить диссонанс убийства».
Другими словами, «эффект Бенджамина Франклина» — это «результат того, что в каждом человеке формируется личность, которая сама себя подкрепляет; по этой причине любые несоответствия в вашей личной истории переписываются, редактируются, и перетолковываются»

2) Эффект растормаживания в Сети— это эффект ослабления психологических барьеров, ограничивающих выход скрытых чувств и потребностей, который заставляет людей вести себя в Интернете так, как они обычно не поступают в реальной жизни. Это ослабление зависит от множества факторов, среди которых: диссоциативная анонимность, невидимость, асинхронность, диссоциативное воображение, минимизация власти, а также личные качества пользователя. Эффект растормаживания был проанализирован американским психологом Джоном Сулером.
Различают два вида растормаживания: положительное и токсическое.
Благодаря эффекту положительного растормаживания люди чувствуют себя свободнее, дают волю скрытым эмоциям в интернет-пространстве и даже проявляют неожиданную доброту и великодушие. Благоприятное растормаживание дает людям возможность заняться самоисследованием и самосовершенствованием, находя новые пути существования и способы решения проблем. Если же они тяготеют к темной стороне интернета, посещая соответствующие сайты (например, пропагандирующие насилие), на волю выходят грубость, агрессия, ненависть, и такое растормаживание уже следует называть токсическим. Токсическое растормаживание, как правило, связано с желанием удовлетворить сомнительные потребности, не направленные на личностный рост человека.

3) Угроза подтверждения стереотипа — психологический эффект, изучаемый в рамках социальной психологии и заключающийся в том, что стереотип может оказывать негативное влияние на поведение человека, который считает себя принадлежащим этому стереотипу. В некоторых ситуациях человек может чувствовать, что другие судят его по негативному стереотипу, присущему его социальной группе, или опасаться сделать что-то, что может подтвердить образ стереотипа. Как следствие, это может привести к снижению производительности этого человека в областях, в которых он лично заинтересован.
Эффект был обнаружен Клодом Стилом и Джошуа Аронсоном в 1995 году. Они исследовали случаи недооценки интеллекта у представителей этнических меньшинств, таких как афроамериканцы. Долгое время в США был стереотип о том, что белые люди умнее темнокожих. Стила и Аронсона интересовало, насколько это убеждение влияет на интеллектуальные достижения самих представителей стереотипа. Их исследование показало, что результаты выполнения сложной устной задачи были хуже тогда, когда темнокожие студенты считали, что эта задача предназначена для измерения их интеллекта.


Эксперимент Аша.
В ходе экспериментов, проводившихся Соломоном Ашем, студентов просили поучаствовать в «проверке зрения». В действительности цель была в проверке реакции одного студента на ошибочное поведение большинства.

В экспериментах все участники, кроме одного, были «подсадными утками». Испытуемый и семь «подсадных уток» были усажены в аудитории. Им демонстрировались по порядку две карточки: на первой изображена одна вертикальная линия, на второй — три, только одна из которых такой же длины, что и линия на первой карточке. Задача студентов  — необходимо ответить на вопрос, какая из трёх линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображённая на первой карточке. Студенту предстояло просмотреть 18 пар карточек и ответить на 18 вопросов, каждый раз он отвечал последним в группе.
На первые два вопроса все дают одинаковые, правильные, ответы. Но на третьем этапе «подсадные утки» дают один и тот же неправильный ответ.  В каждом эксперименте на 18 вопросов 12 раз все «подсадные утки» отвечали неправильно, но в некоторых случаях один или несколько подставных участников были проинструктированы отвечать правильно на все 18 вопросов.

В итоге 75 % испытуемых подчинились заведомо ошибочному представлению большинства, по крайней мере, в одном вопросе.
Общая доля ошибочных ответов составила 37 %.
Когда независимых испытуемых было двое или когда один из подставных участников получал задание давать правильные ответы, количество ошибок падало более чем в четыре раза. Когда кто-то из подставных давал неверные ответы, но также не совпадающие с основным, ошибка также сокращалась до 9−12 % в зависимости от категоричности «третьего мнения».

Показать полностью
123

Про выученную беспомощность

Выученная беспомощность, или синдром выученной беспомощности — это феномен, когда человек, оказавшись в сложной ситуации, сталкиваясь с препятствиями, отказывается от активности и поиска решения сложившейся ситуации. При этом, что характерно, люди с выученной беспомощность полагают, что неудачи — это дело их рук, а позитивные происшествия в жизни это просто такое стечение обстоятельств, которое от них не зависит.


