Распространенные вакансии и "лохотрон"

Продолжаю тему трудоустройства, начатую в прошлом посте: http://pikabu.ru/story/chto_tam_pro_potentsialnyikh_rabotodateley_4476472


Сегодня поведаю о некоторых типовых вакансиях, которые не соответствуют заявленному в их описании. О том, что в народе зовется "лохотронами", хотя это не совсем корректное определение. В некоторых случаях мы имеем дело просто с неэкологичными, но эффективными методами, без прямого кидалова.


1. НПФ-ы. Негосударственные Пенсионные Фонды. А точнее их агенты, которые используют агрессивное продвижение.


Суть дела: после пенсионной реформы, разделившей пенсии на накопительную и сберегательную часть, появились те самые фонды. Которые обещают более выгодное инвестирование накопительной части в обмен на то, что вы доверяете им ею управлять. С учетом российских реалий, абсолютно мутная затея. Но закон при этом не нарушается, любой пенсионный фонд (в т.ч. государственный) - это легитимизированная финансовая пирамида, в которую всех обязали скидываться. Когда стоит вопрос самого существования пенсий, детали типа кто будет играть ими в биржевое казино - риторический. Но то лирика. Любой рынок, связанный с обязательным и законным отъемом денег у населения - лакомый кусок.


Как работают: вербовкой в нпф-ы занимаются агенты, которыми может стать почти любая организация. Договора фондов навязчиво предлагают как в крупнейших банках, так и посредством бегунков-коммивояжеров. Каждый подписанный договор приносит агенту комиссионные, размер которых зависит от качества привлеченного клиента. Причем клиенты никаких живых денег не вкладывают, они просто подписывают договор. Деньги, отдаваемые в виде налогов, фонд заберет самостоятельно.


Вакансии: распространители нпф-ов часто маскируются под кадровые агентства или нейтральные организации, которые могут размещать любые привлекательные вакансии. С большими зарплатами и скромными требованиями. Похожими схемами работают мошенники от риелторов, кстати, размещая фейковые квартиры. Далее соискатель приходит на собеседование, где ему объясняют, что попасть на должность можно только подписав соглашение с фондом. Либо текущая вакансия вот буквально минуту назад закрылась, но "мы можем подобрать для вас аналогичную, если вы подпишите с нами договор". Внимательно читайте то, что вам дают на подпись - это рекомендация из разряда общих.


Как избегать: если это кадровое агентство, или предложение слишком заманчивое и выглядит подозрительно, уточните надо ли у них подписывать пенсионные бумаги. Если на том конце не совсем упоротые, то им будет очевидно, что вас не сконвертировать. А значит и звать на собеседование смысла нет.



2. Медицинские книжки.


Суть дела: это схема, похожая на предыдущую, но являющаяся уже прямым кидаловом и обыкновенным мошенничеством. Соискателя принимают на соблазнительную (а иногда и вполне рядовую) должность, при условии, что он оформляет медицинскую книжку за свой счет. Если книжка есть, она не подходит, ибо нужно обследование в специальном центре. После изъятия денег взаимодействие заканчивается.


Как работают: прицел обычно настроен на старшее поколение, желательно женщин. Которым предлагают понятные им должности. Собеседования проходят в разных формах: либо обстоятельный разговор тет-а-тет, либо групповой тренинг, где рассказывают о прелестях несуществующей работы. Иногда составляют фейковые договора с левыми реквизитами (а то и без них, пользуясь юридической безграмотностью жертв). Потом какое-то время морозятся, параллельно окучивая максимальное количество и пропадают с локации, переезжая на новое место.


Вакансии: чаще это предложения работы в газетах или в расклейке. Рассчитано на тех, кто не ищет работу в интернете. Предлагают рабочие специальности или неквалифицированный труд, который можно подвести под необходимость оформления книжки (работа с продуктами, например). Ваши родители - в зоне риска.


Как избегать: вас обязывают оплатить что-либо при устройстве на работу? Разворачивайтесь и уходите.



3. МЛМ и финансовые пирамиды.


Хоть сетевики и просят не называть их пирамидами, я все же запихаю в один пункт. Потому что разница между млм (сетевым маркетингом) и классической пирамидой - чисто декоративная.


Суть дела: формально млм - это способ распространения товара, где продавцами выступают сами потребители. На деле же товар (услуга) обычно служит лишь поводом для привлечения нового человека в сеть. От вливания "свежей крови" сетевые структуры и получают основную прибыль. Пока необоснованно дорогую или просто бесполезную продукцию (бады, чудо-плацебо-лекарства, спортивное питание, бытовую химию) скупают сами дистрибьюторы, верящие в скорый успех и пассивный доход от будущей сети. Пирамиды отличаются лишь тем, что у них нет товара, там циркулируют только деньги от новых участников к старым и к организаторам.


