Распятый Христос Ге: "Я заставлю их рыдать"
Николай Ге - художник довольно своеобразный. Он относился к тем людям, которые стремятся поразить зрителя не красотой картины или техникой её написания, а содержанием, заложенным в созданное ими изображение.
Прославившись после написания картины "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", Н.Н. Ге полностью отказался от исторического жанра и, уединившись у себя в деревне, сосредоточился на том, что его действительно волновало - Страстном цикле.
«Распятие» 1892 г. Холст, масло. Музей д'Орсэ, Париж, Франция.
Можно по-разному относиться к религиозной тематике, но одного отрицать нельзя: образы Н.Н.Ге сильно отличались от тех, что существовали до него.
Распятия западноевропейские:
(Мазаччо Пизанский полиптих. Кастаньо, роспись в Санта Мария Нуово. Рафаэль Распятие.)
Распятия в русско-византийской иконописной традиции:
( "Распятие" из Византийского музея в Афинах, 15 век. "Распятие" из Смоленского собора Новодевичьего монастыря, 1685 г.. "Распятие", иконописец Панков Петр Иванович, 1878 г..)
Всегда держалось в уме божественное происхождение Христа, который будучи сыном божьим приносит искупительную жертву. Его страдание было страданием за других, но никак не личным.
Н.Н.Ге, в немалой степени под воздействием Л.Н.Толстого, создал образ Христа, максимально соотнесённого с простым человеком.
(Помним, Евангелие Толстого - это Евангелие, из которого изъята "чудесная" часть).
О "Распятии" сам Ге сказал: "Я заставлю их рыдать, а не умиляться". На выставке эффект картина произвела сильный и по приказу императора была снята. По легенде Александр III, взглянув на неё, сказал: «Это – бойня!» После чего картина выставлялась у друзей художника.
"Распятий" было создано несколько, это фотография варианта, местонахождение которого на данный момент неизвестно:
Распятие. 1894 г.
В сохранившейся версии "Распятия", как правило, отмечают экспрессивность и выразительность живописи и говорят о резком контрасте света и тени:
Деталь Распятия 1892 г. Голова и руки Христа
Деталь Распятия 1892 г. Ноги
Так же довольно часто отмечают тени от крестов, которые идут из глубины картины и обрываются только у её края. Не будь они ограничены холстом, несомненно упали бы на зрителя:
Деталь Распятия 1892 г. Тени
Так же сохранилось некоторое количество эскизов, которые возникали по ходу работы над картиной и которые позволяют чуть лучше проследить настроение и ход мыслей художника:
Уголь, растушка.
Уголь, растушка. Рисунок очерчен.
Эскиз одноименной картины 1894 года. Бумага, уголь, растушка
История быта и искусств
1.9K постов6.3K подписчиков
Правила сообщества
Исключаются:
- упоминания политики в актуальном контексте
- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
- спорная информация без указания авторитетных источников