Изучением и описанием данного явления занимался Мартин Селигман. Он с группой других учёных пытался найти причины депрессии в сбоях в когнитивной обработке информации.

Им и с соавторами был проведён следующий эксперимент: было две группы собак — контрольная, с которой ничего не делали, и экспериментальная — на которых проводилось предварительное воздействие.


Собак их 2 группы (экспериментальной) помещали в специальную камеру, к полу которого было подключено электричество — собачек били током (электричество не наносило вреда здоровью, просто было неприятным). И, соответственно, как-то воздействовать на ток животные не могли, как не могли и выбраться из этой камеры. Со временем, когда подавался ток, они просто забивались в угол и выли.


Во второй части эксперимента, этих же собак помещали в такие условия, что они, при ударе током, могли запросто покинуть камеру просто перепрыгнув через небольшое ограждение. Однако собаки из экспериментальной группы продолжали демонстрировать старое поведение — просто забивались в угол и выли. Животные из контрольной группы запросто справлялись с экспериментом и находили выход из этой ситуации. Был сделан вывод о том, что беспомощности можно обучить.


Позже похожий эксперимент был проведён на людях. Результаты экспериментов на животных и выводы учёных были полностью подтверждены.


В последствии взгляд на причину выученной беспомощности претерпел некоторые изменения. В частности, было установлено, что выученной является не беспомощность, а контроль. То есть беспомощность — это базовая черта развивающегося человека (от первобытного общества до современного этапа развития цивилизации, от ребёнка до взрослого): когда мы поначалу беспомощны, не можем контролировать некоторые ситуации, которые с нами происходят, но, постепенно, развиваясь, обучаемся этому и можем прогнозировать и противостоять более сложным явлениям. Важным здесь является ощущение контроля — того, что мои действия на что-то влияют. Если этого ощущения нет, то вся деятельность по преодолению сложившейся ситуации становится бессмысленной.


Так формируется активность или пассивность в какой-либо ситуации: когда человек не может связать свои действия с результатом, не понимает, как он может повлиять на развитие ситуации — развивается пассивность, выученная беспомощность. Но вот когда человек может осознать свой вклад в ситуацию, увидеть, хотя бы минимальный, результат своих действий, развивается активность и возможность прогнозировать и противостоять негативным ситуациям и воздействиям.


Эти данные важно учитывать не только при проведении психотерапии, когда специалист учит клиента устанавливать взаимосвязи между действием и результатом, решать проблемы, но и при воспитании детей — обучать устанавливать взаимосвязи между действием и результатом важно уже с детства. Не получится так, что вы сначала воспитывали безынициативного ребёнка, а потом он, вдруг, стал инициативным, активным и успешным. Так, к сожалению, не работает. Исправить это, изменить установки и научить не терять энтузиазм в сложных ситуациях, можно и в более взрослом возрасте — собственно говоря, до старости. Но сил на это уйдёт гораздо больше.


Спасибо за внимание!

Показать полностью
79

Вредные привычки: выбор или лекарство от стресса?

Метод решения проблемы не имеет смысла, если ты не понимаешь, что на самом деле тебя беспокоит.


Месяц назад я начал консультировать парня, который рассказал мне, что бросил курить с помощью таблеток, которые вызывали физиологическое отторжение табака. То есть ты принимаешь таблетки, пытаешься закурить, а тебя выворачивает наружу. Так мозг запоминает эту реакцию, и постепенно сигареты начинают ассоциироваться у тебя с отвращением.


Метод кажется эффективным, если не знать интересной детали. Никотин в сигаретах не является наркотиком в чистом виде.


Чтобы это доказать, учёные проводили простой эксперимент. У крыс в клетке был рычаг, нажимая на который они получали дозу никотина, разбавленного в воде. Логично, что попробовав никотин несколько раз, крысы должны продолжать всё чаще нажимать на рычаг (так происходит с любым другим наркотиком). Однако, как только учёные переставали давать никотин при нажатии на кнопку, крысы переставали на неё нажимать. Это, кстати, похоже на людей, которые могут раз в месяц выкурить сигаретку, но не привыкнуть к процессу.


Но потом эксперимент стали менять. Крысе не просто давали никотин по нажатию на кнопку, но сопровождали это триггером, например, звуковым сигналом. Крыса опять нажимала на рычаг, слышала звук, получала никотин. И вот теперь, когда никотин переставали давать по нажатию, крысы продолжали как сумасшедшие жать на рычаг, чтобы получить дозу.


Похожих исследований было много, но вывод был один. Сам по себе никотин не вызывает физиологической зависимости, как, например, героин или кокаин. Вы можете прямо сейчас купить 5 литров чистого никотина в интернете, абсолютно легально. Зависимость, причём психическую, вызывает ритуал, который мы ассоциируем с курением: сигаретка от нервов, сигаретка после секса, сигаретка с друзьями и т. д.