Как работают: я уверен, что у вас есть хотя бы один знакомый, который с безумными глазами зазывал в "свой новый бизнес". Или навязчиво рассказывал о чудо-продукте, которым начал пользоваться. Приглашал на тренинги или совал каталоги с косметикой, в конце концов. Это вот они и есть. Новых членов обрабатывают либо самостоятельно, выбирая из ближнего круга, либо зазывают на презентации, для которых как раз и размещают объявления. Чтобы вступить в сеть, нужно купить какой-нибудь "стартовый пакет", или сделать "начальную инвестицию". А потом ты позанимаешься немного вербовкой, станешь бриллиантовым директором или пурпурным наставником и будешь получать свой пассивный доход с бизнеса. На самом деле, конечно, зарабатывают во всей этой истории только организаторы и группа приближенных агитаторов с вершины пирамиды. Остальные собирают крохи, в лучшем случае.


Вакансии: офис-менеджеры, секретари, активные продажники, дистрибьюторы, пенсионеры в поиске подработки, планктон всех сортов и расцветок. Это основная аудитория. Еще вербуют через бизнес тренинги или другое "обучение", которое на самом деле презентация компании и продукта.


Как избегать: если вместо собеседования вы слушаете часовую презентацию - это скорее всего оно. Если после презентации вам рассказывают про маркетинг-план и педлагают купить стартовый набор, значит точно оно. Уточняйте перед тем как согласиться куда-то идти, не сетевуха ли это. Как правило, сей факт не скрывают. Ну и всякие инвестиционные проекты с прибыльностью в 200% ежемесячно стоит обходить стороной. Если только вы не сознательно играете в ммм и прочее аки в рулетку, в этом случае развлекайтесь на здоровье.



4. Номинальный директор


Тут есть 2 варианта, с кидаловом и без. И оба делятся на большое количество подпунктов, о которых в двух словах не написать. Постараюсь коротко передать смысл.


Суть дела: номиналы бывают сознательными, выполняющими формальные функции директора, но без ведения хозяйственной деятельности. Это т.н. технические или транзитные фирмы. Такие получают зарплату, бегают по инстанциям, сдают декларации и вполне комфортно себя чувствуют. А бывают «гномы» (торпеды, дропы, мясо, там много наименований), задача которых принимать на себя налоговую нагрузку, либо оформлять кредиты, либо снимать наличку. Или все сразу. Это т.н. фирмы-помойки. Деньги такие тоже получают, но как правило небольшие и при этом подставляются под будущие анальные кары и возможные последствия. На этом рынке ситуация постоянно меняется и усложняется, все работают разными схемами и каждый случай в своем роде уникальный.


Как работают: качественных формальных директоров обычно набирают среди своих. Если с улицы, то через серьезные проверки и каждый по-своему, тут нет стандартных методов. А гномов вербуют вполне типовыми способами. Человеку сообщают, что ему нужно только оформить ООО или ИП и подписать доверенность, а все остальное сделают за него. Никаких деталей особо не сообщается, на вопросы отвечают уклончиво. Собеседования назначают в нейтральных местах (кафе, торговые центры), реже в офисах, которые находятся в глубинах промзон. Часто общение происходит через посредника «юриста», встречи с которым проходят у нотариуса, где и оформляются все документы. Последствия участия в помойках могут и не настать, но это тема для отдельных статей. Уровень риска зависит от того, что конкретно там делалось.


Вакансии: в газетах или расклейках иногда пишут прямо: «номинальный директор», или «коммерческий директор» или еще какой-нибудь директор. Без опыта, навыков и особых требований. На сайтах по поиску работы используют схемы, схожие с НПФ-агентами или сетевухой.


Как избегать: от сознательного участия в каких-либо структурах я не могу отговаривать, но от необдуманного попадания в помойки лучше предохраниться. Если вы собираетесь подрабатывать директором, хотя бы вооружитесь правильными вопросами: как будет использоваться фирма, как будут платиться налоги, нужно ли сдавать декларации, будет ли компания принимать НДС, будут ли ходить бюджетные деньги (это самый опасный момент), каким образом осуществляется выход из нее? Если точных и понятных ответов не последует – не рискуйте, оно того не стоит.



В будущих постах я хочу рассказать про распространенные заблуждения, связанные с трудоустройством, «официальной работой», «надежными компаниями» и т.п.


А здесь поделитесь своим опытом общения с разными вербовщиками, если таковой имеется :)