К чему я это рассказываю? Как оказалось, когда парень бросил курить, он начал набирать вес. Почему? Потому что пропала физиологическая привычка, но психологическая зависимость осталась, и её нужно было чем-то заменить. В ходе обсуждения мы, конечно, пришли к тому, что дело не в переедании и не в курении, а в стрессе, который с ними ассоциируется. И вот от стресса мы и будем избавляться.


Это наглядный пример того, как люди пытаются следовать каким-то (вроде) психологическим советам, не понимая их цели и подоплёки. Когда ты выписываешь на листочке свои сильные стороны, вешаешь себе на стену доску визуализации или повторяешь себе «я классный, я классный, я классный».


У всех наших действий одна цель – получить определённые эмоции: чувство спокойствия, уверенности или удовольствия. И вопрос не в том, как именно их получить, а в том, почему нам изначально их не хватает.


Если ответить на него, настоящее решение окажется на порядок проще.


Источник.

Показать полностью
354

Как победить вредную привычку

Как победить вредную привычку Психология, Психотерапия, Заметки психотерапевта, Дисциплина, Привычки, Длиннопост

Вторая по популярности тема в психологическом консультировании – это самодисциплина.

Это умение принуждать себя делать то, что не хочется, для того, чтобы получить то, что хочется.


В качестве метафоры можно предложить знаменитый «Зефирный тест». Это психологический эксперимент, в котором детям клали на стол одну зефирку. Если ребенок потерпит 15 минут, то он получит вторую зефирку, если не выдержит – съест только одну.


Это одна из групп навыков самодисциплины – воздержание от удовлетворения импульса.

Вторая группа – это умение возбудиться на совершение какого-то действия. Замотивировать себя или заставить.


Сегодня поговорим о воздержании.


Большинство людей понимает воздержание от удовлетворения импульса как борьбу с самим собой. Если я решил завязывать с поеданием сладкого, то мне надо постоянно бороться с желанием скушать пироженку.


Это кажется настолько очевидным и привычным, что большинство читателей могут задать вопрос: «А что, можно иначе?».


Можно. Более того, бороться с самим собой – это не очень эффективный способ удержать себя от какого-то действия.


Почему? Здесь стоит вспомнить о выдающемся физиологе А.А. Ухтомском, который открыл принцип доминанты.


Доминанта - устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения


Нет более уверенного в себе человека, чем тот, кто хочет в туалет. Если вы зарядили с утра кружку кофе, а на остановке догнались чаем, то в вашем организме возникнет устойчивая доминанта – сходить по-маленькому.


Согласно Ухтомскому, любое раздражающее воздействие будет усиливать ваше желание пописать. Например, увидели на улице отличную женскую задницу, и вам бы сексуально возбудиться, но почему-то писать хочется сильнее.


Или к вам пристали гопники. В другой ситуации вы, может быть, испугались бы или напряглись, но сейчас на фразу: «Ты с какого района», думаете «С того, где можно поссать!».


Какое отношение доминанта имеет к самодисциплине? Самое непосредственное!


К примеру, вы бросаете курить. Торжественно посмаковав свою последнюю в жизни сигарету, вы выкидываете пачку в мусорку.


Через некоторое время появляется ОНО – желание покурить. В вашем организме возникает очаг возбуждения, или доминанта.


Что делает большинство людей в этот момент? Правильно, начинает бороться с самим собой.

Ругаться с самим собой, критиковать себя, уговаривать себя воздержаться…

Что такое борьба? Это напряжение. То есть человек пытается удержаться от курения с помощью напряжения или сдавливания.


Что происходит дальше? Правильно, все по Ухтомскому, – борьба с собой усиливает желание покурить!


Бросающий перекармливает свой очаг возбуждения до такой степени, что у него выключаются мозги и он просыпается только через некоторое время с сигаретой во рту.


Подобное поведение относится не только к сигаретам, но и почти к любой устойчивой привычке, будь то сладкое, алкоголь, порно, социальные сети, компьютерные игры и так далее.

Что же в таком случае делать?


Здесь мы подходим к разнице между воздержанием и борьбой с самим собой.


Принципы воздержания:


1. Импульсы – это не что-то плохое или хорошее. Это нечто естественное.


Солнце – оно хорошее или плохое? Правильное или неправильное? Оно никакое. Вы можете дать солнцу любую оценку, но в этом нет необходимости, это никак не повлияет на само солнце.

Так же и с вашими импульсами. Они есть проявление природных процессов, создавших ваше тело. Природа не плохая и не хорошая – она такая, какая она есть. Можно возмущаться тому, что наши тела не выдерживают температуру в -150 градусов по Цельсию, но мое возмущение не изменит природу.


С природой невозможно договорится, невозможно подкупить или надавить на жалость, невозможно запугать или застыдить. Лучшее, что можно сделать с природой – это принять ее законы и найти способы использовать их в своих интересах.


2. Не борись с импульсами.


Мы уже выяснили, что попытка подавить свои импульсы только усиливает их. Какая же тогда альтернатива борьбе?

Наблюдение.

Отстраненное наблюдение за своим импульсом как за чем-то внешним. Как будто бы что-то возникло в вашем теле без вашего сознательного участия. Все, что возникло само – исчезнет само, а вы за этим понаблюдаете.


3. Импульсы имеют свойство заканчиваться.


У многих людей есть убеждение, что если не подавлять свои импульсы, то они буду только усиливаться и со временем начнут сводить человека с ума.

Наши тела устроены не так. При условии, что у нас нет никаких заболеваний, нарушающих работу нашей нервной системы, то любой очаг возбуждения гаснет, если его не поддерживать.


4. Все, что не используется – то атрофируется.


Все, что мы делаем часто, то тренируется, и со временем у нас получается все лучше и лучше. Люблю повторять, что в жизни прокачка, как в Скайриме.


Однако есть и обратная сторона – все, что мы не используем, атрофируется или отмирает.


Если вы не будете ходить в спортзал, то ваши мышцы будут уменьшаться.

Если не будете решать интеллектуальные задачи, то будете тупеть.

Если не будете следовать своим привычкам, то они исчезнут.


Дофамин, который выделяется вашим организмом для того, чтобы вы все-таки выкурили эту чертову сигарету, не будет выделяться вечно. Один раз захотелось – не выкурили, второй раз – не выкурили, третий раз…


На четвертый раз организм поймет, что тратит ресурсы зря, и начнет потихоньку перестраиваться. В пятый раз он выделит уже не 100 процентов дофамина, а 75%. В шестой раз – пятьдесят. И так до полного атрофирования вашей привычки.


Так что победить свой импульс можно не борьбой, а равнодушием.


Техника:


1. Заведите «тетрадочку наблюдений» за той привычкой, от которой хотели бы избавиться (например – поедание сладкого);

2. Нарисуйте график математической функции, где Х – это время наблюдения, а Y – интенсивность желания.

3. В следующий раз, когда импульс возникнет, запишите время и поставьте силу импульса по десятибалльной системе, где 0 – полное равнодушие, а 10 – так хочется, что мозги отключаются.

4. После этого, помня о принципах наблюдателя, наблюдайте за импульсом как за чем-то внешним. То, что возникло без моего сознательного желание так же и исчезнет.

5. В процессе наблюдения отмечайте на графике динамику желания с произвольно выбранными временными промежутками (например – каждые тридцать секунд);

6. Продолжайте наблюдение до угашения желания.


Суть упражнения в том, что вы занимаете по отношению к своему желанию позицию наблюдателя, говоря языком А. Курпатова – выходите в мета-позицию.


В этой позиции вам проще эмоционально не вовлекаться в своё желание, и проще контролировать себя в процессе взаимодействия. Кроме того, отношение к своему желанию, как к спонтанно возникшему физиологическому процессу, помогает отвязать его от лишних ассоциативных цепочек, которые могут и будут усиливать напряжение.


Что я имею в виду под последним?


Если у вас болит зуб – делает ли это вам плохим человеком?


Покрутите пальцем у виска, не стесняйтесь. Вопрос очень странный, согласен. Если у меня болит зуб, то это ничего не говорит обо мне, как о личности, поскольку боль в зубе – это просто физиологический процесс, телесный сигнал, указывающий что мне надо сходить к стоматологу.


А вот если вы хотите съесть сладкое – делает ли это вас плохим человеком?


Для тех, кто ограничивает себя в сладком – определенно. Ведь я же себе обещал, ведь я же хочу бросить, ведь я же хочу похудеть, ведь я…


Опять мне хочется эту сладкую булочку! Какое же я говно, не могу себя контролировать, ничего у меня не получается, так и буду жирной до конца жизни, и никто меня не полюбит, да у меня жопа размером с Боинг!


Чувствуете разницу? А ведь в обоих случаях мы говорим о физиологическом ощущении. Только в одном случае человек не разделяет свою физиологию и свою личность, а во втором – нахероверчивает в четыре куба.


Для вышеуказанного упражнения есть версия для продвинутых. Вы не только отмечаете скачки своего желания на графике, но и записываете сбоку мысли, которые эти скачки вызывают.


Например, наблюдаете вы за желание съесть пончик. И в голове у вас разные мысли возникают:

«Ммм, как этот пончик растает на языке»

Оп, желание скакануло. Зафиксировали, записали.


«Но если я его съем, то у меня будет толстая жопа.»

Оп, желание опустилось. Мысль записали, зафиксировали.


«Если у меня будет толстая жопа, со мной никто не будет общаться и я буду одна».

Оп, а здесь у нас появился второй поток – поток напряжения, который вызвали мысли об возможном одиночестве. В зависимости от того, какой поток будет сильнее (страх одиночества, или желание съесть пончик) тот поток и становится доминантным.


Таким парадоксальным образом вы, думая о своей желание поесть пончик, по цепочке ассоциативных связей можете выйти на темы, которые со сладким вообще никак не связаны.

Полученную информацию можно будет использовать для общение с психотерапевтом или для самостоятельной отработки.


На сегодня все, до встречи в следующих заметках)

Как победить вредную привычку Психология, Психотерапия, Заметки психотерапевта, Дисциплина, Привычки, Длиннопост

P.S. Почта для связи psy.kuz@yandex.ru

Показать полностью 1
141

Сила воли: что это такое и как её прокачать

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

Тысячи людей каждый день пытаются похудеть, бросить курить и перестать смотреть сериалы. У одних прекрасно получается добиваться целей, другие терпят неудачи. Вроде пообещал себе худеть, заниматься спортом, бросить курить, но в какой-то момент не можешь устоять против привычных соблазнов. Мозг будто сам себя не слушается, хотя понимает, что ведет себя глупо. И вот потом ходишь и упрекаешь себя в слабоволии и слабой дисциплине.

Для меня слабовольность тоже когда-то была большой проблемой. Да и сейчас тоже. Но благодаря пониманию того, как работает самоконтроль, мне стало легче справляться с импульсами. Поэтому решила затронуть эту тему.


Так что давайте разберемся, что такое сила воли на уровне мозга и как можно уменьшить власть искушений над собственной жизнью.

Почему важно иметь прокачанную способность к самоконтролю

"Сила воли" или по-научному "самоконтроль" — способность противостоять импульсивному поведению и разрешать конфликт между сиюминутными желаниями и долгосрочными целями.

Заказать в ресторане торт или салат? Пойти на тусовку или заняться наконец своим проектом/подготовиться к экзамену? Пойти в зал или посмотреть новый сериал?

Люди, которые хорошо регулируют свое поведение, имеют более успешную карьеру, отношения, более высокий уровень психического здоровья и меньше подвержены развитию зависимых состояний [1] [2]. У людей с низким самоконтролем, наоборот, повышенные риски стать алкоголиками, попасть в цепи какой-нибудь зависимости, вести небезопасную половую жизнь и заполучить ожирение [3].

Нейробиология силы воли

Наше мышление часто делят на две разновидности:

— Иррациональное и рациональное

— Ид и Эго

— Система 1 и Система 2

— Обезьянка и Рациональный тип

— Пассажир и Машинист

— Сердце и Ум

— Эмоции и Рацио

Все называют два типа мышления по-разному, но суть одна: первая система опирается на импульсы и эмоции, вторая опирается на логику и самоконтроль.

Разберем каждую чуть подробнее.

Система 1 a.k.a лимбическая система

Система 1 — это такая система быстрого реагирования, которая помогала нашим предкам быстро принимать решения в условиях недостатка информации. Она отвечает за эмоции, импульсы и интуитивные ощущения.

Участки мозга, связанные с этой системой, находятся в лимбической системе. Страх, возбуждение, тревога, удовольствие — все это рождается там.

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

Система 1 запрограммирована автоматически реагировать на важнейшие для нашего выживания стимулы. То, что помогает нам выживать (еда и секс), вызывает у нас приятные эмоции. То, что опасно для жизни (горькая еда, насекомые, высота и хищники), вызывает страх или отвращение.

Поэтому на все современные изобретения вроде фастфуда, наркотиков, соцсетей и компьютерных игр так легко подсесть. Наш мозг по умолчанию считает все эти вещи благом, они ведь дарят нам удовольствие. А то, что дарит удовольствие, не может быть опасно для жизни.

Система 2 a.k.a неокортекс

К счастью, в ходе эволюции человек обзавелся приятным дополнением — неокортексом. У нашего вида эта часть мозга занимает непропорционально большую его часть, благодаря чему мы так сильно отличаемся от других животных.

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

В неокортексе происходит решение текущих вопросов, отсрочка удовольствия, долговременное планирование, регуляция эмоций, сдерживание импульсивных порывов (4).

Наиболее эволюционно молодая область мозга  — передняя часть неокортекса, префронтальная кора (ПФК). ПФК  —  это такой распорядитель, который помогает нам делать выбор: взять колу или пепси, сказать все, что думаешь или промолчать, получить сиюминутное или отложенное вознаграждение (5). Именно благодаря ПФК мы можем подчинять свои древние эмоциональные желания современным целям.

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

Лимбическая система vs префронталка

Лимбическая система и ПФК кардинально отличаются друг от друга: одна действует импульсивно и запрограммирована на получение сиюминутного вознаграждения, другая контролирует импульсы и откладывает быстрые удовольствия ради долговременных целей.

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

У меня такие вот ассоциации, если взять героев из Мстителей

Диссонанс наступает тогда, когда тебе настоящему хочется что-то одно, но будущему тебе было бы лучше, если бы ты сделал что-то другое. Тут и начинается перетаскивание каната между двумя системами.

Лимбическая система кричит "ХОЧУ!", а ПФК пытается её образумить "Куда тебе очередная булка, ты же решил худеть!". То, какое решение мы примем, зависит от того, кто победит в этой "битве".

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

Как современный мир усложняет процесс принятия решений

В современном мире нас окружает слишком много сиюминутных удовольствий: калорийная еда, наркотики, алкоголь, соцсети. Все эти вещи доступны каждому, для их получения сейчас даже из дома выходить не нужно. Перегруженность соблазнами, которые окружают нас со всех сторон, усложняет процесс принятия правильных для нас в будущем решений.

В условиях современного мира у нас пропала надобность сильно беспокоиться о базовых потребностях (по крайней мере в развитых странах). Вопрос не в том, как бы выжить, а в том, как бы прожить долгую качественную жизнь. И решение тут одно  — нужно думать о будущем и делать выбор в сторону отложенного вознаграждения.

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

Хочешь обеспечить себе старость? Не надейся на государство, задумайся о том, чтобы копить деньги. Хочешь жить долго и в старости не сливать все накопленные деньги на лекарства и лечение - увеличивай физактивность, качественно улучшай питание, высыпайся. Хочешь прожить насыщенную и интересную жизнь? Наполняй досуг занятиями, которые обогащают тебя вместо того, чтобы опустошать. Алкоголь, интернет, наркотики и игры не дают того счастья, которое ты пытаешься там отыскать.

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

Проблема в том, что лимбическая система не играет вдолгую. Ей надо здесь и сейчас.

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

Раньше в условиях недостатка ресурсов это было идеальной стратегией, но сейчас  — не очень. Достаточно посмотреть на статистику по заболеваемости ожирением, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Все это хронические заболевания, которые появляются из-за неправильного образа жизни. А образ жизни есть сумма "неправильных" решений, которые мы совершаем каждый день.

Как хакнуть силу воли и перестать быть рабом своей лимбической системы

Ок, с теорией мы разобрались. Теперь перейдем к практическим советам. Если ПФК  —  наездник, который управляет нашим эмоциональным слоном, то как мы можем увеличить способность наездника им управлять?

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

Проблема: сила воли  — исчерпаемый ресурс

Самоконтроль  — затратная для мозга функция. Как только энергии начинает не хватать, мозг отключает функцию самоконтроля и направляет энергию на более важные для жизнеобеспечения функции. То есть сила воли  —  это конечный ресурс в виде энергии, требующийся на поддержание самоконтроля.

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

Чем больше мы загружаем свою лобную кору  — заставляем ее запоминать что-то, принимать решения, ограничивать себя в чем-то, тем быстрее она истощается. В популярной психологии силу воли часто сравнивают с мышцей: чем больше ее используешь, тем больше она устает (6).

При высокой когнитивной загрузке  — например, после тестов, требующих напряженной эмоциональной динамики, человек часто начинает жульничать с собственной диетой (7). По этой же причине так сложно заставить сделать себя что-то полезное после рабочего дня: к тому времени, как мы доходим до важных для нас задач, у нас уже нет сил, чтобы их выполнять.

Выходит, что наша неспособность сдержать обещания, данные самому себе, это не проявление слабости или плохой дисциплины, а следствие того, что мы устали и исчерпали ресурс самоконтроля.

Решение 1. Не давать наезднику уставать и вовремя обновлять когнитивный ресурс

1. Чтобы избежать истощения энергии, нужно вовремя подпитывать мозг.

Шанс того, что судьи одобрят условно-досрочное освобождение заключенных, равен 65% сразу после еды, но в течение двух часов до следующего приема пищи одобрение заявлений падает, снижаясь почти до нуля непосредственно перед очередным перерывом (8).

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

График доли одобренных заявлений относительно времени предыдущего перерыва на еду


2. Плохой сон и стресс опустошают ресурс воли (9) (10). Это то, что нужно менять в первую очередь, если у вас есть проблемы с самоконтролем.

3. Переносить сложные задачи на время, когда ваш ресурс силы воли наиболее полон (утро).

4. Избегать серьезных ограничений, особенно тех, что связаны с питанием (смотреть п.1).


Решение 2. Способности наездника можно улучшить путем тренировок с постепенно увеличивающейся сложностью


Если мы не тренируем силу воли и постоянно пытаемся лишь экономить ее ресурсы  — она ослабевает. Если мы уходим в крайности и начинаем каждый день бегать марафон после долгого затишья, то есть риск быстро утомиться и получить травму (эмоциональное выгорание или срыв).

Нужна более эффективная стратегия, завязанная на постепенных и маленьких изменениях, которые не будут истощать ПФК, но при этом будут тренировать силу воли.

Плохо:

- Переходить на домашнюю еду, когда до этого годами питался одним фастфудом

- Покупать годовой абонемент в спортзал и ходить туда несколько раз в неделю, когда годами не занимался спортом

- Заставлять себя рано вставать, когда привык вставать в обед

Хорошо:

- Каждую неделю вводить одно маленькое изменение в рацион

- Начинать с домашних тренировок, постепенно наращивая мощность

- Постепенно переносить время подъема на более раннее время

Наш мозг не любит длительные задачи. Изучение языков, похудение, подготовка к марафону, длительные проекты, написание диплома или книги  — все эти задачи кажутся мозгу слишком сложным, поэтому он всеми способами пытается вас отговорить от их выполнения. Мозг нужно обмануть, снизив начальный барьер до минимума так, чтобы не возникало желание отложить или забить на дело.

Так, выполняя последовательность маленьких и посильных действий, мозг будет регулярно получать дофаминовые призы, у вас будет расти уверенность в том, что вы можете справиться с делом, риск срывов и прокрастинации будет минимизирован, потому что то, что вы делаете, легко и классно. Win-win.

Решение 3. Выработка привычек

Если речь идёт о действиях, которые вам необходимо совершать регулярно, то лучшее решение - превратить их в привычки.

Привычки  — это автоматические действия, для активации которых не нужна сила воли и мотивация. Привычки позволяют экономить энергию, так как для их выполнения не нужна осознанность  —  вы просто делаете что-то на автопилоте.

Сила воли: что это такое и как её прокачать Привычки, Саморазвитие, Сила воли, Зависимость, Мотивация, Психология, Мозг, Длиннопост

Чем больше в вашей жизни ритуалов и рутин, чем меньше решений вам необходимо принимать (что мне съесть на завтрак? пойти ли сегодня в зал? что надеть? какой дорогой поехать на работу?), тем больше ресурсов вы можете сэкономить для действительно важных решений, которые могут изменить вашу жизнь.

Именно по этой причине Марк Цукерберг (и когда-то Стив Джобс) не заморачивается по поводу своего гардероба. Таким образом он пытается направить свои ограниченные ресурсы на принятие более важных решений. Подобная идея также находится в основе такого течения, как минимализм.

Какие привычки могут экономить ресурс силы воли?

— Прописывать план питания на день (не нужно думать о том, что вы будете есть в течение дня)

— Готовить еду заранее (на несколько дней или на неделю по технике meal prepping)

— Каждый месяц автоматически откладывать часть зарплаты на накопления (а лучше сразу настроить ежемесячные автоматические переводы на накопительный счет)

— Составлять список задач на день


Решение 4: Избегать соблазнов

Зачем бороться с соблазнами и испытывать свою силу воли, если можно этого избежать? Если вы знаете, что у вас проблемы с алкоголем, сладким или другими вредными привычками - уберите триггеры из зоны досягаемости. Не покупайте булки и вино, прячьте их на дальние полки, проходите мимо полок с этими продуктами в магазинах. Усложните своему мозгу задачу - пусть ему будет лень сделать действие, от которого вы пытаетесь отказаться.

Напоследок

Универсальных советов о том, как побороть безволие и достигать целей, не существует. У всех людей изначально разное количество ресурса силы воли. У волевых людей мозг изначально более устойчив к импульсивному поведению. У людей со слабым самоконтролем мозгу легче поддаться на соблазны.

Исправить "встроенную" нехватку силы воли вряд ли возможно, но это не значит, что все потеряно. Можно научиться добиваться долгосрочных целей, даже имея врожденные проблемы с самоконтролем. Пробуйте методы, описанные выше. Ищите уникальные методы, которые работают для вас. Вносите изменения в вашу ежедневную рутину и добивайтесь прогресса в тех вещах, которые действительно для вас важны.

*****************

И, конечно же, велком в телеграм-канал Ты ж биолог👩🔬 — туда я пилю гораздо больше материалов, чем на Пикабу:)

Показать полностью 12
68

Британские учёные доказали, или чего не нужно знать о своих привычках

Ещё мудрый Аристотель заметил: «Вы – то, что вы делаете регулярно». Человечество всегда было озабочено привычками. В древности они помогали поддерживать религиозные ритуалы и армейскую дисциплину. Сегодня привычки стали неотъемлемой частью повседневной жизни: от чистки зубов до форм приветствия и прощания.


Как следствие, когда человек задумывается о переменах в жизни, речь обычно идёт о приобретении или избавлении от привычки. Конечно, если нужны долгосрочные перемены.


Хочешь стать заботливее? Проявляй это качество регулярно.

Хочешь быть трудолюбивее? Прикладывай дополнительные усилия каждый день.


И тут я подхожу к вопросу моих рассуждений: сколько времени формируется привычка?


Вы, возможно, встречали некоторые популярные ответы – 21 или 30 дней. Я читал исследования, где назывались цифры до 90 дней. Однозначного ответа нет. Но мне кажется, он и не нужен. И более того – вреден.


Вот смотрите.


Вы хотите завести привычку регулярно читать. Тут прихожу я и утверждаю, что любая привычка формируется 42 дня. Конечно, я подкрепляю всё это красивыми графиками, данными и фразой «британские учёные доказали». В общем, не подкопаться.


Вы переходите к делу, начинаете стабильно читать по 10 страниц в день и отмечать это в специальном журнале. Так проходит день, два, три, десять… Наконец, проходит 42 дня.


Чего вы будете ждать на 43? Что книга сама прилетит к вам в руки, а информация автоматом загрузится в мозг?


Нет.


Вам всё равно придётся сделать усилие, чтобы найти время, прочитать 10 страниц и отметить это в журнале.


Я хочу сказать, что абсолютно не важно, как долго формируется привычка. Важно – приносит ли она вам удовольствие. Если вы ненавидите чтение, то и через 100 дней вам не будет проще читать.


Не стройте иллюзий по поводу освоения полезных привычек. Если вы хотите чем-то заниматься, то пробуйте и делайте до тех пор, пока горите этим. И даже в этом случае не ударяйтесь в фанатизм. Я, например, могу не писать день или два, но не стану думать, что навсегда бросил писательство.


У фразы Аристотеля, которую я упомянул в начале, есть продолжение: «Совершенство – результат не действия, а привычки».


Не забывайте об этом, если хотите его достичь.


Источник: https://vk.com/putevoditell

Показать полностью
55

Новый год не нуждается в новом тебе

Новый год не нуждается в новом тебе Психология, Новый год, Психотерапия, Новая жизнь, Привычки, Цель, План

Вы слышали от себя или своих знакомых фразы типа: "начну новую жизнь с понедельника; в новом году стану другим человеком; и другие вариации этого выражения, м?

В этом нет ничего плохого и это даже очень здорово: меняться, двигаться вперёд, развиваться. Взращивать в себе новые привычки или избавляться от старых. Но часто за подобными фразами кроется не только обесценивание чего-то, что вы хотите в себе изменить (например, если вы хотите меньше лениться, то вы обесцениваете свою лень, считаете её чем-то ненужным, неважным и даже вредным), но и обесценивание себя как личности и/или человека. А лень, между прочим - звоночек того, что вы не видите особого смысла в том, чем ленитесь заняться. Так что не стоит её недооценивать. Про лень - это уже отдельный разговор, а мы вернёмся к " новому себе". Так вот, "старый" вы будет очень скучать по вашему вниманию, когда вы решите стать "новым, другим человеком". И всеми силами будет пытаться вернуть вас назад, в прежнее состояние. И это тоже: нормально. Не хорошо и не плохо. Просто имейте ввиду. Любите себя таким, какой вы есть сейчас - любите не за определённые черты характера, поступки или вещи, которые вы имеете. А просто за то, что вы есть, живете и дышите. И стремитесь к чему-то большему, если к этому большему лежит душа. С наступившим новым годом вас, друзья!


P.s. Картинка не моя, перевод картинки и текст под ней: мои.

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: